Президент России Владимир Путин подписал так называемый утилизационный закон – уже с 1 января 2014 года все российские автопроизводители будут продавать свои машины на тех же условиях, что и иностранные. То есть они будут платить утилизационный сбор, который взимается с новой машины для ее утилизации в будущем.
Названы и базовые ставки. Они такие же, как были и раньше: 20 000 рублей для легковых машин, а для грузовиков и автобусов – 150 000 рублей. Однако не просто так эта ставка названа базовой. Итоговая сумма может меняться в десятки раз. Так, сейчас физические лица при ввозе новой машины для личного использования платят всего 0,1 от базовой ставки (то есть лишь 2 000 рублей) и 0,15 ставки при ввозе подержанной машины старше трех лет.
Но вот юридические лица платят гораздо больше. Так, при ввозе машины с объемом двигателя более 3,5 литра коэффициент для юрлиц равен уже 5,5 (то есть уже 110 тысяч рублей). А если речь идет о подержанной машине с большим мотором, то юрлица заплатят уже... 35,01 ставки или 700 200 рублей! Почему утилизация подержанного автомобиля должна стоить 700 тысяч, признаться, не совсем понятно. По словам чиновников, старые машины с двигателями большого литража (даже трехлетние) сильнее загрязняют окружающую среду, чем микролитражки, поэтому и рост сбора оправдан. Но это еще мелочи. Коэффициент для самосвалов возрастом более трех лет полной массой свыше 350 тонн, созданных для езды по бездорожью, равен 40 ставкам (каждая по 150 тысяч), что в совокупности дает нам 6 миллионов рублей!
Так что все зависит от того, какой же коэффициент расчета утилизационного сбора будет принят для собираемых в России автомобилей. А его правительство назовет чуть позже. Если он останется на прежнем уровне, то коэффициент для новых автомобилей с объемом мотора 1-2 литра составит 1,34 ставки. То есть 26 800 рублей.
Что будет после 1 января 2014 года? Российские автомобили, скорее всего, подорожают. Ведь надо же будет автопроизводителям как-то компенсировать дополнительный сбор. И сильнее всего здесь может пострадать именно Lada, для которой рост цен на 26 тысяч может оказаться очень болезненным (надо отметить, что сейчас Granta стоит от 279 000 руб., то есть сумма в 26 800 рублей составляет почти 10% от цены готового автомобиля). А ведь продажи Lada и так снижаются – например, за первые 9 месяцев этого года она потеряла 14% (а в сентябре продажи упали и вовсе на 20% - подробнее об этом вы можете прочитать в материале «Авторынок России: все в ожидании скидок»).
Так зачем же тогда России вводить этот самый утилизационный сбор для своих производителей? Напомним, что он появился в 2012 году, и его брали исключительно с иностранных компаний. Тогда никто особенно не скрывал, что сбор введен для компенсации снижения пошлин на ввоз иномарок (их уменьшили после вступления России в ВТО). Но Европейский союз пригрозил подать на нас в суд, после чего российские власти решили ввести сбор для всех без исключения автомобилей. Подробнее о претензиях Европейского союза вы можете прочитать в материале «Цены на машины могут снизить через суд».