Продажа подержанных автомобилей — неожиданная проблема

15 октября в России вступил в действие новый регламент по регистрации автомобилей, который должен значительно облегчить жизнь водителям. Однако возникли и проблемы. Да еще какие!
Денис Смольянов

15 октября в России вступил в действие новый «Административный регламент исполнения государственной услуги по регистрации транспортных средств», который должен значительно облегчить жизнь водителям. Ведь, по идее, отныне поставить машину на учет можно будет в течение всего 1 часа, очереди к окошку должны быть не более, чем 15 минут, при продаже автомобиля тратить время и снимать его с учета больше не требуется. Казалось бы, живи да радуйся. Однако возникли и проблемы. Да еще какие!

Оказывается, новый регламент фактически «забыл» про такую процедуру, как trade-in, при которой человеку не надо заниматься самостоятельной продажей транспортного средства — он просто должен приехать в салон, отдать старую машину и стать обладателем новенького автомобиля. Да, мы все знаем, что принимаемые в зачет машины обычно оценивали чуть ниже рыночной стоимости (а затем продавали чуть дороже), но многие покупатели соглашались с подобными условиями. Ведь это было так удобно! А иногда и выгодно — например, компания Ford делает дополнительную скидку в размере 50 000 рублей в том случае, если человек пользовался системой trade-in.

Вот что было раньше — покупатель снимал автомобиль с учета, отдавал его дилеру, а последний переводил деньги на «счет» новой машины. Затем бывший владелец забывал о своей старой «ласточке», а она спокойно продавалась в автосалоне.

Но, согласно новому регламенту, владелец автомобиля больше не может снять его с учета и, следовательно, он должен отдавать машину со старыми номерами. И дилер не знает судьбу этой машины, ему не понятно, «чистая» ли она, наложен ли на нее запрет, тянется ли за ней криминальное прошлое.

Переживает и клиент. Согласно новому регламенту, пока новый владелец не поставит автомобиль на учет, то по базам данных налоговой инспекции и ГИБДД он по-прежнему будет числиться на старом владельце. А это значит, что и налоги тоже будут приходить ему.

Кроме того, есть и еще один подводный камень, о котором знают дилеры, — бывший владелец автомобиля через десять дней после купли-продажи машины имеет право приехать в ГИБДД и... прекратить регистрацию машины. А номера и документы при этом объявят в розыск. Да, формально можно будет затем восстановить регистрацию, но захочет ли этим заниматься бывший обладатель машины, который уже ездит на новом авто? К тому же, напомним, главным достоинством trade-in является его простота для клиента, а не дополнительная головная боль.

В результате многие дилеры в стране в настоящий момент фактически прекратили принимать автомобили по trade-in! «Мы нашли выход из ситуации, — рассказал «Авто Mail.Ru» Сергей Морин, руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом «ЗАО „Мерседес-Бенц РУС“. — Мы просто будем перерегистрировать автомобили на себя. При этом в договор будет внесена поправка, что деньги на счет нового автомобиля будут перечислять только после проведения процедуры смены собственника в ГИБДД. Но это максимум 10 дней».

Однако нужно понимать, что дилер в этом случае будет нести дополнительные расходы. И они заключаются не только в том, что представителю компании придется ехать в ГИБДД на автомобиле и ставить его на учет. В этом случае компания «попадает» на НДС и прочие налоги. Хорошо будет, если принятый по trade-in автомобиль продадут быстро — в этом случае затраты минимальны. А что делать, если он «зависнет»? Вопросов много, дилеры волнуются, ведь сейчас, скажем, в премиальном сегменте некоторые автосалоны до 28-30% автомобилей продают по системе trade-in. По отдельным маркам он достигает и 50%.

Еще одним путем решения проблемы видится не подписание договора купли-продажи, а выставление автомобиля на комиссию. Машина при этом будет числиться за старым владельцем, но деньги в зачет новой он получит сразу.

Но что же делать клиентам сейчас? Многие эксперты рекомендуют дождаться разъяснений от ГИБДД. «Ну если сегодня клиент будет требовать принять у меня автомобиль по trade-in, то я просто попрошу принести его 22 справки, которые он будет собирать полгода, и все. Лучше просто подождать, скоро все разъяснится», — сообщили нам в одном из дилерских центров, куда мы позвонили под видом клиента. Другие же уверены, что надо продолжать работать по новым правилам, пусть и не совсем понятным. «Не останавливать же бизнес?», — совершенно справедливо замечает директор по продажам автомобилей с пробегом Группы компаний «АвтоСпецЦентр» Артем Самородов.

«На следующей неделе мы будем собираться и обсуждать все юридические тонкости, надеюсь, что в регламент будут внесены изменения, — рассказал «Авто Mail.Ru» Павел Матвеенко, руководитель отдела продаж с пробегом „Атлант-М Бажова“. — Пока сделки trade-in у нас не приостановлены. Можно сдавать машину на номерах. А вопрос по тому, как будет при этом считаться транспортный налог и какие могут быть риски у будущих покупателей таких машин, — мы как раз сейчас обсуждаем. Думаем, что в ближайшее время поправки или разъяснения от коллег в ГИБДД все расставят по своим местам».

Но что будет, если регламент не изменится? В этом случае сегмент trade-in будет попросту сжиматься, что явно не приведет к оживлению авторынка (а продажи машин и так падают). Ведь в этом случае дилер будет вынужден при оценке машины учитывать расходы и риски, которые он понесет в дальнейшем.

Денис Смольянов, Дмитрий Гайдукевич