Цены на машины могут снизить через суд

Утилизационный сбор, который с прошлого года включен в стоимость автомобилей на российском рынке, стал причиной торгового конфликта между Россией и Евросоюзом
Павел Ёлшин

Утилизационный сбор, который с прошлого года включен в стоимость автомобилей на российском рынке, стал причиной торгового конфликта между Россией и Евросоюзом. Вначале западные страны не устраивало то, что данным сбором облагаются только машины иностранного производства, что в очередной раз создало «тепличные условия» для отечественных автопроизводителей. Буквально на днях Госдума приняла в первом чтении законопроект, устраняющий это неравенство. Однако ЕС не снимает своих претензий, так как по мнению европейских производителей, ставки утилизационного сбора в России завышены, из-за чего розничные цены на машины оказываются слишком высоки, и это подрывает экспорт автомобилей из Европы в Россию. Вопрос об этом будет решаться в суде ВТО.

Вчера ЕС официально потребовал от ВТО создать специальную группу экспертов-арбитров, которая начнет разбирательство о соответствии нормам организации российского утилизационного сбора на импортные автомобили, сообщает «Коммерсантъ». По данным ЕС, объемы поставок автомобилей из Европы в Россию составляют 10 млрд евро. При этом общий объем утилизационных сборов российское правительство оценивает в 1,3 млрд евро. Запад будет требовать общего снижения ставок сбора, так как многие эксперты полагают, что нынешние ставки были введены властями для того, чтобы компенсировать потери от снижения таможенных пошлин, которое наша страна предпринимает в связи со вступлением в ВТО. В самом деле, потребители никакого снижения не заметили: автомобили за последний год только продолжили дорожать.

Помимо прочего, представители ЕС заявляют, что ставки на новые и подержанные машины не должны резко отличаться, поскольку стоимость их утилизации примерно равна. Сейчас же с ввозимых подержанных машин взимают в шесть раз больше, чем с новых. В этом можно увидеть попытку воспрепятствовать импорту автомобилей со вторичного рынка Европы, чтобы они не конкурировали, например, с вазовской продукцией.

Директор департамента торговых переговоров Минэкономики Максим Медведков со своей стороны поясняет, что сбор в том числе идет на компенсацию общего вреда для экологии от автомобилей, поэтому дифференциация в зависимости от двигателя и возраста справедлива.

Если ЕС удастся в суде ВТО доказать свою правоту, то снижение сбора приведет к тому, что автомобили на российском рынке подешевеют. Однако наше правительство в свою очередь планирует оспаривать пошлины ЕС на ту продукцию, которую мы поставляем на Запад (в частности, металл и удобрения). Таким образом, торговый спор превращается в обмен взаимными претензиями.