Патриоты в Абхазии

Разрушенные дома, коровы на дорогах, «тревожные» мужчины в кожаных куртках, обгоны через сплошную. И солнце, ласковое море, красивейшая природа, низкие цены. Это Абхазия! Именно там мы протестировали UAZ Patriot с новым салоном и корейской «раздаткой»
Денис Смольянов

Разрушенные дома, коровы на дорогах, «тревожные» мужчины в черных кожаных куртках, постоянные обгоны через сплошную. И солнце, ласковое море, красивейшая природа, низкие цены. Это Абхазия! Именно там мы протестировали UAZ Patriot с новым салоном и корейской «раздаткой».


И сразу с главного — в этом году UAZ Patriot начали оснащать новой раздаточной коробкой. Вместо старой архаичной трансмиссии с торчащими рычагами (правый из них, что заведует включением «понижайки», при движении по тяжелому бездорожью периодически выбивало, и пассажир вынужден был придерживать его рукой) появилась новая трансмиссия корейской компании Hyundai-Dymos. В Ульяновске уверяют, что она, несмотря на китайскую сборку, заметно надежней старой. И, похоже, эти слова верны — по крайней мере, на «джиперских» форумах новую коробку почти не критикуют. А если жалобы и поступают, то лишь на новую «крутилку», которая заменила рычаги. Говорят, срабатывает она не всегда и периодически глючит.

Да и сама технология включения пониженной передачи удивляет своей «замороченностью» — представители УАЗа даже раздавали журналистам специальную инструкцию по включению режима 4L (для начинающих джиперов поясним: полный привод плюс понижающая передача). Ее смысл в следующем — после остановки надо перевести селектор не просто в режим 4L, а в так называемое «подпружиненное положение» и удерживать там до пяти (!) секунд. А затем надо выжать сцепление на 3-5 секунд и ждать появления соответствующей пиктограммы на панели приборов. Почему так сложно? На УАЗе это называют «защитой от дурака». Но может тогда пойти дальше и потребовать от владельца вводить какой-нибудь код, получаемый смс-сообщением?

К тому же, есть и другая проблема. Если в режиме 4L двигатель заглохнет, то затем всю процедуру по включению пониженной придется проходить заново. А что если автомобиль находится на каком-нибудь сложном грунте или с трудом взбирается в гору? Быстро завести мотор и выехать не получится. На УАЗе знают об этом «косяке» и уверяют, что проблема уже решена — «мозги» системы были перепрошиты. А вот выполнить другую просьбу джиперов и начать установку на Патриот хотя бы одну блокировку межколёсных дифференциалов в Ульяновске почему-то не спешат. А жаль — подключаемый полный привод и внушительный дорожный просвет это прекрасно, но ведь внедорожный потенциал автомобиля резко бы увеличился, имей он еще и блокировки. На заводе говорят, что, мол, у них нет надежных партнеров, которые бы поставляли диффы с блокировками, к тому же, их появление привело бы к серьезному росту цен. Однако тот же Горьковский автозавод нашел такого партнера, а «блок» обходится покупателям всего в 12 тысяч рублей — все подробности о Газели с блокировкой межколёсного дифференциала в материале Алексея Кованова «Грязный« бизнес. Тестируем «внедорожную» «Газель».

Как работает новая «раздатка»? Если не обращать внимания на сложную систему включения пониженной, то нареканий к ней нет. Мало того — ее все нахваливали! Во время поездки в одно из самых труднодоступных мест Абхазии — село Псху — стали видны все достоинства корейской коробки, ведь по сравнению со старой передаточное число пониженной передачи увеличилось на 31% и составляет 2,56 вместо прежних 1,94. И что означают эти цифры, понимаешь, только когда оказываешься на бездорожье — именно оно, а вовсе не асфальт, является настоящим домом для этой машины.

Благодаря новой «раздатке», Патриот ползет в горку даже на холостом ходу, переключать постоянно передачи теперь не нужно. Мало того — в автомобиле стало заметно тише (особенно это заметно при включении пониженной — раньше раздавался жуткий лязг, а теперь работу режима 4L можно определить только по пиктограмме на доске приборов). Нет, трансмиссионные шумы по-прежнему имеются, однако они уже не вызывают приступы мигрени. Очевидно, что по сравнению со старой машиной управлять Patriot на бездорожье стало удобнее. И это, пожалуй, самое важное достоинство автомобилей образца 2013 года.

Хотя нельзя забывать и про салон. Про то, что Patriot получил новый интерьер, мы уже писали в статье «Обновлённый UAZ Patriot и неожиданный краш-тест». Сейчас можно лишь подтвердить — мягкий (!) пластик в салоне смотрится здорово, климатическая система работает без сбоев, есть разъем USB, усилия на рычажках вполне «иномарочные», ничего не заедает и даже не скрипит. А после появления новой «раздатки» интерьер еще немного преобразился — у Патриота теперь цельная обивка потолка (раньше она состояла из нескольких частей), кнопки электростеклоподъемников переехали, наконец-то, на дверь (ну и, разумеется, появилась та самая «крутилка»).

А вот говорить про поведение Patriot на асфальте как-то не хочется. Если на камнях и в грязи машина воспринимается цельной и придает тебе уверенности, то на шоссе ситуация кардинально меняется. Куда делось взаимопонимание с автомобилем, которое ты только что нашел на горном перевале? Руль вдруг стал абсолютно «пустым», бензинового двигателя мощностью 128 л.с. уже откровенно не хватает большой и тяжелой машине (к тому же, при нажатии на педаль газа периодически раздаются жуткие резонансные шумы).

Не хочется портить себе настроение, говоря про досадные мелочи, которые способны испортить все впечатление от автомобиля: неровно установленный руль, нечетко зафиксированное зеркальце в солнцезащитном козырьке, периодически пропадающий звук при прослушивании музыки через флешку и так далее. А уж про проблемы с закрытием/открытием крышки багажника на пикапе я вообще молчу — каждый раз это было целое испытание сил и нервов. Почему так происходит? Уазовцы разводят руками и говорят о необходимости регулировки. Однако сколько спецы не налаживали механизм, крышка по-прежнему открывалась/закрывалась с огромными проблемами.

UAZ Patriot с новой корейской «раздаткой» стоит от 568 000 руб. (есть еще машины со старой трансмиссией в «пустой» комплектации по цене 499 000 руб.). А внедорожник с кондиционером, подогревом кресел и зеркал, АБС, «музыкой», легкосплавными дисками и прочими «наворотами» обойдется в 665 тыс. руб. (плюс, сейчас завод дает покупателям таких машин подарки на 25 тысяч в виде сигнализации, парктроника и прочего). Ну а самые дорогие дизельные Patriot со всеми «наворотами» стоят 760 000 руб. Конкуренты? Разумеется, имеются, но в случае с Patriot для каждого покупателя они свои. Если вам нужен именно внедорожник для покорения неведомых преград, то в соперники УАЗику можно записать, пожалуй, лишь Chevrolet Niva. Она поменьше, но благодаря пониженной и блокировке межосевого дифференциала ее возможности порой не хуже, чем у Патриота (цена «Нивы» — от 449 до 547 тысяч).

А если просто требуется автомобиль с полным приводом и увеличенным дорожным просветом для проезда на дачу? Тогда в соперники УАЗу можно записать даже Renault Duster (от 529 тыс. руб. за версию с полным приводом, но машины в «хорошей» комплектации да еще и с двигателем объемом 2,0 л, 136 л.с., продаются уже за 679 000 руб.). Но сами УАЗовцы признаются, что они больше всего опасаются китайского Great Wall Hover. И правильно делают. Например, Hover H5 стоит от 699 000 руб. Причем это уже за машину с «кондеем», 17-дюймовыми дисками, камерой заднего вида, двумя подушками безопасности и многим другим. А у UAZ Patriot, несмотря на написание латиницей, никаких подушек нет и в помине. «А зачем они сейчас, — спрашивают заводчане. — Вот когда введут обязательные требования, тогда и поставим». И действительно! Зачем подушки? Лишние они.

Кроме того, китайцы имеют еще и свой недорогой пикап — Great Wall Wingle 5 продается за 644 000 руб. за версию с кондиционером. А UAZ Pickup с «кондеем» — это 620 тысяч...

Праздник со слезами на глазах

Обойти тему войны при путешествии по Абхазии очень сложно. Здесь все напоминает о ней: люди в военной форме, колючая проволока, памятники погибшим, минные поля, здания со следами от пуль. А уж не сказать про войну сегодня было бы совсем неправильно. Ведь именно 30 сентября абхазы отмечают 20-й День независимости.

Именно грузино-абхазскую войну стоит признать наиболее жестокой среди всех подобных конфликтов, которые произошли на территории бывшего СССР в 90-х годах прошлого века. И, как всегда в таких случаях, найти истину крайне сложно — все зависит от того, на чьей стороне вы находитесь. Одни говорят, что во всем виноваты грузины, которые 14 августа 1992 года под предлогом охраны железной дороги от бандитов вошли на территорию Абхазии (за несколько дней до этого Верховный совет Абхазии принял документ о восстановлении Конституции 1925 года, по которой Абхазия признавалась автономной республикой в составе Грузии). День 14 августа был выбран не случайно — именно тогда абхазы хотели предложить Грузии федеративные отношения. То есть, Абхазия получала бы автономию, но оставалась в составе Грузии. И если бы это было осуществлено, то никакого конфликта, наверняка, не было.

Поначалу грузинские войска, которые были вооружены современной техникой, одерживали верх, однако в октябре 1992 года абхазские войска сумели стабилизировать фронт и даже перешли в контрнаступление. Летом 1993 года они блокировали Сухум и к концу сентября освободили город. При этом важно отметить, что данная война отличалась особой жестокостью — насилие и убийство по национальному признаку практиковали все (например, на стороне Абхазии воевал печально известный Шамиль Басаев, который уже тогда прославился бессмысленной жестокостью и не щадил никого).

В результате войны из Абхазии были вынуждены уехать около 250 тысяч грузин (фактически, половина населения республики). Некоторые из них попытались затем вернуться, однако из-за конфликта 1998 года снова уехали. Да-да, в 1998 году война вновь пришла на территорию Абхазии, но правда бои продолжались лишь шесть дней в Гальском районе. Потом конфликты были в 2001, 2006 и 2008 году. В том же 2008 году Россия признала независимость Абхазии. Это же сделали еще четыре члена ООН: Никарагуа, Венесуэла, Науру и Тувалу (правда, есть сомнения, что жители всех этих стран знают о существовании Абхазии). В 2011 о признании независимости объявила и такая великая держава, как Вануату, но в 2013 году она отозвала свое признание. Грузия же считает территорию Абхазии оккупированной российскими войсками. Мало того, если в Грузии узнают, что вы посещали Абхазию, то вас даже могут посадить за решетку.

Однако тем, кто приезжает в Абхазию отдыхать, беспокоиться не стоит. Ведь сюда пускают по российскому паспорту (при этом никаких штампов не ставят), национальной валютой является российский рубль, цены на шашлык и чачу по-прежнему низкие, а море теплое. Что касается безопасности... Сейчас Абхазию защищает довольно мощная военная группировка российских войск под Гадаутой.

Как добраться до Абхазии

Проще всего добраться до Абхазии по железной дороге — из Москвы ходит скорый поезд прямо до Сухума, а на все таможенные формальности пассажиры потратят лишь 1,5 часа. Причем выйти можно не только в Сухуме, но и в Гаграх, Гадауте или Новом Афоне. Правда, время в пути составит 42-45 часов (туда быстрее, обратно чуть дольше). Цены на билеты в одну сторону на сентябрь 2013 года были следующие: «люкс» — 8901 руб., купе — 4426 рублей, плацкарт — 2495 рублей (в октябре билеты немного подешевеют — купе будет стоить 4092 руб.). Однако следует иметь в виду, что в этом случае вы будете привязаны к одному месту отдыха, так как аренда машин в Абхазии совершенно не развита. С другой стороны, маршрутки тут хорошо распространены.

Добраться на самолете будет гораздо быстрее. Однако в этом случае вы прилетите в Сочи (вернее в Адлер), после чего вам придется на такси доехать до Абхазии. Можно заказать трансфер и в санатории или отеле, куда вы направляетесь (примерно 2200 руб. до Гагр и 3500-4000 руб. до Сухума за автомобиль, если вас много, то водитель будет считать уже по головам — 1200-1600 руб. с каждого). Что касается билетов на самолет, то осенью билет туда-обратно из Москвы можно найти за 8-10 тыс. рублей с учетом сборов.

Да и на машине добраться до Абхазии просто — до Сочи, а далее по указателям. С границей у нас сложностей не возникло — по крайней мере, в конце сентября все было спокойно (хотя говорят, что иногда граница стоит «очень плотно»). А в конце зимы и вплоть до окончания Олимпиады ее могут практически полностью закрыть, что очень беспокоит местных жителей. Некоторые из них уже сейчас начинают запасаться продуктами на зиму (все товары сюда доставляются из России).

Денис Смольянов, Дмитрий Гайдукевич, фото Дениса Смольянова и Алексея Барашкова