Вряд ли эти автомобили заполнят собой улицы городов — большинству из нас они не нужны. Но кому-то они просто необходимы. Nissan Juke в версии Nismo или Mini Cooper S All4 Paceman? Если вы тот самый оригинал, на которого рассчитаны эти кроссоверы, альтернатив им практически нет. И тот, и другой — автомобили-оксюмороны: шустрые и жёсткие, но при этом высокие и многоцелевые. Ну или хотя бы стремящиеся быть универсальными. В любом случае, это пара вседорожников, молодых духом и неординарных телом. Да и про их целевую аудиторию можно сказать то же самое.
Для теста мы взяли Nissan Juke Nismo и Mini Paceman в версиях с турбомоторами, полным приводом и автоматами. Mini дороже (1 439 500 рублей без учёта опций против 1 193 000 за Nissan), но в отсутствие вариантов их можно смело считать конкурентами, выступающими в одной дисциплине: хотхэтч повышенной проходимости. Или кроссовер увеличенной жгучести? Создатели этих машин обращаются к тем, для кого обычный «джипчик» слишком сер и уныл, а горячий хэтчбек избыточен или неудобен. И хотя определиться в терминах пока не получается, концепция подопытных ясна: модно, быстро, удобно. Вот эти три критерия и лягут в основу сравнения наших оригиналов.
Модно
Стоя рядом, эти два кроссовера особенно походят на пару хипстеров: модно-бунтарский «лук», состоящий из актуальных цветов, необычных аксессуаров и ярких деталей, дополняется «богатым» внутренним миром в виде оригинальных интерьеров и незаурядных способностей на ходу. Гардероб обеих машин исполнен в эдаком стиле casual — удобной и стильной городской одежды. Но если наряд Nissan имеет явный уклон в сторону фитнес-стиля, то Mini делает упор на элегантность и гламур. Как оказалось, и тот, и другой подход дизайнеров ограничивают изначально присущую кроссоверам практичность.
Как ни крути, а брендовый спортивный костюм от Nismo в сочетании со стильной 18-дюймовой «обувкой» существенно урезает возможности Джука беззаботно мчать по плохому асфальту или пробираться к точке сбора грибов. Да и Mini уязвим вне хороших дорог: сверхнизкопрофильные 19-дюймовые шины легко покрываются шишками «грыж», а боковые зеркала — что солнцезащитные очки на лице ночного тусовщика: стёкла большие, а видно в них мало. Но это всё мелочи, ведь купят эти машины те люди, которые не привыкли париться по мелочам, которые не носят мобильник в «надёжном» чехле и не считают мелкую сдачу на кассе.
Внутри Juke преобразился незначительно, но как раз в самых нужных местах. Кресла заменили на более спортивные, с ярко выраженной боковой поддержкой и обшивкой из алькантары с красной строчкой. Этим же почти благородным материалом отделали руль и подлокотники на дверях. Ещё пара штрихов — красная «нулевая» метка на ободе руля и алый тахометр. Добавим сюда накладки на педали, тёмный потолок да пару шильдиков Nismo в салоне, и у водителя создаётся правильное настроение, которое поддерживается классным профилем кресла и тактильными ощущениями от лежащего в руках «волосатого» руля.
Как и снаружи, Mini внутри не спортивен — скорее, гламурен. Лакированные поверхности, коричневая кожа, традиционная для Mini архитектура панели. Каждая мелочь здесь создана мыслью дизайнера: овальные педали, «полулуния» дверных ручек, рычаг стояночного тормоза в стиле самолётной рукояти управления тягой, «забрало» блокировки селектора автомата, блоки тумблеров на потолке и центральной консоли. Правда, кресла здесь «обнимаются» менее охотно, чем в Juke, да и руль кажется жёстким и грубым. Помимо классных «фрик-деталей», привычных для Mini, тестовый Paceman спасает отделка опциональной коричневой кожей — интерьер смотрится дорого, несмотря на жёсткий и гулкий пластик.
На центральной консоли каждого автомобиля есть минимум по одному примечательному гаджету. Если в Mini роль такового выполняет фирменная «пицца» спидометра с экраном навигации и указателем уровня топлива в центре, то в Ниссане это дисплей климата с кнопками-хамелеонами вокруг него. Нажал клавишу D-Mode чуть выше, и вот уже экран отображает нехитрую «телеметрию», а кнопки вокруг него переименовались и теперь заведуют настройками агрегатов. Впрочем, практического толку от указателя продольных и поперечных ускорений, а также индикатора наддува ровно столько же, сколь и от совершенно нечитаемого центрального спидометра Mini.
Быстро!
Оба кроссовера оснащены турбомоторами объёмом 1,6 литра. При этом у Juke Nismo чуть больше мощности (200 л.с. против 184 у Mini), а Paceman обладает лучшим запасом тяги (260 Н·м в пике против 250 у Juke). До сотни Mini быстрее — 7,8 секунды (точно как переднеприводный Juke Nismo с механикой, который тестировал Вадим Гагарин) против 8,2 у Nissan. Но на деле разницы в динамике не ощущается: обе машины едут быстро, просто по-разному. Шестиступенчатый автомат Mini переключается резко и эмоционально, что в городском режиме оборачивается суетливостью и нервозностью коробки передач. В то же время оснащённый вариатором с 7 виртуальными ступенями Nissan разгоняется по-троллейбусному линейно, зато всегда сохраняет плавность работы трансмиссии. При активной езде связка мотор-коробка Mini понравились больше, но толкаться в пробках удобнее в Juke Nismo.
Руль у Nismo делает от упора до упора 2,75 оборота, а у Mini — всего 2,25! При этом «баранка» Пейсмена не только острее и тяжелее, но и немного прозрачнее — спорта в такой настройке побольше, чем у Джука. Впечатление портит только тот факт, что при быстром вращении руля на парковке производительности усилителя Mini слегка не хватает, да и держать в руках алькантаровую «баранку» Nismo приятнее. Легче на Ниссане и в дальней дороге — машина чётче стоит на прямой, меньше прыгает на неровностях. Ведь, несмотря на то, что заряженный Juke сделали плотнее обычного, Mini оказывается ещё зубодробильнее! При этом жёсткая подвеска и огромные колёса не дают англичанину преимущества в управляемости над японцем: в предельных режимах обе машины понятны в повадках, а благодаря системе векторизации тяги, активно заправляющей Juke Nismo в поворот под газом, Nissan оказывается даже более азартным при активной езде.
Педаль тормоза досталась версии Nismo в наследство от обычного Джука, поэтому кажется мягковатой и длинноходной — пользоваться более жёсткими и чёткими тормозами Mini удобнее и приятнее. К тому же посмотрите на пару хромированных ноздрей в бампере Пейсмена — это самые настоящие воздуховоды, ведущие к тормозным механизмам! Другой вопрос — зачем они ему: создать избыточный запас выносливости или решить проблему с охлаждением? Так или иначе, лишним не будет, да и выглядит здорово. В итоге общий баланс ездовых характеристик оказался немного лучше у Nissan — Mini тоже хорош на ходу, но он более нервный, капризный местами. Это можно простить хэтчу, но от кроссовера ждёшь большей расслабленности за рулём.
Удобно?
Способности покорять препятствия у обоих кроссоверов околонулевые. Можно, конечно, понадеяться на полный привод, но ведь так обидно будет сломать на первой же кочке нарядный обвес Джука или пропороть 19-дюймовое колесо Пейсмена с 40-м профилем резины. Поэтому вместо тестов на буераках и сравнения клиренсов мы решили измерить то, что действительно пригодится владельцам в городе, — способность припарковаться вплотную к бордюру. Так, спереди «губа» Nismo находится в 19 см от земли, а кромку переднего бампера Mini отделяют от асфальта 20 см. Много это или мало? Да ровно столько же, сколько у парочки Honda Accord — Mazda 6! Но если на Джуке стоит осторожно парковаться и задом (от глушителя до земли 25 см), то на Mini с приличным расстоянием от бампера до дороги такой проблемы уже нет (как-никак 32 см).
Вылезаем из-под автомобилей и продолжаем шуршать рулеткой уже внутри подопытных. Даже на глаз видно, что места внутри Mini ощутимо меньше, чем в Nissan. И если спереди регулировок человеку любого роста хватит в обеих машинах, то сзади в Mini сидеть намного дискомфортнее: при кресле, подстроенном под водителя ростом 187 см, в Джуке сзади оставалось 22 см места для ног против 12 в Пейсмене! А если ваш рост выше 175 см, то на втором ряду вы будете макушкой держать потолок английской машины. Теперь понятно, почему у Nissan есть пара задних дверей, а у Mini нет: если уж пассажиры последнего согласятся скукожиться на задних сиденьях, то проникновение туда будет для них лёгкой разминкой. С багажниками почти паритет: при одинаковой глубине в 66 см, проём у Nissan на 5 сантиметров шире. Хотя, кого это волнует?
А вот жуткая мультимедийная система у Mini — это уже серьёзный минус. У Nissan она тоже не ахти какая нарядная, но хотя бы удобна и понятна в пользовании, и к тому же оснащена сенсорным дисплеем. В Пейсмене используется знакомый по всем Mini неудобный джойстик-крутилка на центральном тоннеле, обращению с которым впору посвящать отдельный тренировочный курс. Зато теперь, чтобы опустить боковые стёкла, всем привыкшим к чудачествам Mini придётся переучиваться — ведь управляющие клавиши переехали с центральной консоли на двери, как у «нормальных» машин. К слову, нынешний слоган марки Mini — not normal.
У Nissan с эргономикой получше, всё-таки весь авангардизм Джука в его облике. Но всё равно пользоваться кнопками-оборотнями и экраном между ними не очень удобно, ниша для мобильника прорезинена, но маловата, а функционал клавишам на руле присваивал, очевидно, болгарин, для которого кивок головой означает «нет». Столько странностей — так в чём же удобство? Да как раз в том, что обе машины едут почти как хотхэтчи, но являются вседорожниками: с полным приводом, приемлемым клиренсом и высокой посадкой. Это шустрые городские машины, которые не будут обзывать обидными словами вроде «пузотёрка» и «недопривод».
Ну и кто кого?
Странное дело — почти по всем объективным показателям Juke Nismo впереди. В нём больше места внутри, присутствуют задние двери, более удобный салон и комфорт на ходу... Он, в конце концов, стоит дешевле! Но в этом сегменте важно ещё кое-что — общее восприятие автомобиля, его завершённость и цельность. И здесь впереди уже Mini: Juke Nismo классный и сбалансированный, но он сделан из массовой модели, в то время как Paceman — это изначально дизайнерский продукт, рождённый дорогой и красивой игрушкой. Mini аутентичнее, и на нём уместнее приезжать на вечеринку — для многих покупателей таких машин это может оказаться решающим фактором. Поэтому наш рациональный выбор — Nissan, а эмоциональный — Mini.
Текст: Дмитрий Ласьков
Фотографии Виталия Кабышева
Редакция благодарит компанию Villagio Estate и администрацию посёлка Millennium Park за помощь в проведении съёмок