Весной мы опубликовали материал «Внимание, мотоциклисты: смотрим в оба!», где мы с редактором проекта Мото@Mail.Ru Павлом Курлаповым коснулись опасностей, связанных с началом (и не только) мотосезона. Главная цель тогда была – дать возможность автомобилистам взглянуть на мир глазами мотоциклиста, познакомиться с особенностями байкерской езды, их восприятием, мотивацией... Интервью вызвало большой резонанс и горячую полемику (наши пользователи оставили более 1200 комментариев), которая даже вышла за пределы проекта.
Эксперимент считаем успешным, но не потому, что мы получили много положительных отзывов, а потому, что удалось в очередной раз убедиться в том, что многие наши водители очень закрыты к новому и крайне нетерпимы друг к другу. Комментаторы по большей части высказывались несдержанно:
– «Чтобы избавиться от самоубийц на дорогах, предлагаю натягивать тросики поперёк дороги...»
– «А как они приятно хрустят под колёсами грузовиков...»
– «Статья о том, что выехали мотоциклисты на дороги, а водители авто, в свою очередь, должны щемиться по углам при виде мотоцикла!!!»
– «Чего автомобилистам рассказывать про байкеров? Пусть байкеры думают и не мешают автомобилистам...»
– «Этот Паша пишет: внимательно, осторожно. Как будто мы этим уродам-мотоциклистам (которые так ездят) что-то должны...»
– «После прочтения этого материала и просмотра видеороликов желаю всем подобным тварям в ближайшие месяцы найти свой КамАЗ – чтоб сами уж точно в мясо и невиновного никого за собой, скоты, не прихватили...»
И это совсем небольшая часть. Страшно. Но самое страшное то, что комментарии и такое отношение небезосновательны. Есть над чем задуматься и автомобилистам, и мотоциклистам. Мы с Павлом решили порассуждать на эту тему.
Виталий Кабышев, Авто Mail.Ru: Паш, почему, на твой взгляд, конфликтуют автоводители и мотоциклисты? Завидно, что вы мобильнее и быстрее? Погоня за справедливостью? Психология?
Павел Курлапов: Вообще, люди, не обремененные комплексами неполноценности, довольные собой и жизнью не имеют обыкновения конфликтовать и испытывать негативные эмоции на ровном месте. Всё же, большинство автолюбителей относятся к мотоциклистам на дорогах уважительно, понимая, что за рулем сидит живой человек.
А одна из основных причин конфликтов и аварий – нежелание сотрудничества на дороге. Пример взаимодействия автомобилистов и мотоциклистов, как раз-таки, наиболее ярок. Если копнуть поглубже, всё упирается во «внутренние предустановки», в несознательное, в психологию. А это уже, в свою очередь, определено человеческой природой. Если человек просто сам по себе не любит себе подобных вокруг, то он найдёт повод для конфликта везде – в магазине, на заправке, на работе, на форумах... А уж на дороге – милое дело! Почва очень благодатная – в автомобиле ты скрыт от взглядов и почти обезличен, создаётся ощущение защиты и вседозволенности, а вокруг масса вещей, на которые приятно раздражаться. Стоишь третий час в пробке, а тут мотоциклист – пробирается между автомобилями, громко рыча глушителем. Кровь кипит, берут завидки, – «он быстрее». Быстрее – значит, доминирует в данной ситуации, тебя это цепляет, ведь тяга к доминированию и соперничеству у нас в генах. И вообще он урод, потому что «не-такой-как-я» или «не-такой-как-все».
Очень много неприязни со стороны автомобилистов именно от этого. Поддерживать «себе подобных»/«близких по духу»/«соплеменников» и, наоборот, бороться и отторгать «иных»/«чужаков» – вещь, выработанная эволюцией. Ещё с детства этот комплекс ненависти к «не таким» у некоторых персонажей закрепляется настолько крепко, что они не могут избавиться от него до конца жизни. Рыжий? – портфелем по голове. Отличник? – ботаник несчастный. Чемпион по пинг-понгу? – недоспортсмен, шарик пинает. Мотоциклист? – вообще убить мало. Не потому что мотоцикл – плохо, а потому, что – «не такой». У многих представителей четырёхколёсной братии, особенно, когда они близки к «точке кипения», на этой почве срабатывает принцип: «Ах, ты быстрее? А вот и хрен! Будешь стоять, как я!». Комплексы людские – страшная штука.
Это ревность, зависть, обида – за то, что мы, выбрав «два колеса», имеем большую свободу. Самое, пожалуй, обидное в таком поведении, что человек недопонимает того, что он сам делает свой выбор. Завидуешь? Купи мотоцикл и будь столь же свободным, как мы. Опасно? Мокро в ливень и нет кондиционера? Такова плата за скорость, мобильность и экономию своего собственного времени. Хочешь с комфортом и музыкой? Тогда не пеняй на пробки. Наверное, к счастью, что такие люди никогда не сядут на два колеса. Испытывая ту неконтролируемую злобу, ревность и обиду на мотоциклистов, они попросту испугаются оказаться на той стороне баррикад, ведь они будут знать, что «все» вокруг будут их ненавидеть так же, как они ненавидят двухколесных сейчас.
«Ага-а-а-а-а, а ты поворотник не включил!» «Да ты вообще никто после этого!» «Тебя пропускать – себя не уважать». Так автомобилисты действуют и думают в лучшем случае. Часто с пониманием «ты не прав» соседствует беспросветная агрессия – «зацепить», «проучить», «наказать», «растоптать», «стереть в порошок» – немедленно... И это часто доходит до дела. Дичь полная. К счастью, таких вот яростных мотоненавистников не так много.
Что касается поворотников... Я сам придерживаюсь, призывал, призываю и буду призывать к спокойной, размеренной и «прозрачной» езде со своевременными предупреждениями о предстоящих манёврах. У водителей и пешеходов всегда должна быть возможность видеть и прогнозировать мои действия.
Ещё одна проблема – перекладывание ответственности со своих плеч на плечи мотоциклиста: «Ах, ты быстрый? Умнее всех? Мечешься вон... Ну сам тогда и разруливай ситуацию. Сам ищи выходы». «Я из принципа не подвинусь, я не буду тебе подыгрывать. Разобьёшься – и хрен с тобой. Туда тебе и дорога, ты ведь «чужой» – из другого теста. Сам виноват, что выбрал такую судьбу». Это своего рода пассивная неприязнь. С такой сталкиваешься гораздо чаще, чем с активной агрессией. Другое дело, что пассивность автомобилиста – это как раз то, о чем всегда просят их мотоциклисты. Увидел – ничего не делай. Ведь мотоциклист уже давно спланировал, как тебя объехать – он думает быстрее, не мешай ему. Так что очень часто такая пассивность только на руку. А вообще призываю к сотрудничеству.
Виталий Кабышев, Авто Mail.Ru: Почему у многих автомобилистов возникают претензии к мотоциклистам, которые ездят между рядами?..
Павел Курлапов: Да – больной вопрос. Многие очень ревностно к этому относятся. Многие не знают, а может, забыли, что правилами движение транспортных средств по одной полосе в два ряда, когда это происходит с интервалами, при которых может быть обеспечена безопасность для движения, не запрещена. Вот и злятся – обижаются, зажимают, дескать, – «нельзя». Можно, ребята, можно, почитайте правила. Конфликт ещё может возникнуть из-за того, что понимание «безопасный» или «небезопасный интервал» для всех разное.
Виталий Кабышев, Авто Mail.Ru: Часто можно видеть, что мотоцикл двигается по линии разметки. Зачем?
Павел Курлапов: Я этого не приветствую, хотя любое движение по разметке, если уж до конца быть буквоедом, можно квалифицировать как перестроение (да-да, длительное перестроение), которое правилами не запрещается... Но разметка изготовлена из полимера или нанесена краской. И то, и другое – довольно скользкие покрытия, так что мотоциклисты чаще двигаются РЯДОМ с линией разметки, а это не запрещено.
Виталий Кабышев, Авто Mail.Ru: Паш, на твой мотоциклетный взгляд, как можно снизить количество ДТП с участием мотоциклистов?
Павел Курлапов: Прийти к пониманию, что без уважения, сотрудничества и взаимовыручки никуда. Да, для многих это сложно, но когда-то же нужно начинать.
Мотоциклистам главное поумерить свой пыл и снизить скорости до корректных величин. Хотите гонять? Вперёд на трек, вот там самоутверждайтесь и соревнуйтесь в удали с такими же, как вы.
Важный момент. Мотоциклист, как правило, едет быстрее основного потока, и это неспроста. Двигаясь к потоку в режиме +15-20 км/ч (я сейчас не про нарушения скоростных лимитов, а про принцип в целом) он лучше заметен среди массы автомобилей, двигающейся с некой средней скоростью, к тому же ему самому проще контролировать обстановку. Именно такой режим помогает быстрее и качественнее проанализировать ситуацию на дороге и спланировать свои действия на несколько шагов вперед. Именно поэтому, и ещё потому, что мотоцикл гораздо маневреннее автомобиля, водитель мотоцикла должен думать быстрее и планировать свои действия более тщательно и на большую перспективу.
Водители живут в более «медленном» измерении и они часто вообще не готовы к появлению «откуда-то из-за спины» мотоциклиста. Нет привычки досконально контролировать обстановку сзади, а если контроль и есть, то он, как правило, недостаточно тщательный. И в этом случае совершенно неважно, нарушает мотоциклист скоростной режим или нет.
Многие автомобилисты практикуют метод перестроения или поворота «включил поворотник – начал маневр – посмотрел (или вовсе не посмотрел) в зеркало». Естественно, при такой последовательности, уже повернув руль и изменив направление движения, водитель видит в зеркале мотоцикл, слышит длинный «раздражённый» сигнал, пугается и дергает руль назад. Часто после ДТП, когда мотоцикл был притёрт при таких перестроениях, водители авто говорят «он появился неожиданно». Но шарахающихся после начала маневра обратно в свой ряд автомобилистов мы видим ежедневно не по одному. А всего лишь нужно поменять алгоритм: «поворотник – зеркало – манёвр» и никак иначе, при этом нелишне убедиться в отсутствии мотоциклиста, хотя бы бегло кинув взгляд через окна в «мёртвую зону».
Отдельной проблемой можно назвать разговоры по мобильным телефонам во время движения. Проезжая на мотоцикле сквозь поток автомобилей, даже за несколько секунд успеваешь увидеть десятки водителей с телефоном у уха. Видя их, сразу понимаешь, что они тебя не заметят, даже если в открытое окно посигналить. Именно такие чаще всего шарахаются в последний момент и потом костерят мотоциклистов, что они «внезапно выпрыгивают». Диву даёшься, в 21-м веке живём – во всех телефонах есть Bluetooth для гарнитуры хендс-фри и комплектные наушники. Но дело даже не в этом, голова-то занята разговором.
Виталий Кабышев, Авто Mail.Ru: Объясни, зачем гоняете, как угорелые?
Павел Курлапов: Как угорелые гоняют далеко не все, хотя, опять же, повторюсь – ярче запоминаются именно такие, которые, претендуя на премию Дарвина, хамят, пугают, громко рычат и быстро едут. Как правило, такие персонажи надолго на дороге не задерживаются. Те, кто не очень дружит с головой, это или начинающие мотоциклисты, которые уже вроде как чему-то научились, но еще не успели нюхнуть «пороху» падений, боли и дорогого ремонта мотоцикла, или те, у кого это состояние перешло в клиническое. Таких, к счастью, немного.
В любом случае, тот, кто с головой не дружит, очень быстро оказывается или в ящике, или в больничной палате. Дальше – или переосмысление своего поведения на дороге, или отказ от мотоциклов вообще. Естественный отбор в этом случае наиболее жесток. Естественно, водителям автомобилей запоминаются не двадцать спокойно проехавших мимо мотоциклистов, а один придурок, который пронёсся в миллиметре от зеркала на бешеной скорости. Аукается потом на всех. Я их не оправдываю ни в коем случае, ездить нужно, соблюдая правила и с умом. А ещё количество неопытных мотоводителей растёт с устрашающей быстротой. Процесс приобретения опыта всегда сопряжён с ошибками, увы, это тоже принимается в штыки и хорошо запоминается.
Одна из типичных ошибок начинающего мотоциклиста: «мне должны...». Он думает, что раз он быстр и пронырлив, ему должны уступать дорогу, расступаться, освобождая междурядья, вовремя замечать и вообще, считает себя центром земли – «он же БАЙКЕР!!!». Именно эти люди неистово сигналят в пробках, требуя уступить дорогу, при малейшем «недостойном» с их точки зрения, поведении, ломают зеркала, стучат перчаткой с кевларовой защитой в стекла и громко ругают перепуганных блондинок в красненьких «Мазда три». Это или проходит, или заканчивается травмами. Этот тип мотоциклистов схож по своей психологии с мотоненавистниками, которых мы описывали в начале материала. То же самое, только наоборот. Иногда, видя такого «мневседолжны», сигналящего и моргающего дальним, требуя уступить дорогу «его величеству», мне становится стыдно. Ведь это ещё одна капля в котел негативного отношения к мотоциклистам в целом.
Но всё же, положительная динамика налицо. Клинические идиоты вообще долго не живут, неопытность водителей компенсируется растущей культурой вождения в целом и культурой использования мотоэкипировки. Это хорошо заметно. Даже по статистике можно посмотреть – смертность среди мотоциклистов за последние восемь лет сократилась почти вдвое (1105 погибших мотоциклистов в 2012 году против 2167 в 2004 году).
Виталий Кабышев, Авто Mail.Ru: Паш, но ведь в Европе, США, Канаде, Японии всё иначе. Там я не видел летающих мотоциклистов без шлемов и номеров...
Павел Курлапов: Там вообще всё иначе. Корень проблемы и негативного отношения к мотоциклисту, и раздолбайского отношения мотоциклистов к самим себе на территории бывшего СССР весьма прост. Много десятков лет мотоцикл был или «недоавтомобилем» (колхозник купил картошку возить) или атрибутом уличного хулиганья (рокеры). Мотоцикл не считался полноценным транспортом, не воспринимался уважительно. Да и количество их (если брать в общей концентрации к автомобилям) совсем не велико. Разве что в мотостроительных центрах страны (Ирбит, Ижевск, Ковров и т.п.) мотоциклов было действительно много. Чтобы перебороть подспудное ощущение того, что мотоцикл это для тех, у кого нет денег на машину, а значит, они «недочеловеки» и недостойны уважения, уйдут годы, может десятилетия... Пока не сменится поколение людей, выросших с этой мыслью.
По поводу шлема нет смысла повторяться, всё просто, как в анекдоте: «Нет ручек – нет печенья. Нет шлема – нет мозгов». Причём, в буквальном смысле. А по поводу отсутствия номеров – тот ещё вопрос. Такие мотоциклисты (и автомобилисты, кстати, тоже) намерено идут на нарушение и трусливо прячутся от наказания. Человек не повзрослел, нашкодить готов, а ответственность на себя взять – это нет. Не по-мужски. Мелко. Долго на дороге, опять же повторюсь, такие не задерживаются... Кстати, эта «халява» скоро закончится. С первого сентября штраф за управление незарегистрированным транспортным средством будет составлять 500-800 рублей. Повторное (в течение года) управление незарегистрированным ТС уже обойдется в 5000 рублей, или водитель будет лишён водительского удостоверения на срок от одного до трёх месяцев.
Виталий Кабышев, Авто Mail.Ru: Что делать, чтобы стало лучше?
Павел Курлапов: Ответ один, и он не может быть разным для разного количества колес. Быть терпимым к ошибкам других, вежливым, соблюдать правила дорожного движения и учиться думать не только за себя, но и за других. Учиться не мешать на дороге окружающим. Кстати, опытному водителю на дороге никто не мешает, он может проехать тысячи километров с пульсом не выше 70 ударов в минуту, просто потому, что он умеет прогнозировать неприятные ситуации и избегать их. Это справедливо для всех, авто- и мотоводителей. Главное, не забывать, что все мы, хоть в большом джипе, хоть на маленьком скутере – люди. Все мы с одинаковыми рефлексами, мышцами, нервной системой. Все со своими мыслями и желаниями. Никто не хочет, чтобы ему было больно, никто не хочет валяться в больнице и чинить мотоцикл или перекрашивать дверь машины. Мы все – одинаковые. Просто иногда об этом забываем.
Фото: Мото@Mail.Ru
Благодарим Госавтоинспекцию МВД России и общественную организацию «Движение без опасности» за предоставленные статистические данные.