Спортсменка, комсомолка и просто Octavia

Мы познакомились с новым поколением Skoda Octavia RS на легендарном Трансфэгэрашском шоссе и убедились, что она не растеряла своих главных качеств
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Скромный городок Сибиу на северо-западе Румынии едва насчитывает полторы сотни тысяч человек, но известен тем, что принимает у себя этап чемпионата Европы по ралли. В этом году там в пух и прах всех разнёс Ян Копецки за рулём Skoda Fabia S2000 (кстати, четыре года назад он катал меня на ней в Чехии читайте в материале «Родео на бешеной Skoda Fabia S2000»), а всего через неделю после гонки разноцветный караван «заряженных» хэтчбеков марки Skoda вновь не давал покоя местным жителям. Но нашей целью были не грунтовые спецучастки, а легендарное Трансфэгэрашское шоссе, куда мы отправились за рулём нового поколения Skoda Octavia RS!


Чехи сработали невероятно оперативно — в марте состоялся премьерный тест-драйв новой «Октавии» (подробности — в материале «Новая Skoda Octavia — только факты»), а всего через несколько месяцев они выкатили журналистам уже и версию RS. Правда, некоторые всё норовили прыгнуть за руль обычного ярко-синего универсала, на котором ездил фотограф. Немудрено, ведь внешних отличий RS-ки от стандартных «Октавий» по-прежнему очень мало! Спереди машину выдаёт иной бампер с дополнительными светодиодными огнями да чёрная решётка радиатора с логотипом RS. Сзади — скромный спойлер и два патрубка выпускной системы по краям. Негусто!


Но способы выделиться из потока есть. Во-первых, конкретно для Octavia RS заготовлено несколько ярких цветов — жёлтый, насыщенный зелёный, красный и, конечно, синий оттенок, ставший весьма популярным в России. Плюс новый интересный вариант — серый окрас без металлической пудры, который издалека кажется матовым. А, во-вторых, на RS-ку можно заказать уже и 19-дюймовые колёса! Правда, во время теста были доступны только машины с 18-дюймовыми дисками в двух вариациях.

Внутри — без откровений. Трёхспицевый руль c логотипом RS, удобные кресла с интегрированными подголовниками, аляповатые вставки под карбон и... всё! Хотя, нет. Присмотревшись к приборному щитку, можно увидеть, что спидометр размечен уже до 280 км/ч, а на шкалах появились серебристые ободки. Но к эргономике не придраться. Диапазоны регулировок огромные, за рулём сможет устроиться водитель практически любой комплекции. И зеркала, несмотря на сложную форму, обеспечивают хорошую обзорность.

Но такая подчёркнутая скромность всегда была отличительной чертой Skoda Octavia RS — предыдущие два поколения тоже не выделялись вычурными деталями, проповедуя идеологию «волка в овечьей шкуре». И новая Octavia RS лучше прежних соответствует званию «волка» — модернизированный бензиновый двухлитровый мотор (семейство EA888) с непосредственным впрыском, фазовращателями на впуске и выпуске и жидкостным охлаждением горячей части турбины выдаёт уже 220 сил и 350 Н∙м крутящего момента. Солидная прибавка — предшественница могла похвастать лишь 200 «лошадьми» и 280 Н∙м.


Кроме того, новая Octavia RS легче предшественницы на 10 кг (1445 кг против 1455 для модификаций с DSG) и в этом есть заслуга шасси. Переднюю подвеску типа McPherson облегчили на 2,8 кг, а с задней многорычажной конструкции «срезали» уже 4 кг. Пружины и амортизаторы жёстче, чем у обычной «Октавии», клиренс уменьшен на 15 мм. Разгон до «сотни» сократился с 7,2 до 6,9 секунды, если сравнивать машины с шестиступенчатым «роботом» DSG. Правда, первая Octavia RS нам досталась с... дизелем!

Двухлитровый турбодизель отныне выдаёт 184 л.с. и 380 Н∙м (против 170 л.с. и 350 Н∙м у предыдущей «Октавии»), но на ходу не впечатляет. Дизельная Skoda Octavia RS с DSG — самая тяжёлая в модельном ряду (1490 кг), а мотор начинает тянуть ближе к 2000 об/мин. В общем, взрывной динамики от него ждать не стоит — обгоны на двухполосных дорогах даются не без труда, да и на серпантине удовольствия немного. Цифры подтверждают — разгон до «сотни» составляет 8,2 секунды. Это больше, чем у обычной 180-сильной «Октавии» с двигателем 1.8 TSI! И где же здесь спорт?

А спорт — в повышенном внимании к профилю дороги. Подвеска дизельной «Шкоды» не оставляет без внимания ни один дефект покрытия румынских шоссе и исправно докладывает о них водителю и пассажирам. Жёсткой машину не назовёшь — она не спрыгивает с траектории на стыках, амортизаторы не «пробивает». Скорее, тряская она. Сидишь, будто в каучуковом мяче. Сюда бы адаптивное шасси, как у соплатформенного Volkswagen Golf GTI! Но для «Октавии» оно недоступно — субординация внутри концерна. Одно радует — в спортивном режиме звук мотора становится громче благодаря мембране во впускном коллекторе, и дизель радует своим грубым рокотом.


И к «роботу» не придраться. Неужели концерн Volkswagen Group наконец-то «допилил» прошивку DSG? Даже в пробках не возникает неприятных толчков при переключении с первой на вторую передачу и обратно по мере нагрева КПП. Да и в целом он работает адекватно и шустро, особенно в спортивном режиме. Понравилось и поведение RS-ки в поворотах — уверенно держится в скоростных дугах и не сильно выскальзывает наружу в крутых «шпильках», система стабилизации неплохо борется со сносами. Кроме того, ESC можно перевести в режим Sport — это отодвигает порог её срабатывания. Но полностью отключить ESC нельзя. Также для «Шкоды» недоступен пакет Performance — у Golf GTI это означает форсированный до 230 сил бензиновый турбомотор, более мощные тормоза и механический дифференциал повышенного трения в передней оси. Так что полагаться приходится только на его электронную имитацию XDS.

Восхождение на перевал через массив Фэгэраш по знаменитой дороге 7С мы начали уже в компании с дизельным универсалом Octavia RS на «механике». Коробка передач, кстати, стала лучше, чем у прежней «Октавии» — ходы рычага остались чёткими и в меру короткими, но, что куда приятнее, короткоходным стало и сцепление. Правда, традиционно для дизелей оно жестковато. Но общая картина не поменялась — машине по-прежнему не хватает мотора, чтобы с достоинством нести шильдик RS. А на Трансфэгэрашане выявилась ещё одна проблема — в «шпильках» на второй передаче обороты уже слишком высоки, а на третьей ступени двигатель ещё не «вывозит». Вот она, негативная черта узкого рабочего диапазона (от 1800 до 4200 об/мин). В общем, с дизелем мы расстались без сожаления. Неясны его перспективы на российском рынке? Невелика потеря.

И вот, наконец, бензиновая Skoda Octavia RS с «механикой». Совсем другая машина! Сцепление легче, рычаг ходит, как нож в масле. Старт, щёлк, вторая, щёлк, третья. Мотор — сумасшедший! Лавина тяги начинается уже с 2 тысяч, к 3,5 накрывает с головой и не прерывается вплоть до 6,5 тысяч оборотов. И откликается он на действия педалью акселератора куда шустрее дизеля. Кайф! Задаёт настроение и саундтрек — к шипению выхлопа и басовитому впуску (спасибо симпозеру) добавляется свист турбины и всхлипывание перепускного клапана на сбросе газа. На радостях мы с коллегой носились по одному из участков серпантина туда-сюда и едва не спалили тормоза — впрочем, их эффективность по мере нагрева не уменьшалась.

К тому же, такая Octavia на 65 кг легче, чем дизельная, поэтому в повороты она заныривает ещё лучше. А главное — она оказалась немного мягче! На заплатках и волнах Трансфэгэрашана — то что доктор прописал. Машину не «крестит» на торможениях на неровном покрытии, нет стуков, если «открываться» в пол на заплатках, да и в целом бензиновая RS-ка воспринимается более сбалансированной, монолитной, нет ощущения расхлябанности. Понравилось и новое рулевое управление с прогрессивным шагом зубьев рейки — в крутых поворотах можно обходиться без перехвата руля. Отличный компромисс между комфортом и управляемостью! Позже это подтвердилось и во время финального марш-броска по шоссе в Бухарест — 300 километров я проехал за рулём 220-сильной «Октавии» с DSG.


Бензиновая Octavia RS действительно не столь дискомфортно повторяет профиль покрытия, как дизельная, а при вменяемом ритме движения похвально экономична — на шоссе можно спокойно укладываться в 7,5-8 л/100 км, если не превышать скорость 130 км/ч. Нет претензий и к шумоизоляции — шины Continental ContiSportContact 2 (225/40 R18) шуршат только на абразивном асфальте, а у универсала выделяется свист багажных дуг. А вот опциональная аудиосистема фирмы Canton с 10 динамиками, звуковым процессором и 10-канальным усилителем (570 Вт) могла бы звучать и ярче. Впрочем, и доплата за неё невелика — всего 16 тысяч рублей.

Главное, что при смене поколений Skoda Octavia RS осталась верна себе. Надо перевезти на дачу вещи? Без проблем, огромный багажник проглотит всё! Съездить всей семьёй на пикник? Легко! Хочется получить дозу адреналина на трек-дне? Запросто! В этом была, есть и остаётся главная прелесть быстроходной «Октавии» — это один из самых удачных компромиссов, если хочется добавить толику спорта, не жертвуя практичностью и комфортом. Да ещё и за вменяемые деньги. На новую модель цена пока не объявлена, но прежняя Octavia RS начиналась с отметки 1 124 000 рублей, а пятидверный Volkswagen Golf GTI стоит от 1 297 000 рублей (мы его уже протестировали — читайте материал «Вечно молодой: тест Volkswagen Golf GTI»). Видимо, цена на новинку будет примерно посередине этого диапазона.

Вадим Гагарин
Фото автора и компании Skoda

История


АЛЬТЕРНАТИВА


Skoda Octavia RS со сменой поколений существенно выросла и вовсю наступает на пятки представителям сегмента D+, поэтому в качестве альтернативы можно рассматривать и крупные седаны с мощными двигателями, тем более, что большинство «хот-хэтчей» оснащаются механическими КПП. Мы выбрали несколько машин с моторами, выдающими свыше 210 лошадиных сил, «автоматами» любых типов и с разгоном до 100 км/ч не более 9 секунд.


Opel Insignia


Седаны и хэтчбеки Opel Insignia с двухлитровым турбомотором (220 л.с., 350 Н∙м) и шестиступенчатым «автоматом» дилеры предлагают по цене от 1 096 000 рублей (комплектация Elegance). Машина разгоняется до «сотни» за 7,8 секунды, а максимальная скорость составляет 240 км/ч. А уже за 1 248 000 рублей можно купить полноприводный Opel Insignia Cosmo с 249-сильным двигателем 2.0 с турбонаддувом (7,7 сек до «сотни», 243 км/ч). Правда, Insignia недавно пережила рестайлинг – обновлённая версия дебютирует в сентябре на автосалоне во Франкфурте и пока непонятно, как в связи с этим изменятся цены.


Ford Mondeo


Немногим дороже обойдётся 240-сильная модификация седана Ford Mondeo с двухлитровым турбомотором (340 Н∙м) и «роботом» Powershift – в исполнении Titanium он стоит от 1 173 000 рублей. До «сотни» такой Mondeo разгоняется за 7,5 секунды и достигает 246 км/ч. Аналогичный хэтчбек существенно дороже из-за бельгийского производства (седаны делают под Санкт-Петербургом) – от 1 296 500 рублей.

Volkswagen Golf GTI


Более компактный хэтчбек Volkswagen имеет аналогичную «Шкоде» начинку – двухлитровый турбомотор мощностью 220 «лошадей» и шестиступенчатый «робот» DSG. Но стоить он точно будет дороже – в пятидверном исполнении минимум 1 297 900 рублей.

Volvo S60


За 1 329 000 рублей можно стать обладателем обновлённого полноприводного седана Volvo S60 T5 Kinetic c пятицилиндровым турбированным двигателем объёмом 2,5 литра (360 Н∙м). Разгон до «сотни» занимает 7 секунд, максимальная скорость – 240 км/ч.