Шёлковый путь против Дакара: кто круче?

В России появился «свой собственный Дакар» — ралли Шёлковый путь. Какая гонка круче, наша или заокеанская? Сравним!
Алексей Кованов

О существовании такой гонки, как Дакар, мы узнали 20 лет назад, в девяностых, которые сейчас принято называть не иначе как «лихими». В страну массово хлынули иномарки, ругать родной автопром стало таким же хорошим тоном, как обсуждать политику и курс доллара, а неказистые КамАЗы в сложнейших условиях африканских марафонов уверенно обходили эффектных конкурентов. Так гонщики команды КАМАЗ-мастер стали народными героями, а про Дакар услышали даже «самые отсталые слои населения».

Теперь в России появился «свой собственный Дакар» — ралли Шёлковый путь. Насколько он далёк от своего заокеанского прототипа? Побывав и на Дакаре, и на Шёлковом пути (и даже не по одному разу), мы решили напрямую сравнить два марафона по всем позициям, от таких объективных критериев, как размер взносов и количество участников, до крайне субъективных вроде интриги и зрелищности аварий (куда без этого, если болельщики любят?). И вот что получилось...

Организация. ШП — Дакар, 2:2

Если театр начинается с вешалки, то марафон начинаются с бивуака — огромного города-лагеря, который возводится только на один день, а затем быстро сворачивается и переезжает дальше, вслед за гонкой. Здесь все по-простому: в палатках ночуют гонщики, а механики под грохот генераторов приводят в порядок убитую на спецучастках технику... О том, как это выглядит на Дакаре, мы рассказывали дважды: в материалах «Зимние каникулы, или Дакар своими глазами» и «Дакар-2013: один день одной команды».

В этом плане российская и латиноамериканская (напомним, с 2009 года Дакар проводится по территории нескольких стран Южной Америки) гонки невероятно похожи. Те же демократичные нравы (с любым гонщиком можно запросто пообщаться), те же традиции обустройства: длинные ряды туалетных кабинок, общая душевая и гигантский шатёр столовой — всё выглядит совершенно одинаково! Правда, организаторы Дакара менее щедры и радушны: в столовой Шёлкового пути никогда не переводятся фрукты и мороженое, а бармен охотно наливает всем желающим квас и пиво. Ешь сколько хочешь, пей сколько влезет! Начислим российской гонке заслуженный балл.

Этот «праздник жизни» оплачен самими командами: за каждого участника конюшня платит 2400 евро. Дорого? На Дакаре взносы почти впятеро выше — 11 500 евро! По словам Владимира Чагина, наставника коллектива КАМАЗ-мастер, чтобы поехать на Дакар, синей армаде приходится выкладывать больше миллиона евро... (Сюда, помимо взносов, входят затраты на доставку техники, расходы на топливо и аренду спутникового оборудования.) Не удивительно, что на Шёлковый путь массово приезжают гонщики победнее — Дакар многим не по карману, а понять, что такое большие гонки, хочется. Плюс один балл российской гонке.

А вот за уровень судейства начислим Дакару сразу 2 балла! В этом году Шёлковый путь отличился «кривыми» судейскими протоколами. Заходишь на официальный сайт марафона (это можно сделать и сейчас), чтобы посмотреть результаты, выбираешь нужный этап, а там... Обрывок документа, в котором не хватает доброй половины участников! Может, сошли? Нет, едут, успешно финишируют. Однако в протоколах не значатся. И каждый вечер гонщики и менеджеры команд проводили часы за телефонными переговорами со спонсорами и болельщиками: «Нет, мы не сошли, просто протокол не полный!». Итого, между гонками пока ничья.

Участники. ШП — Дакар, 1:2

Конечно, по цифрам статистики российский Шёлковый путь проигрывает Дакару вчистую: 75 внедорожников и 25 грузовиков против дакаровских 155 джипов и 75 камионов... Но! В Россию приезжает немало известных гонщиков. Взять категорию грузовиков — сплошь дакаровские звёзды! Камазовская дружина, семейная команда Лопрайсов, выкатившая новейшую Татру, белорусские МАЗы... В списке заявленных команд значилась и конюшня Veka-MAN, но коллектив в последний момент отказался от участия (неподалёку от Москвы разбилась их техничка, водитель погиб). Даже армада Iveco планировала приехать, да не успела подготовить машины — им сейчас имплантируют новые двигатели.

Зачёт внедорожников в 2013 году тоже выглядел представительно. Борис Гадасин (наш человек на Дакаре и покоритель прошлого издания Шёлкового пути), Жан Луи Шлессер (дважды получавший золотого бедуина), Ронан Шабо (7-е место нынешнего Дакара), Балаш Жалай (серебро Шёлкового пути-2012), Владимир Васильев, Филипп Гаше, Жером Пелише, Адам Малыш, Руслан Мисиков... Не хватает только команды X-Raid, которая пользуется заводской поддержкой BMW (выступает на внедорожниках стилизованных под Mini Countryman и BMW X3 и считается сильнейшим рейдовым коллективом на планете). В прошлом году руководители баварской конюшни обещали выставить несколько экипажей на российский марафон, но обещание своё не сдержали.

Но основная масса «марафонцев» — это спортсмены-любители, для которых гонки — увлекательное хобби, приключение. Из-за авантюрного имиджа на Дакар приезжает немало других интересных персонажей. То латыши построили и выкатили на старт электромобиль. То мотогонщик выступает на байке, расклеенном картинками из порно, — просто студия, выпускающая фильмы для взрослых, выступила спонсором этого парня... И таких сумасшедших (особенно среди участников мотозачёта), многие из которых распродают всё имущество, чтобы выехать на старт марафона-легенды, не один десяток. И техника представлена самая разная: самодельные багги, свеженькие внедорожники, древние грузовики...

Необычные участники — тоже определённая «фишка» Шёлкового пути, хотя таковых здесь, конечно, меньше. В прошлом году публика визжала от восторга при виде гоночного Соболя, а «шоустоппером» этого года оказался полноприводный «газон» — грузовик ГАЗ Садко с новым дизелем ЯМЗ-534, который ставится и на серийные версии. Эта машина не только выглядела необычно, но и — во многом благодаря надёжному мотору — ехала весьма результативно: 1 место в зачёте лёгких грузовиков. Но таких ярких машин, повторимся, немного. В основном, колонна участников состоит из внедорожников Toyota, Nissan и Mitsubishi, которые внешне не сильно отличаются от своих серийных собратьев. В общем, по количеству звёзд — ничья, но из-за большего числа и разнообразия участников Дакар выходит вперёд.

Маршрут. ШП — Дакар, 1:0

С каждым годом маршрут заокеанской гонки постоянно сокращается и упрощается. Нет, общий пробег остаётся внушительным, но большая часть дистанции приходится на перегоны по дорогам общего пользования, где нет никакой спортивной борьбы, а цель — только доехать от пункта А до пункта Б. Так, протяженность спецучастков (то есть спортивного маршрута) на Дакаре-2013 составила около 4000 км, что для двухнедельного марафона — показатель весьма скромный.

То ли дело Шёлковый путь! На неделю гонщикам отвели 2822 «боевых» километра, таким образом возрождая традиции старых добрых африканских марафонов, которые славились длинными (по 300-400 км) и сложными спецучастками. Недаром титулованный Жан Луи Шлессер, за плечами которого золото двух Дакаров и огромный опыт выступления в самых разнообразных ралли-рейдах, решил навсегда отказаться от участия в Дакаре, но на Шёлковый путь приезжает всегда и с удовольствием. Лис пустыни попросту не ожидал, что на территории России есть песчаные барханы, бескрайние степи и другие интересные гонщикам маршруты, которым позавидует даже любимая рейдовиками Африка.

Более того, нынешнее, пятое издание Шёлкового пути гонщики без лукавства называли «самым сложным марафоном на планете». Организаторы после прошлогодних неудач (из-за наводнения в Крымске пришлось отменить часть спецучастков) сделали «перезагрузку» и придумали максимально убойный маршрут, который коротко можно определить так: сложные дороги со сложной навигацией. «Это наша принципиальная позиция как организаторов, — скажет потом Алексей Якубов, руководивший логистикой марафона гонки. — Согласитесь, что простую гонку трудно сделать интересной для участников и зрелищной для болельщиков».

Серьёзный козырь Дакара — гонка проходит через несколько стран. Однако организаторы Шёлкового пути уже разведали возможные маршруты по территории Казахстана, и следующие издания марафона наверняка пройдут в сторону Астаны. За широту географии баллы начислять не будем (в конце концов, наша Калмыкия отличается от Волгоградской области не менее сильно, чем Перу от Аргентины), а вот за длинные и сложные спецучастки, по которым так скучают дакаровские гонщики, начислим детищу Семёна Якубова один балл.

Атмосфера. ШП — Дакар, 1:1

35 лет существования ралли-рейда — совсем не шутки. Что такое Шёлковый путь, собеседнику нужно пояснять, а вот что такое Дакар, знают все. Правда, после переезда марафона из Африки в Южную Америку, история «обнулилась», гонка стала совсем другой — гораздо менее авантюрной и более коммерческой. И за организаторами стали замечать некоторую неспортивность... Вспомним скандал, когда перед самым финишем прошлогодней гонки выяснилось, что подвески грузовиков Iveco не соответствуют регламенту... Именно поэтому многие ветераны знаменитой гонки игнорируют «новый Дакар» и выезжают на Africa Race (ностальгический марафон по классическому африканскому маршруту) и Шёлковый путь.

У Шёлкового пути история более скромная — всего 5 изданий, — но яркая. И легенда для марафона придумана красивая: гонка проходит по отрезкам старинного караванного маршрута, соединявшего Восточную Азию со Средиземноморьем. А это значит, что география может постоянно меняться! Притом организаторы сразу заявили, что «поддавков» и «коммерции», которыми славится Дакар, здесь никогда не будет, и спортсмены должны вести честную борьбу. «Мы делаем марафон таким, каким его хотят видеть именно спортсмены — ставим спортивный интерес на первое место, — говорит Алексей Якубов. — Благодаря такому подходу, на выходе получается гонка интересная всем: и гонщикам, и зрителям, и журналистам».

Интриги же на Дакаре стало гораздо меньше (откуда ей взяться на коротких спецучастках?). В этом также виновата и гегемония команды X-Raid, которой могут противостоять немногие. Но следить за ходом марафона по-прежнему интересно — те же иксрейдовцы ожесточённо «рубятся» между собой за призовые места. А ещё вспомним, как на прошедшем марафоне Эдуард Николаев из команды КАМАЗ-мастер 200 километров дистанции проехал на трёх колесах (в прямом смысле!), чтобы не упустить лидерство.

Но Шёлковый путь гораздо интереснее! Зачёт грузовиков. Сначала лидировал Антон Шибалов, но его подвела техника. Затем знамя лидера перехватил Эдуард Николаев, но выпал из борьбы из-за проблем с новым мотором Liebherr. Андрея Каргинова также подвёл двигатель, но старый ЯМЗ, прошедший Дакар... На предпоследнем спецучастке ошибается четвёртый камазовец, Айрат Мардеев: его штурман Айдар Беляев прозевал контрольную точку (лучший в мире штурман впервые пропускает точку!) и экипаж теряет шансы на победу. Золото марафона получает... техничка команды КАМАЗ-мастер под управлением Дмитрия Сотникова. Интрига? Ещё какая! За интригу — один балл Шёлковому пути, за историю — один балл Дакару. Здесь — ничья.

Подведём итоги. За организацию — ничья, 2:2. Состав участников на Дакаре более разнообразный, хотя звёздных гонщиков примерно поровну, поэтому 2:1 в пользу латиноамериканского марафона. Однако, маршрут Шёлкового пути тяжелее и более интересен спортсменам, поэтому российская гонка честно зарабатывает дополнительное очко. За давнюю историю Дакару начислен справедливый балл, но интриги было больше на маршруте «Москва-Астрахань», так что по части атмосферы — ничья, 1:1. Итого... На счету Дакара — 5 виртуальных «голов», на счету Шёлкового пути — тоже 5. Так что оба марафона примерно равнозначны.

Алексей Кованов
Фото автора, организаторов марафона и команды За рулём