Когда на Московском автосалоне показали новый Chevrolet TrailBlazer, появилась надежда, что у нас, наконец-то, можно будет купить внедорожник, что называется, «на палке и на тряпке» — простой и относительно доступный. А какое имя, какая родословная! Предыдущий TrailBlazer полюбили за харизму, за стиль, за мощный мотор, за комфортный и удобный салон, за простор. По сути, это был «маленький Tahoe» за разумную сумму. А что же новая модель? Мы взяли эту машину на тест-драйв и поехали в... Армению.
Новый TrailBlazer «сшит» совсем другими «нитками». Уже нет того американского шарма, стиля, красоты, нет и безумно мощных моторов. Взамен Chevrolet предлагает нам усредненную «глобализированную» внешность, такой же усредненный набор силовых агрегатов и такой же усредненный набор потребительских характеристик.
Вместо чисто американской платформы GMT 360 автомобиль получил платформу GMT 700 — модели на этой «тележке» собирают преимущественно в Таиланде, а также в Бразилии. Ареал распространения модели тоже стал иным: Африка, Ближний Восток, азиатско-тихоокеанский регион, Южная Америка, а также страны СНГ.
Всю агрегатную начинку TrailBlazer унаследовал от соплатформенного пикапа Chevrolet Colorado, который мы уже тестировали. Моторы те же — это четырехцилиндровый турбодизель Duramax объемом 2,8 литра и мощностью 180 л.с. и 3,6-литровая V-образная «шестерка» (239 сил). Все автомобили оснащаются шестиступенчатым «автоматом», а для самой скромной версии с «дизелем» предлагается еще и пятиступенчатая «механика» (такие машины стоят от 1 444 000 рублей). На презентации были представлены лишь самые дорогие версии LTZ: такой автомобиль в дизельном исполнении стоит 1 665 000 рублей, а в бензиновом — 1 777 000 рублей. Неслабо.
Родство с утилитарным пикапом — это плюс с точки зрения «неубиваемости» шасси. Но вот в салоне TrailBlazer не скрывает своего пролетарского происхождения. За полтора миллиона рублей вы получаете автомобиль с интерьером, выполненным из кондовой пластмассы. Откровенных «косяков» мы не нашли, но «внутрянка» не вызывает ощущения качества и долговечности: дверные панели и хлипкая рукоятка регулировки рулевой колонки «дышат» при легком нажатии, а руль регулируется только по углу наклона. Аудиосистема звучит так себе, Bluetooth заменяет лишь громкую связь — проигрывать музыку он не умеет. С USB-входом тоже все непросто: мало того, что к магнитоле нужен переходник, так еще и сам шнур коротким получился — в движении «флэшка» будет болтаться. «Джиэмовцы» говорят, что в будущем решить все эти вопросы поможет фирменная мультимедийная система MyLink.
Грузовые корни
С эргономикой водительского места тоже не все гладко. Сиденье не балует хозяина дополнительными настройками, кроме регулировки по высоте, боковая поддержка слабо выражена, а профиль у подушки такой, что с нее постоянно скатываешься вниз. Авторежим есть только у водительского стекла — и только на опускание. Хорошо, что с обзорностью по сторонам все в порядке, а при движении задним ходом подстрахует парктроник (увы, переднего тут нет).
Зато как семейное авто Chevrolet TrailBlazer хорош. На среднем ряду много места, понравилась регулировка спинки по углу наклона, она позволяет опустить ее назад — сиди себе как в шезлонге. А вот на третьем ряду взрослому делать нечего. Тесно, да и залезать несподручно — это детская территория. Про багажник скажем коротко: он большой, и этого достаточно.
Первым в наши руки попал автомобиль со 180-сильным турбодизелем. 2,8-литровый мотор работает тихо, да и уровень вибраций в салоне «бензиновый». Чувствуется, что 470 ньютон-метров уверенно тянут машину с низов. Но они именно тянут, а не разгоняют внедорожник. TrailBlazer достигает первой «сотни» за 11,8 секунды — динамика вроде бы приемлемая, но это до первого обгона: в режиме «кик-даун» автоматика допускает задержки в полторы секунды, после которых коробка спохватывается подоткнуть пониженную передачу.
У бензиновой версии машины те же проблемы. С одной стороны, с 239 «лошадьми» двухтонный TrailBlazer разгоняется на порядок быстрее и «спринт» до 100 км/ч выполняет за 9,7 с. Автомобиль лучше «следует» за перемещением педали газа, а какой приятный баритон у шестицилиндрового «движка»! Но опять же, стоит попытаться обогнать кого-то, как проку от мощи 3,6-литрового мотора все меньше и меньше. Автоматическая коробка снова чинит препятствия.
Превышать допустимые «девяносто» совсем не тянуло: с ростом скорости TrailBlazer требует все большего внимания к себе. При проезде неровностей машина имеет свойство смещаться в сторону — приходится часто корректировать курс. В околонулевой зоне «баранка» пустовата, на микроподруливания колеса едва реагируют. Работа гидроусилителя напомнила таковую на «Волгах», когда при поворотах руля чувствуется дрожь на ободе. Следующий недуг — это раскачка. Даже небольшие волны дорожного покрытия вызывают повторные колебания кузова. TrailBlazer противится «активному» прохождению поворотов, поскольку на дугу он скорее не заходит, а вваливается со всеми вытекающими последствиями.
Да и с комфортом не все однозначно. Подвеска получилась настолько упругой, что водителя и пассажиров теребят «тычки» при проезде неровностей. В каждую яму тяжелый автомобиль плюхается грубо, словно бегемот. Но при этом TrailBlazer достаточно тихий автомобиль. И дизельная, и уж тем более бензиновая версии не допекают шумом, разве что на магистральных скоростях дают о себе знать «аэродинамика» да легкий гул от качения колес.
Неужели нельзя было сделать внедорожник комфортнее? Мы спросили «джиэмовцев»: может быть, стоит «поколдовать» с настройками подвески, попробовать установить амортизаторы с другими характеристиками. Наверняка ход можно сделать мягче при сохранении должной энергоемкости. Представители марки нашу просьбу услышали и обещали передать ее инженерам на завод.
Работяги нынче в цене
Все вышесказанное — косвенное подтверждение того, что перед нами чистокровный «работяга». Ему неуютно среди «скоростных», он хочет забраться куда-нибудь подальше — на волю, в пампасы. Участки разбитой дороги, которые встречались по пути в Гегард, Севан, а также из Ванадзора до Еревана, показали, что подвеске «по барабану», что творится под колесами. TrailBlazer «прет» как паровоз, не разбирая дорог и покрытий.
Мощное шасси выдержит испытания куда серьезнее. На самых подступах к Еревану кто-то из членов нашего экипажа «криво» вбил пункт назначения. Навигатор, не будь дураком, возьми да поведи нас самой короткой дорогой через... свалку бытовых отходов. Десять километров реального «трэша»! Метровые ямы, грязь, булыжники и развороченное бетонное основание дороги. Куски дорожного полотна в несколько метров вместе с грунтом были разметаны в разные стороны, а на их месте зияли промоины с лужами. Тут пригодились и высокий дорожный просвет, и небольшой передний свес, и понижающая передача вкупе с хорошей тягой турбодизеля на низах, и «самоблок» в задней оси.
Итог? Наш выбор склоняется в пользу внедорожника с дизельным двигателем. Во-первых, с ним автомобиль дешевле, во-вторых, разница в динамике не столь ощутима, чтобы переплачивать за бензин, в-третьих, транспортный налог на 180-сильную версию значительно ниже, чем на 239-сильную, в-четвертых, «дизель» гораздо экономичнее, а межсервисный интервал одинаков для обоих моторов.
Как простой и кондовый внедорожник, Chevrolet TrailBlazer очень неплох. Но взгляните на ценник — 1 444 000 рублей за скромную комплектацию! Самый доступный Chevrolet TrailBlazer оказался дороже Mitsubishi Pajero Sport, SsangYong Rexton и он всего на 95 тысяч дешевле Nissan Pathfinder. Не говоря уже о том, что если добавить 55 тысяч рублей, то можно купить Mitsubishi Pajero. Есть и еще одно важное «НО»: соперники давно известны покупателю и уже успели заработать себе определенную репутацию, а Chevrolet TrailBlazer для соотечественника — это пока еще terra incognita. При нынешней вилке цен от 1 444 000 до 1 792 000 будет большим чудом, если публика тепло примет новичка.
Галопом по Армении
«Армэния — савсэм не малэнький страна, она как бальшой скомканный лист бумаги. Если его развэрнуть, то палучится очень бальшой страна», — так сказал нам один местный житель. Пересечь республику можно за несколько часов, однако и недели не хватит, чтобы проехаться по всем уголкам Армении и насладиться красотой этого края. Скажу наперед: нам точно не хватило! Мало!
Первый сюрприз нас ждал в аэропорту «Звартноц». Служащие аэровокзала дарят всем иностранцам карту Еревана и Армении со всей необходимой информацией. Мелочь, а приятно и очень удобно. Что в первую очередь следует увидеть, кроме Еревана, гор и замечательной природы? Конечно же, древние храмы и монастыри! Армения — первая страна, которая приняла христианство в качестве государственной религии еще в IV веке. За два дня мы посетили монастырские комплексы Хор Вирап, Гегард, Севанаванк, Ахтала, Ахпат и Санаин. Помимо прочего, в «культурную программу» вошли древнеязыческий храм Гарни, дом-музей семьи Микоян, ну и, конечно же, мы не могли проехать мимо озера Севан и священной горы Арарат. Последнюю мы лицезрели через колючую проволоку, приблизившись к пограничному забору, разделяющему Армению с Турцией (Арарат находится именно в Турции).
Армения — небогатая страна, если не сказать, бедная. Это чувствуется и по разговорам с жителями, и по облику населенных пунктов, и по автопарку. Кажется, время здесь остановилось — на дворе не 2013 год, а какой-нибудь 1987-й. По дорогам степенно проплывают «копеечки», Москвичи, Волги. Пыхтят «пятьдесят вторые». А сколько здесь ЕрАЗов — 672-е до сих пор в строю. А ПАЗ-672 с газовыми баллонами на крыше — это основной общественный транспорт в провинции!
В результате старики ностальгируют по советским временам, молодежь подается в столицу на заработки или едет в Россию. Накладывает свой отпечаток и жизнь «в изоляции», ведь граница с Турцией по-прежнему закрыта, а вооруженные столкновения на «линии соприкосновения» в Нагорном Карабахе длятся до сих пор. Грузия, Иран и Россия — вот три страны, которые имеют важнейшее значение для Армении во всех аспектах. «Россия — наш бальшой брат, Армения — это ваш маленький брат», — здесь так говорят.
«Раньше я был водителем на автобазе, теперь пасу овец и занимаюсь натуральным хозяйством. Мне уже скоро 60, и я никому не нужен», — вот так сказал седовласый пастух неподалеку от Иджевана. В северной части страны расположены предприятия горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, но большинство заводов закрыты, работает лишь один металлургический комбинат — и тот, видимо, на ладан дышит. «Хочешь кусочек чистой меди? Но прошу за него заплатить хоть что-то, я — простой рабочий, зарплата у меня маленькая, да и ту выплачивают нерегулярно», — сказал нам один из сторожей возле храма Ахпат.
Зато дороги в Армении оказались весьма сносного качества. Конечно, есть участки с разбитым асфальтом, но в целом ситуация вполне стабильная, по крайней мере, в той части страны, где нам приходилось ездить. Порадовало и то, что армяне — вполне спокойные водители. Как здесь принято говорить, ты «контролируешь не езду, а свой спидометр». Но при этом у многих машин «наглухо затонированы» не только боковые стекла, но и лобовое вместе с фарами. Местные ГОСТы это позволяют? Дорожная полиция ездит на новеньких Toyota Corolla и Camry. Патрульные автомобили оснащены современными комплексами фото- и видеофиксации, которые в движении измеряют скорость не только попутного, но и встречного транспорта. Обычно они курсируют в населенных пунктах, строго от одного конца до другого. Кстати, как и в Грузии, у находящегося на службе патрульного экипажа должны быть включены проблесковые маячки даже в дневное время суток.
Как и в других постсоветских республиках, в Армении не умер русский язык, а, скажем, в автосервисах спектр услуг обязательно прописан кириллицей. Вместо шиномонтажа здесь говорят «вулканизация», а мастеров именуют по роду занятий: тот, кто занимается ремонтом и обслуживанием двигателей, — моторист, электрооборудованием — электрик, а ходовой частью — «ходовик» (а иногда и «ходавик»).
Будете проезжать мимо озера Севан, обязательно отведайте люля из настоящих севанских раков. Ингредиенты блюда просты: мясо раков, сливочное масло, красный перец и соль. Говорят, что севанский рак — самый чистый и вкусный в природе. С уверенностью могу сказать, что мясо у севанского рака очень нежное, люля-кебаб получается изумительный. Этого блюда не бывает слишком много — в желудке никогда не становится тяжело.
А если ваш путь лежит через Иджеван, то обязательно загляните в село Енокаван. Неподалеку от поселка на плато в тавушских горах находится туристическая база «Апага-Гомер». Она расположена на высоте около 1300 метров над уровнем моря, откуда открывается изумительный вид на горы и долину. Природа здешних мест настолько прекрасна и удивительна, что Енокаван прозвали Армянской Швейцарией. Отсюда можно совершить конные и пешие прогулки по заповеднику к местным достопримечательностям, заняться иппотерапей, рыбалкой и т.д.
«Апага-Гомер» — небольшое семейное предприятие, основоположником которого является бывший врач и ученый-кибернетик Артак Срафилович Чибухчян. О нем в Енокаване ходят легенды. Человек, сумевший претворить мечту в реальность, построить социально ответственный бизнес, ставший «градообразующим предприятием» Енокавана. Еще какое-то время назад все только посмеивались над затеей односельчанина превратить местечко на отшибе в рай для любителей туристической экзотики. А сегодня о нем уже знают не только в СНГ, но даже в Евросоюзе. Этот клуб активного отдыха «рекомендован к посещению» многими туристическими путеводителями.
Преобразился и сам вид села, дороги отремонтированы, построена конюшня, засажены земли, прежде считавшиеся непригодными для земледелия. Артак Срафилович финансировал строительство в Дилижане детского спортивно-досугового центра и церкви. Впрочем, это не единственная его заслуга. Свою общественную деятельность Артак Чибухчян начал еще в СССР вслед за отцом: основал межрайонный медицинский диагностический центр в Иджеване, в 1988 году работал в зоне Ленинаканского землетрясения, в 1991 году построил частный медицинский центр в Енокаване, с 1993 года возглавлял московское представительство швейцарской фирмы Schiller AG, производящей медоборудование. В 2005 году Артак Чибухчян оставил московский бизнес партнерам и уехал на родину поднимать свое село и жизнь общины.
Нам посчастливилось пообщаться с ним — Артак Срафилович старается лично встречать гостей. Потрясающая Личность — да-да, именно так, с большой буквы! Мудрость, честность, ответственность, харизма — общение с таким человеком приносит самое настоящее эстетическое наслаждение. Пара часов, проведенных в его обществе, дорогого стоят! Еще на подъезде к турбазе мы увидели свеженький белый Land Rover Defender хозяина и ГАЗ-66. Сразу стало ясно — «наш человек»! За замечательный отдых говорим «Спасибо» и передаем большой привет!
Последней нашей точкой по пути в аэропорт стал печально знаменитый город Спитак. И знаете, что нас больше всего поразило? Первые встреченные нами две женщины уже немолодого возраста затруднились ответить, где в городе находится мемориал, посвященный трагическим событиям 7 декабря 1988 года. Впрочем, стоит ли удивляться? Спитак за это время был отстроен заново. Сегодня о катастрофическом землетрясении, которое за полминуты стерло с земли целый город и еще три частично разрушило, унеся жизни более 25 тысяч человек, ничего не напоминает, кроме нескольких памятников в центре Спитака и кладбища с церковью, построенной из металла на холме.
За те три дня, что мы путешествовали по Армении, у меня осталось какое-то чувство недосказанности, незавершенности. Возможно, поэтому и рассказ об Армении получился немножко сумбурным. Но мы поняли самое главное: народ здесь приветливый, добродушный и мудрый. И нам, российским туристам, здесь по-прежнему рады. Пожалуй, в силу удаленности некоторых достопримечательностей и исторических мест, а также не самого удобного транспортного сообщения, по Армении лучше всего колесить именно на машине. Ведь любая республика Закавказья — это очень красиво и интересно.
Автор: Петр Баканов
Фотографии: Григорий Алешин, Петр Баканов и компания-производитель