Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 января 2003 17:48, Новости

Конструктор вездеходов

Созданные Виталием Грачевым автомобили повышенной проходимости являли собой основу Советской Армии с самого начала войны. 23 января со дня рождения известнейшего советского конструктора исполняется 100 лет.
4 декабря
Opel Astra
Машинка ОК! Проблем нет. У кого мало денег - рекомендую. Брал в июне 2011г. за 800 000 р. Не в курсе - может сейчас дорого? Окраска оч. хор. Была Мазда - 3 2005г.выпуска, т.е. 6 лет - не оч. понравил...
4.7
4 декабря
Skoda Rapid
Просто машина. Двигатель 1.6 105 л.с.
3.5
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Виталий Андреевич Грачев родился в Томске в 1903 году. После окончания школы поступил в местный политехнический институт. Он успел поработать грузчиком, киномехаником, внештатным конструктором, отслужить в Красной Армии, прежде чем попал по мобилизации на строящийся нижегородский автозавод (НАЗ). Впоследствии завод был переименован в ГАЗ. Возглавив группу конструкторов, 28-летний инженер начал с автомобиля высокой проходимости НАЗ-НАТИ-030 с колесной формулой 6х4, который создавался при технической помощи американских компаний «Форд» и «Тимкен». Грачев совершенствует агрегаты трансмиссии и ходовой части трехосного грузовика, после чего в 1934 году машина принимается к производству на ГАЗе как модель ГАЗ-ААА. Затем Грачев разработал конструкцию опытного трехосного автомобиля ГАЗ-21 (к «Волге» с одноименным индексом, которая позже стала популярной машиной, он не имеет никакого отношения). ГАЗ-21 в довоенной версии представлялся конструктору как обычная «эмка» – ГАЗ-М-1, но с дополнительной осью. В течение 1937 года эта машина проходила испытания, изучив итоги которых,
Грачев пришел к выводу, что более перспективным станет легковой автомобиль повышенной проходимости с приводом на все четыре колеса. Но для этого требовалось отработать конструкцию и технологию изготовления карданных шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) для привода передних ведущих и одновременно управляемых колес. В 1940 году ГАЗ купил лицензию на производство ШРУСов «Тимкен», и автомобиль пошел в серию. В качестве руководителя сектора и ведущего конструктора легковых вездеходов Грачев реализует свои идеи в полноприводном ГАЗ-61-40 с кузовом фаэтон, выпуск которого небольшими партиями начался в конце 1940 года одновременно с седаном ГАЗ-61-73. На этих автомобилях в годы войны ездили многие советские военачальники. Один закрытый ГАЗ-61-73, которым пользовался маршал Конев, сохранился до наших дней и сейчас проходит реставрацию в мастерских «Каретный ряд». Но главным достижением тех лет стала разработка легкового полноприводного автомобиля ГАЗ-64 для среднего командного состава и разведки. Позже на его основе был создан бронемобиль БА-63 и модернизированные ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б. К концу войны Грачева назначили главным конструктором Днепропетровского автозавода, где под его руководством создаются опытные образцы грузовика «Украинец» ДАЗ-150 и первые советские автопогрузчики с гидравлическим приводом рабочих органов. В архиве сохранилась фотография, на которой Грачев показывает «Украинец» молодому Леониду Ильичу Брежневу. Но планы производства «Украинца» не воплотились в жизнь – ДАЗ был передан Министерству обороны и переименован в «Южмаш». На нем создавались боевые ракетные комплексы стратегического назначения, космические аппараты. В свое время его возглавлял нынешний президент Украины Леонид Кучма. А сегодня «Южмаш» вернулся к истокам своей деятельности и создает машины – тракторы и троллейбусы. Последние можно иногда встретить на улицах Москвы. Грачев же был назначен заместителем главного конструктора ЗИСа. Здесь он создал советскую копию американской военной амфибии DUQ-W – ЗИС-485 или БАВ (большой автомобиль водный).
За создание БАВ Грачев получил вторую Сталинскую премию – первую ему дали за ГАЗ-64. Помимо этого Грачев помогал создавать междугородний автобус ЗИС-127, совершенствовал бронетранспортеры ЗИС-152, под его руководством строились опытные образцы трехосных вездеходов ЗИС-128, ЗИС-121В и ЗИС-126, которые определили конструкцию выпускавшегося до последнего времени армейского и народнохозяйственного ЗИЛа-157. В 1954 году на ЗИСе было создано специальное конструкторское бюро по созданию и разработке колесных вездеходов для армии, руководить которым было поручено Грачеву. В 1957 году под его руководством был создан многоцелевой четырехосный транспортер-тягач ЗИЛ-134 с автоматической коробкой передачей, дизельным двигателем мощностью 240 лошадиных сил, самоблокирующимися межосевыми дифференциалами, редукторами в ступицах колес, независимой торсионной подвеской, системой регулирования давления в шинах, герметичным корпусом и рулевым управлением с гидроусилителем. На основе этой модели год спустя появился ЗИЛ-135Б с двумя двигателями ЗИЛ-375 – каждый приводил колеса с одной стороны. Для улучшения маневренности управляемыми были передние и задние оси, а средние колесные пары были сближены. Большие шины низкого давления позволили отказаться от упругих элементов подвески. Спустя некоторое время в серийное производство пошли модификации с кабинами из стеклопластика, которые использовали для транспортировки и запуска ракет. Позднее Грачев сконструировал снегоболотоход ЗИЛ-Э-163, способный преодолевать снег глубиной более метра, а также амфибию ЗИЛ-135П, способную брать на борт более 20 тонн груза. Во второй половине 60-х
СКБ Грачева создает поисково-эвакуационные установки для обнаружения и эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов. Машины оборудовались радионавигационными приборами, крановой установкой и пассажирским салоном. На смену ранним ПЭУ в 80-х приходит поисково-спасательный комплекс 490. Кроме этого, Грачев разработал транспортные машины с газотурбинными двигателями, многозвенные автопоезда для бездорожья, сельскохозяйственный грузовик-вездеход. В общей сложности, Грачев создал более 70 экземпляров внедорожной техники. Скончался он в марте 1978 года в своей квартире на Автозаводской.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru

Рекомендуем прочесть