Много ли людей в нашей стране задавались вопросом, за сколько дней можно пересечь Россию на машине с запада на восток? Не все вообще в курсе, что это возможно. Журналист Алексей Мочалов попытался это узнать. И... установил рекорд.
В 2009 году мы с телеведущим Андреем Леонтьевым ездили в Магадан на Mazda 3. Занятие, надо сказать, очень выматывающее, и потому мы прилетали в Якутск «на сладенькое», чтобы прокатиться по трассе «Колыма» и сделать соответствующий репортаж. Именно тогда нам и захотелось проехать через всю страну от Мурманска до Магадана на время! Вскоре наши творческие пути разошлись, но зерно «Мурманск — Магадан» упало в плодородную почву. И вот в один прекрасный день мне звонит Андрей и рассказывает, что через три дня стартует из Мурманска в Магадан на Volvo XC90 (Авто Mail.Ru рассказывал об этом пробеге). Перчатка брошена, назад пути нет.
Стартовать параллельно с Леонтьевым было бы идеальным вариантом для дуэли, но собрать себя, машину, команду и успеть доехать до старта в Мурманске за трое суток — задача невыполнимая. Поэтому было принято решение ехать на неделю позже, 12 июня, в День России через всю Россию, от Баренцева до Охотского...
Всего за несколько дней удалось заручиться поддержкой друзей и знакомых, подготовить навигацию, проработать стратегию нашего марафона. Изначально предполагалось, что мы поедем на Mitsubishi Pajero Sport, однако в самый последний момент стало ясно, что получить эту машину нам не удастся. Что делать? Варианта два: либо отправиться в путешествие на машине моего партнера по экипажу Казбека Бибаева (а это Toyota Land Cruiser Prado 150), либо добраться на Prado до Мурманска, а там... взять на прокат Renault Logan по 900 рублей в сутки. Первый вариант подкупает комфортом и простотой реализации, а второй — отсутствием риска «разложить» свою машину, и большей демократичностью самого транспортного средства.
По пути из Москвы в Магадан рассчитываем приблизительный результат нашей поездки — если все пойдет хорошо, то примерно за шесть дней мы просто обязаны добраться до Мурманска. Тем временем, приходит обескураживающая новость: Андрей Леонтьев не достиг Магадана, а уперся в размытый участок трассы «Колыма» сразу за поселком Ытык-Кюёль в Якутии. Не удивлены — новостные ленты пестрят новостями о паводке в Якутии и перекрытии единственной сухопутной транспортной артерии.
Прямо с колес отправляю заявку в Книгу Рекордов России, ссылаясь на аналогичную заявку от Андрея Леонтьева. Меня не понимают. Просят выслать краткое описание сути. Совещаются и присылают отказ, мотивируя очевидным нарушением ПДД для достижения цели. Не спорим. Отказали нам, значит, откажут и Андрею. Не зря же он отключил функцию показа скорости движения на своей страничке мониторинга... Уже на подъездах к Мурманску звонит А. Леонтьев, рассказывает о своем досрочном финише и настоятельно рекомендует отложить старт минимум на две недели, пока не отремонтируют трассу. Тронуты участием и честной конкуренцией, но принимаем решение идти до конца. Тем более, за долгие годы путешествий я в первую очередь доверяю интуиции, а она буквально орет: Go-go-go!!! Но ясно одно: ни о каком прокатном Logan уже речи нет, может понадобиться не просто полный привод, но и все наши навыки езды по бездорожью.
Итак, Мурманск, ледокол «Ленин», 12 часов дня, 12 июня, день России. Идет мокрый снег, на улице всего +3 градуса С, а я приехал в Заполярье в рубашке с коротким рукавом... Но вот за спиной остается залив Баренцева моря, впереди тысячи километров неизвестности. Весь этот путь в разное время я уже проделывал, отдельными участками, но целиком — никогда.
Первая цель — Медвежьегорск, от Вологды забираем слегка на север, а не на юг, как это сделал А. Леонтьев. Таким образом объезжаем три города, Вологду, Ярославль и Кострому, плюс, экономим добрую сотню километров. Да, дорога через Тотьму, Никольск и Шарью хуже, но у нас Land Cruiser, а значит, ямы не так болезненны, как для Volvo XC90. На прямых же участках с хорошим асфальтом нам скоростной кроссовер не догнать, как ни насилуй архаичный дизель Toyota.
В районе Кирова отметили первые сутки пути, прошли 2320 км, совершенно фантастическая цифра. Чудес нет, все объяснимо — пустынные трассы и отсутствие на пути крупных городов позволяют держать стабильно высокую скорость и не рисковать. В этот день посыпались на различных интернет-форумах обвинения в «беспределе» в наш адрес. Уверяю вас, темп нашего движения был ничуть не быстрее, нежели каждый из вас поддерживает при езде за городом по пустынным дорогам. Хотя бы потому, что идти на пределе долго невозможно, это выматывает как водителя, так и пассажиров.
На вторые сутки бешеной скачки на экипаж навалилась усталость. Спать хочется всегда, ведь отдохнуть на заднем сиденье попросту невозможно. И энергетические напитки пить нельзя, ибо они сильнейшее мочегонное, а наша цель — сократить до минимума остановки. Даже музыку не слушаем. Оказалось, что вкусы и пристрастия в экипаже разные, и то, что бодрит одного пилота, утомляет второго, а нам нужно сохранить мир и хорошее расположение духа в экипаже.
После Тюмени начинается вселенская скукота. До Красноярского края дорога удивительно монотонная, и езда превращается в сущую пытку. Сотни, тысячи километров вдоль дороги тянутся одинаковые избушки, березки и осинки. И ничего не разбавляет пейзаж. Под Омском «разменяли» вторые сутки, на одометре уже 4653 км от Мурманска!
Именно под Омском было сразу два «залета» за «встречку». Единственные на всем пути. Сами понимаете, это очевидное лишение прав без суда и следствия, расстрел на месте. Но на удивление, инспекторы, видя наш настрой и поняв цели, быстро соглашались с очевидным несовершенством расстановки знаков и начертания разметки, желали нам счастливого пути и отпускали с миром, желая доброй дороги и рекомендуя больше отдыхать. Вид после двух суток рулежки был у нас еще тот — глаза бешеные, волосы всклокоченные, рубашки помятые.
Если бы мне кто-то рассказал, что можно добраться из Мурманска до Байкала за 2 дня и 22 часа, я бы не поверил ни за что. Этого не может быть, потому что не может быть никогда. Но мы это сделали. Вдумайтесь — меньше трех суток! Расстояния в мозгу сжались, страна-то у нас не такая и большая, оказывается! К концу третьего дня пути на шины нашей Prado было уже намотано 6771 км, больше половины пути! Но именно на Байкале завершился самый простой участок, впереди же начиналось настоящее испытание на прочность.
После Иркутска мы забыли о том, что такое равнина. Спать стало заметно тяжелее, особенно на серпантинах, да и разбитый асфальт начал вытрясать не только душу, но все внутренние органы. И чем дальше мы шли на восток, тем сильнее дорога дубасила по вестибулярному аппарату. Настоящая же пытка началась после Читы, на той самой «путинке» — трассе, которую несколько лет назад открывал наш президент на Lada Kalina. Дорога до легендарного Сковородино — это настоящая трасса тысячи трамплинов. И каждый трамплин — пытка для пытающегося заснуть.
Сразу после «Сковородки» начинается печально знаменитая трасса «Лена» — в дни распутицы здесь гибнет все, включая полноприводные Уралы. После зимы гравийку еще не ровняли, и все ямы подробно транслировались колесами в недра подвески, а оттуда в наши позвоночники. 1200 километров до Якутска — жестокий костотряс, местами разбавленный сносным асфальтом. Зато какие названия на знаках: Тында, Нерюнгри, Алдан... Настоящая романтика, наконец-то понимаешь, что забрался очень и очень далеко!
Минуем Якутск по противоположному берегу Лены, республиканский центр отрезан от одноименной трассы рекой, и сообщение паромное. На время ледостава и ледохода автомобильное сообщение останавливается, и добраться в столицу Якутии можно только самолетом. XXI век на дворе! А здесь народ с оружием в руках отвоевывает возможность переправиться на последнем перед ледовой блокадой пароме, а весной прекращает движение по ледовой переправе только после первого утопленника... И это не шутки, я был участником такой экстремальной погрузки на последний паром через следующую на нашем пути реку Алдан, являющуюся естественным рубежом, за которым начинается настоящая Колыма. Юридически граница проходит восточнее, но фактически — по Алдану.
Однако до Алдана как раз Андрей Леонтьев неделю назад и не дошел. Поселок Ытык-Кюёль встретил нас обыденно и пыльно. Радости от достижения промежуточного финиша и фактической победы над Андреем Леонтьевым нет, тем более, что опережение колоссальное, счет не на минуты и даже не на часы. Судите сами: наш результат 109 часов 09 минут против 138 часов 22 минут у Андрея. Мы выигрываем больше суток! Комментарии, по-моему, излишни. А вот дорога по прежнему перекрыта, и это трагедия...
Спрашиваем у дорожников, каковы перспективы? Ответ весьма позитивный, мол, отдохните, парни, через несколько часов поедете. Так и поступили. Отъехали с дороги и вырубились спокойным детским сном. Пробуждение наступило под лучами... теплого якутского солнца. Это не шутка. Лето здесь весьма жаркое и комариное. Окна не откроешь — сожрут так, что и скелета не останется. Заводим моторы, готовность No 1, и мы первыми отправляемся со стороны Якутии по трассе Колыма в сторону Магадана. Спасибо судьбе за такое везение! Интуиция в Мурманске не подвела!
Переправа через Алдан — еще одно везение. Вписываемся на ведомственный паром, на котором переправляется с нами лишь начальство, отвечающее за восстановление Колымского тракта. Без очереди, без давки, без расписания, вообще без потерь времени.
Остается совсем чуть-чуть. 1700 км трассы «Колыма», грейдер изумительного качества, который мы проходим на одном дыхании, благо смогли хорошенько поспать в районе Ытык-Кюёль. И — вот он, долгожданный Магадан! Цель достигнута за 5 дней, 20 часов и 6 минут (или за 140 часов и 6 минут). Мы стоим на крохотной набережной, забитой льдами бухты Нагаева, позади 11 737 километров пути от Мурманска. Мечта сбылась. Батарейки сели. Спать...
Алексей Мочалов
Фото автора
- Прочитать о других приключениях вы можете в нашей рубрике «Путешествия»