«Нива» за 850 тысяч

В Казахстане собрали первую партию «Нив». Они не такие, как в Тольятти. «Газете.Ru» удалось выяснить, сколько стоит собираемый казахами внедорожник и в чем его отличия от тольяттинского варианта.
content image for: 4219
Конечно, никто бы в России этими казахскими «Нивами» не интересовался – ну собирали их в Эквадоре и Уругвае, теперь еще и в Казахстане, какая разница. Но дело в том, что по милости СП «GM-АвтоВАЗ» старых «Нив» в России скоро делать не будут. Как уже писала «Газета.Ru», сборка «ВАЗ»-21213 в Тольятти будет продолжаться еще полгода, а затем завод будет выпускать лишь построенные на базе «Нивы» специальные автомобили «Бронто» и «Тарзан», а также длинную пятидверную «Ниву». Причем все это вне конвейера и очень небольшими партиями. Высвободившиеся мощности передадут под изготовление комплектующих для «Chevrolet-Нива». В производстве останется лишь 15 тыс. машинокомлектов старых «Нив», и большинство из них – две трети – поедут в Казахстан. Завод «Азия-Авто» в Усть-Каменогорске станет единственным местом в Европе, где можно будет найти старую «Ниву», которую снимают с тольяттинского производства, несмотря на то что популярность ее по-прежнему высока. «Шевроле-Ниву» же ценой $8 тыс. полноценной заменой никак не назовешь. Собранные на территории СНГ автомобили пошлиной, как иномарки, не облагаются. Но проблема в том, что россиянам, которые захотят купить казахскую «Ниву», придется решать вопросы с доставкой самостоятельно. Экспорт автомобилей в Россию строго-настрого запретил АвтоВАЗ, контрактом с которым связан завод в Усть-Каменогорске. В Китай, Среднюю Азию, Иран – пожалуйста. А в Россию – нет. А значит, к цене машины надо прибавить и стоимость ее самостоятельной доставки. Даже в таких условиях казахская «Нива» останется самым доступным вариантом для тех, кому нужен недорогой внедорожник, но все же не УАЗ. Но в ценовой привлекательности машина сильно потеряет.

Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе завода «Азия-Авто», плод русско-казахской дружбы будет стоить от 850 тыс. до 1,2 млн тенге. В переводе на нашу привычную валюту – от $5,5 до $8 тыс. Сейчас цена самой простой «Нивы» из Тольятти – примерно $4 тыс. Простейшая казахская «Нива» будет отличаться от русской, но не сильно. Усть-каменогорские машины имеют легкосплавные диски и покрышки с улучшенными динамическими показателями. Такой набор на $1,5 тыс. никак не тянет. Правда, в перспективе казахские «Нивы» получат гидроусилитель, кондиционер, зеркала с электроприводом, новые сиденья, магнитолы и другое допоборудование. $8 тыс. за такой автомобиль – это не так уж и дорого. Всего, как нам рассказали, на заводе будут производить четыре или даже пять различных вариантов комплектации – «стандарт», «норма», «люкс», «сафари» и др. Собираются также освоить производство машин по дилерским и индивидуальным заказам. Но когда все это будет, точно сказать невозможно: производство только началось. Инициатором проекта выступил казахский дилер «АвтоВАЗа», компания «Бипэк-Авто», построившая завод «с нуля» при поддержке правительства Республики Казахстан и двух крупнейших казахских банков. Сейчас запустили сборочное производство. В Усть-Каменогорск привозят кузова первой комплектации (кузов обитый в сборе, по заводской терминологии), отдельно от них – основные узлы и агрегаты в сборе.

Казахи устанавливают двигатели, трансмиссию, переднюю и заднюю подвески, навешивают колеса. Кроме этого, на «Азии-Авто» производятся заправочно-регулировочные и контрольно-испытательные операции. В 2004 году с запуском сварочного и окрасочного цехов предприятие собирается перейти на полный производственный цикл. Пока казахские «Нивы» полностью комплектуются вазовскими деталями. В дальнейшем предполагается использовать комплектующие местного производства. Проектная мощность завода «Азия-Авто» – 45 тыс. автомобилей в год. Но на «Ниву» в любом случае придется не больше 10 тысяч. Остальные мощности будут использованы для производства других автомобилей. Может быть, говорит руководство завода, не только российских. По словам заводчан, они уже ведут переговоры с рядом мировых производителей. Ну а у тех, кого не смущает дальняя поездка и лишние полторы тысячи, еще есть время подумать: отгрузка машин дилерам начнется во втором квартале этого года.