В Беларуси наступает спутниковая ЭРА

Что принесет Беларуси внедрение проекта ЭРА-РБ

Меньше чем через четыре года в каждом автомобиле в Беларуси, кроме всем привычных деталей и узлов, появится еще один — черный ящик. Точно такие же ящики появятся и в авто в России и в Казахстане. Согласно техническому регламенту для систем спутникового мониторинга наземного транспорта Таможенного союза, еще раньше, в 2016 году черные ящики окажутся на всех автобусах и грузовикиах. В России система будет носить название ЭРА-ГЛОНАСС, в Беларуси — ЭРА-РБ. Кроме того, предполагается, что новая система будет полностью совместима с аналогичным европейским проектом eCall.

content image for: 41558

Плюсов у нововведения много. Согласно заявлениям организаторов ЭРА-РБ, системы экстренного реагирования помогут уменьшить скорость реагирования на экстренные ситуации на 30%. Кроме того, ЭРА-РБ поможет искать украденные авто, бороться с коррупцией, решать страховые случаи и многое другое.

Среди негативных аспектов конечно же финансовый, ведь в итоге за новый прибор придется заплатить покупателям автомобилей, в качестве части оборудования нового авто, или самому приобрести терминал и оплатить его установку. Кроме того, не стоит забывать, что частью стандартного функционала любого терминала ЭРА-РБ является включение «из центра». Так что в будущем водителям придется несколько раз подумать, прежде чем рассказывать рисковые анекдоты в салоне собственного авто...

Как это работает

content image for: 44042

В самом базовом выполнении терминал ЭРА-РБ способен определить, что автомобиль попал в ДТП. Далее, при помощи систем спутникового позиционирования (GPS или ГЛОНАСС) он вычисляет собственное местоположение и посылает сигнал в диспетчерский центр. Работник службы включает канал голосовой связи с салоном автомобиля, чтобы установить, случилась ли авария на самом деле, а также определить обстоятельства. Далее дело уже за спасателями. На этом функционал самого простого прибора оканчивается. Однако пользователям будут доступны версии и с расширенным набором функций: навигатором, доступом в интернет, развлекательными службами и другим.

Что внутри

  • Приемник ГЛОНАСС — обязательным для терминала является наличие одной спутниковой системы позиционирования (ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS).
  • GSM/GPRS — для того, чтобы общаться с диспетчерским центром, прибор использует сети мобильной связи. При этом, он не привязан к определенному оператору, так как экстренные звонки (на номер 112) могут выполняться при использовании любой доступной сети.
  • Датчик ДТП — реагирует на наклон автомобиля и ускорение.
  • Аккумулятор — для поддержания автономной работы при отключенном питании.
  • «Тревожная кнопка» — необходима для того, чтобы инициировать связь с диспетчером, не дожидаясь ДТП.

Сколько это будет стоить?

Использование системы власти обещают сделать бесплатным для всех водителей, а вот черный ящик каждому придется покупать самому. В новых автомобилях приборы обяжут устанавливать производителей.

Системы спутникового мониторинга транспорта уже давно и активно используются в разных коммерческих организациях, которые владеют автомобильным парком, а также в автомобилях экстренных служб. Поэтому на сегодня доступен довольно широкий выбор разнообразных приспособлений, которые отвечают основным требованиям Таможенного союза. Стоимость единичных приборов варьируется от 150 до 400 долларов.

content image for: 41558

Пока рано точно говорить, какие приборы гарантированно подойдут под требования. Официальный список сертифицированного оборудования до сих пор не установлен, а официальные требования, хоть и понятны в основных пунктах, могут разниться в десятках деталей. Судя по всему, определенной неразберихи в этой связи не избежать. В России, согласно приказу Минтранса РФ No285, приборами спутникового мониторинга маршрутки, автобусы и грузовики должны комплектоваться уже с начала этого года (а уже в июле отсутствие подобного прибора может повлечь за собой штраф), компании, занимающиеся разработкой и обслуживанием систем спутниковой навигации, столкнулись с проблемами из-за расплывчатых требований к таким приборам. Так, генеральный директор группы компаний АСК заявил, что в каждом регионе требования приказа трактуют по-своему, а в некоторых, благодаря лоббированию, годным признан только одни прибор.

Андрей Свиридовский