Что в черном ящике?

Что несет казахстанцам внедрение системы ЭВАК-ГЛОНАСС

Меньше чем через четыре года в каждом автомобиле в Казахстане, кроме всем привычных деталей и узлов, появится еще один — черный ящик. Точно такие же ящики появятся и в авто в России и Беларуси. Согласно техническому регламенту для систем спутникового мониторинга наземного транспорта Таможенного союза, еще раньше, в 2016 году, черные ящики окажутся на всех автобусах и грузовиках. В России система будет носить название ЭРА-ГЛОНАСС, в Казахстане — ЭВАК-ГЛОНАСС. Кроме того, предполагается, что новая система будет полностью совместима с аналогичным европейским проектом eCall.

Плюсов у нововведения много. Согласно заявлениям создателей ЭВАК-ГЛОНАСС, системы экстренного реагирования помогут уменьшить скорость реагирования на экстренные ситуации на 30%. Кроме того, ЭВАК-ГЛОНАСС поможет искать украденные авто, бороться с коррупцией, решать страховые случаи и многое другое.

Среди негативных аспектов, конечно же, финансовый, ведь в итоге за новый прибор придется заплатить покупателям автомобилей в качестве части оборудования нового авто, или самому приобрести терминал и оплатить его установку. Кроме того, не стоит забывать, что частью стандартного функционала любого терминала ЭВАК-ГЛОНАСС является включение «из центра». Так что в будущем водителям придется несколько раз подумать, прежде чем рассказывать рисковые анекдоты в салоне собственного авто...

Как это работает

В самом базовом выполнении терминал ЭВАК-ГЛОНАСС способен определить, что автомобиль попал в ДТП. Далее, при помощи систем спутникового позиционирования (GPS или ГЛОНАСС) он вычисляет собственное местоположение и посылает сигнал в диспетчерский центр. Работник службы включает канал голосовой связи с салоном автомобиля, чтобы установить, случилась ли авария на самом деле, а также определить обстоятельства. Далее дело уже за спасателями. На этом функционал самого простого прибора оканчивается. Однако пользователям будут доступны версии и с расширенным набором функций: навигатором, доступом в интернет, развлекательными службами и другим.

Что внутри

  • Приемник ГЛОНАСС — обязательным для терминала является наличие одной спутниковой системы позиционирования (ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS).
  • GSM/GPRS — для того, чтобы общаться с диспетчерским центром, прибор использует сети мобильной связи. При этом он не привязан к определенному оператору, так как экстренные звонки (на номер 112) могут выполняться при использовании любой доступной сети.
  • Датчик ДТП — реагирует на наклон авто, а также на резкое ускорение.
  • Аккумулятор — для поддержания автономной работы при отключенном питании.
  • «Тревожная кнопка» — необходима для того, чтобы инициировать связь с диспетчером, не дожидаясь ДТП.

Сколько это будет стоить?

Использование системы власти обещают сделать бесплатным для всех водителей, а вот черный ящик каждому придется покупать самому. В новых автомобилях приборы обяжут устанавливать производителей.

Системы спутникового мониторинга транспорта уже давно и активно используются в разных коммерческих организациях, которые владеют автомобильным парком, а также в автомобилях экстренных служб. Поэтому на сегодня доступен довольно широкий выбор разнообразных приспособлений, которые отвечают основным требованиям Таможенного союза. Стоимость единичных приборов варьируется от 150 до 400 долларов.

Пока рано точно говорить, какие приборы гарантированно подойдут под требования. Список сертифицированного оборудования до сих пор не установлен, а официальные требования, хоть и понятны в основных пунктах, могут разниться в десятках деталей. Судя по всему, определенной неразберихи в этой связи не избежать. В России, согласно приказу Минтранса No285, приборами спутникового мониторинга маршрутки, автобусы и грузовики должны комплектоваться уже с начала этого года (а уже в июле отсутствие подобного прибора может повлечь за собой штраф), компании, занимающиеся разработкой и обслуживанием систем спутниковой навигации, столкнулись с проблемами из-за расплывчатых требований к таким приборам. Так, генеральный директор группы компаний АСК заявил, что в каждом регионе требования приказа трактуют по-своему, а в некоторых, благодаря лоббированию, годным признан только один прибор.

Андрей Свиридовский