Peugeot 208 GTi. Три весёлых буквы

Французы представили новую «зажигалку» с шильдиком GTi и уверены, что самый мощный «208-й» достоин носить имя легендарного предка 205 GTi. Оправданы ли ожидания? В роли рефери выступили коварные повороты «Дороги Наполеона» на юге Франции
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

На презентации Peugeot 208 GTi французы часто повторяли слово «сюрприз», намекая, что приятные моменты ждут нас на маршруте. А один из них стоял уже у входа в отель — это был оригинальный Peugeot 205 GTi 1.9, неизменно собиравший вокруг себя толпу журналистов. Жаль, поездить на нём не давали, но открыть лёгонькую и тонкую дверь, посидеть внутри живой легенды «горячих» хэтчбеков, пощупать потёртый за 115 тысяч километров руль и ощутить объятия боковой поддержки кресел 205 GTi — редкая удача. И в Peugeot уверены, что 208 GTi по праву носит знаменитый шильдик. Это очень смелое заявление!

О более современных предшественниках 208 GTi — моделях 206 RC и 207 RC — французы особо не вспоминали и не привезли их под Ниццу для дополнения исторического ряда. Оно и ясно — машинам не хватало «градуса удовольствия», который так ценили в «205-м», а 207 RC получился не только тяжёлым, а ещё и не шибко надёжным из-за проблем с мотором. Так что перед инженерами стояла непростая задача — надо было облачить дух именитого предка в современную упаковку, сделать качественный ремикс на хит почти 30-летней давности.


Оценки труду инженеров мы выставим чуть позже, а вот работа дизайнеров вызывает немало вопросов. Зачем столько хрома на спортивной версии? Он и на корпусах зеркал, и на решётке радиатора, и на заднем бампере. Да и 17-дюймовые колёса в двуцветном исполнении едва ли можно назвать образцом стиля. Словом, изысканностью и элегантностью предков тут и не пахнет. Тем заметнее этот диссонанс внутри — как будто над интерьером работали независимо от внешности.


В салоне Peugeot 208 GTi всё создано по канонам «хот-хэтчей» и по мотивам 205 GTi. Водителя и пассажиров встречают отличные сиденья с комбинированной обивкой, алюминиевые накладки на педали и набалдашник рычага КПП, руль с логотипом GTi и, конечно, обилие красного цвета — прострочка на креслах, передней панели, дверные ручки и окантовка приборного щитка. Кстати, в Peugeot явно поскромничали, разметив шкалу спидометра до 230 км/ч (финальная риска означает 240), то есть фактически до заявленной «максималки».


Разогнаться до таких скоростей позволяет турбомотор EP6CDTX объёмом 1,6 литра, который выдаёт 200 сил и 275 Н∙м крутящего момента. Солидные характеристики для машины массой 1160 кг (без учёта водителя, но с полным баком). Peugeot с гордостью заявляет, что это самый быстрый GTi в истории — «сотню» с места 208 GTi набирает за 6,8 секунды, а километровый отрезок проезжает за 26,9 секунды. Верим! Тяги у двигателя столько, что только успевай орудовать рычагом шестиступенчатой «механики»! Кстати, специально для 208 GTi были изменены передаточные числа, но коробка всё равно осталась несколько «длинноватой» — на второй передаче упираешься в отсечку на 107 км/ч.

Впрочем, разгону это не помеха — мотор исправно выдаёт ньютон-метры в широком диапазоне. Но для быстрой езды лучше не опускаться ниже 2500 об/мин. А на «верхах» двигатель буквально расцветает и яростно разгоняет 208 GTi, пока стрелка тахометра не упрётся в предельные 6800 об/мин. И браво инженерам, настроившим выхлоп скромного по объёму агрегата — звук великолепный! Басовитые нотки ближе к отсечке сменяются злобным рыком, а если сбросить газ на высоких оборотах, то Peugeot эффектно «отрыгивает» — брр-боп-боп-боп. Разве что огнём не плюётся...

Не успев толком насладиться, мы упёрлись в первый сюрприз маршрута — 4-километровый перекрытый участок дороги. Чем не раллийный «доп»? Причём туда приехал Жиль Паницци — асфальтовый ас, выигравший за рулём Peugeot 206 WRC семь этапов чемпионата мира по ралли. Жаль, с маэстро нам прокатиться не удалось — слишком большой оказалась очередь. А сам отрезок пути оказался не особо интересным, да и перед стартом нас попросили не терять голову — красноречивые следы от шин в первом же повороте, ведущие в лес, охладили пыл. Так что мы с чистой совестью поехали дальше. И не пожалели!

Медленный и «затычный» серпантин потихоньку становился менее закрученным и в итоге превратился в череду ходовых виражей. Постойте, да это же «Дорога Наполеона», где год назад я носился за рулём купе Subaru BRZ — одно из лучших мест на Земле для любителей быстрой езды! Машин тут очень мало, ширина позволяет исправлять собственные ошибки, а пейзажи попросту захватывают дух. И именно здесь Peugeot 208 GTi раскрывается по-настоящему. Способность этого «львёнка» цепляться за асфальт поражает — поворот за поворотом пытаешься ехать ещё быстрее, а ему хоть бы хны. А если всё-таки превысить скорость на входе, то 208 GTi на мгновение пропихивает переднюю ось, а потом начинает плавно соскальзывать наружу всеми четырьмя колёсами. Великолепный баланс!


Это вдвойне удивительно, если посмотреть на шины — Michelin Pilot Exalto с профилем 205/45 R17. И в голову снова лезет параллель с Subaru BRZ и её двойником в лице Toyota GT86 — там покрышки и вовсе не спортивные, а в дорогу купе вгрызаются мёртвой хваткой. Вот что значат шасси и скромная масса. Любопытно, что ширины колёс хватает и для эффективного выхода из медленных «шпилек» — пробуксовка бывает только на первой передаче. И, разумеется, при отключенной ESP — от её опеки можно избавиться полностью.

«Хот-хэтч» от Peugeot радует и интуитивно понятным поведением — к машине не требуется никакой адаптации, ехать быстро можно с первых же километров пути. Руль всегда налит солидным усилием, стоит чуть отклонить его в сторону, причём маленький диаметр «баранки» не наделяет 208 GTi резкими реакциями в «околонулевой» зоне. А ведь именно за это мы пожурили обычный «208-й» во время январского теста в Словакии! Более того, версия GTi оказалась ещё и... комфортнее за счёт энергоёмкой подвески — неровности растворяются в недрах амортизаторов, да и не громыхает ничего. По щербатому асфальту 208 GTi идёт, будто приклеенный — ни раскачки, ни рыскания из стороны в сторону. И лишь на малом ходу начинается расплата в виде подробного повторения профиля дороги.

Нет претензий и к тормозам, хотя их тест оказался по большей части случайным — коварный изгиб дороги вынудил серьёзно сбрасывать скорость, но Peugeot 208 GTi с честью вышел из этой ситуации. И снова удивило простое решение — спереди установлены вентилируемые 302-миллиметровые диски, а сзади — вообще сплошные «блинчики» диаметром 249 мм! Плюс обычные «плавающие» суппорты. Конечно, на гоночном треке они наверняка быстро сдадутся, но в повседневной жизни перегреть их вряд ли получится.

Кстати, о реалиях. Последняя пара десятков километров проходила сквозь кучу населённых пунктов — светофоры, переулки, лежачие полицейские. Peugeot 208 GTi органично влился и в такую среду — привод сцепления понятен, коробка передач не раздражает длинными ходами рычага, большие зеркала обеспечивают хороший обзор. А «выхлоп» радует приятным тембром и не напрягает в городских условиях. Редкий случай — на 208 GTi приятно носиться по горным дорогам с улыбкой до ушей и в то же время можно спокойно ездить каждый день по пробкам. Если, конечно, смириться с «механикой». Но нужно ли мириться с чем-то ещё?


Я честно пытался к чему-нибудь придраться. И нашёл-таки недостаток — отсутствие... автоматического стеклоподъёмника у переднего пассажира. Пардон, ну как же так? Даже парочка BRZ/GT86 себе такого не позволяет, даром, что родом из Японии. Можно пожаловаться на тесноту сзади из-за массивных передних кресел, но люди среднего роста там поместятся. Так что в моих глазах основной минус Peugeot 208 GTi — это та самая куча «бижутерии» во внешности. Как-то не вяжутся эти побрякушки с серьёзным характером машины, не хватает новичку сдержанности 205 GTi.


Зато есть главное — живой характер! Есть та движущая сила, которая побуждает садиться за руль даже тогда, когда в этом нет ни малейшей необходимости, просто чтобы прохватить по извилистой дорожке и получить заряд бодрости и хорошего настроения. Конечно, не стоит ждать прозрачности, честности и эмоциональности 205 GTi — те времена безвозвратно ушли, автомобили стали крупнее, тяжелее и загнаны в жёсткие экологические рамки. Но, однозачно, 208 GTi — это лучшая попытка воссоздать оригинал. Оценить его смогут и российские покупатели — машина уже проходит сертификацию. О ценах для нашего рынка говорить пока рано, но во Франции 208 GTi обойдётся в 24 500 евро — чуть дешевле, чем Opel Corsa OPC в сопоставимом оснащении, которая в России стартует с 945 тысяч рублей.

История


Три весёлых буквы GTi появились в «лексиконе» Peugeot в 1984 году, когда был рожден 115-сильный 205 GTi с мотором объёмом 1,6 литра, а спустя ещё пару лет вышла «правильная» версия GTI 1.9, двигатель которого выдавал уже 132 «лошадки». Мало? Так и машинка весила всего 875 кг! Неудивительно, что крохотный «205-й» разгонялся до 100 км/ч быстрее, чем за 8 секунд, и стал настоящей легендой — многие поклонники «хот-хэтчей» отдают ему первое место в личном хит-параде.


В 2003 году на рынок вышел Peugeot 206 RC — смену вывески французы объясняли победами «206-го» в ралли, хотя в Великобритании и, например, Австралии машина продавалась с лэйблом GTi 180. 2-литровый атмосферный двигатель развивал 177 лошадиных сил и позволял «Пыжику» разгоняться до 100 км/ч за 7,4 секунды. Однако многие фанаты критиковали 206 RC за отсутствие эмоциональности, а система стабилизации отключалась только до 50 км/ч.


Peugeot 207 RC дебютировал в 2007 году и получил турбомотор объёмом 1,6 литра взамен прежнего атмосферника. Несмотря на потерю 2 «лошадей», двигатель мог похвастать значительно большим крутящим моментом и разгонял 207 RC за 7,1 секунды до «сотни». Но характер у 207 RC был с ленцой — рулевому управлению не хватало информативности, пятиступенчатая коробка передач раздражала большими ходами, да и весила машина 1250 килограммов (без водителя), хотя и могла похвастать прекрасным внешним видом и хорошим интерьером.

Вадим Гагарин
Фото автора и компании Peugeot