Накатим на дорожку

Обзор законодательства о пьяном вождении в мире
Андрей Свиридовский

Беларусь готовится к беспрецедентному для наших краев шагу. Вскоре у водителей, которых неоднократно уличали в пьяном вождении, заберут не только права, но и автомобиль. В 2012 году президент Беларуси Александр Лукашенко поручил генеральному прокурору Александру Конюку проработать вопрос об усилении ответственности нетрезвых водителей.

В Генпрокуратуре сразу взялись за дело и всего через несколько месяцев оформили предложение. Для начала, штрафы будут повышены до 5-10 млн рублей, после выявления нарушения машину немедленно будут отправлять на штрафстоянку и не отдавать до выплаты штрафа. Но и это не главное — всего одно повторное нарушение автоматически приведет к конфискации автомобиля. В самое ближайшее время закон могут рассмотреть в парламенте.

Сторонники законопроекта, например председатель Верховного суда Валентин Сукало, считают такие действия оправданными. «Важно не только наказать за преступление, но и лишить возможности совершить новое», — заявляет судья. Противники данной инициативы твердят, что автомобиль может являться имуществом не только одного водителя. К тому же, коррупцию не стоит сбрасывать со счетов, ведь столь крупные наказания станут дополнительным стимулом для водителей откупиться.

Штраф или харам

Несмотря на то, что конфискация автомобиля многим кажется решением крайне строгим, в мире эта мера не является чем-то неслыханным. Так без автомобиля можно остаться из-за пьяного вождения в 21 из 50 штатов США. Конфискуют автомобили и в Шотландии, Дании, да и английские парламентарии не раз пытались принять подобный закон. Однако стоит отметить, в подавляющем большинстве случаев конфискация автомобиля применяется к заядлым нарушителям, которых ловили «под мухой» несколько раз. Согласно варианту белорусской прокуратуры, «проштрафиться» можно только один раз. В случае повторного нарушения в течение одного года автомобиль будет конфискован.

Но даже без конфискации вождение в состоянии алкогольного опьянения серьезно карается во многих странах. В определении опьянения, правда, страны разнятся. Лимит в 0,8 промилле (а это уже довольно «навеселе») установлен в Великобритании, Канаде, Китае и некоторых штатах США. Опьянение выше 0,5 промилле считают нарушением в Германии, Франции, Испании, Дании, Финляндии. Нулевой порог установлен в России, Японии, Австралии и некоторых других странах. Япония является страной с самыми большими наказаниями за пьяное вождение. Водителям, которые сели за руль на подпитии, грозят штрафы, равные нескольким десяткам тысяч евро, заключение до 5 лет и пожизненное лишение прав. На 23 тыс. евро оштрафуют даже пассажиров пьяного водителя.

Есть в мире и страны, в которых наличие алкоголя в крови не помешает вождению, по крайней мере, на законодательном уровне. Стоит сразу заметить, что недавний ирландский закон, который мог бы разрешить водителям, выпив, ездить по проселочным дорогам, вряд ли будет принят. Местные эксперты сходятся во мнении о его опасности, а начальник полиции назвал проект просто «немыслимым». Кроме того, не заботятся о трезвости водителей в Индонезии, Эфиопии, Конго и еще целом ряде небольших африканских стран, где, очевидно, есть проблемы и похуже.

Однако противоположность вседозволенности — тотальный запрет — тоже не всегда означает порядок. Ситуация в Иране может стать неплохим примером того, как исключительно строгие законы не способны решить проблему, а лишь усугубляют ее. Пить в Иране запрещено не только за рулем, но и где-угодно, ведь употребление алкоголя является «харамом» и строго карается по законам шариата. Тем не менее, согласно последним отчетам, алкоголизм становится все более серьезной проблемой в «непьющей стране». Во время случайных проверок водителей в Тегеране в апреле-мае прошлого года, обнаружилось, что 26% всех автомобилистов находились за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Во время аналогичной акции властей в Лондоне в 2008 году только 9% водителей были «под мухой». Иранские запреты на употребление алкоголя настолько строги, что зачастую власти склонны умалчивать проблему. Несмотря на результаты проверок, государственные органы Ирана продолжают публиковать официальную статистику, что среди нескольких миллионов иранских водителей алкоголь за год обнаружили всего у 829.

Конфисковать оказалось невыгодно

Решить проблему ДТП с помощью новых законов также не всегда удается. Зачастую, после введения ужесточающих мер, количество ДТП в стране падает, однако потом начинает постепенно расти и, порой, возвращается почти на прежний уровень. Однако случается и так, что ужесточение противоалкогольных мер приводит к росту ДТП. Когда США в 2000 году на федеральном уровне опустили максимальное содержание алкоголя с 1 до 0,8 промилле, количество аварий неожиданно возросло просто потому, что полиция была слишком занята вылавливанием пьяных водителей, чтобы обращать внимание на нарушителей.

Любопытно, что в американском штате Орегон в 1995 году законодательная инициатива, аналогичная белорусской, полностью провалилась. Однако случилось это не потому, что конфискация была неэффективна, а наоборот. Статистика ДТП стремительно упала, а количество автомобилей на штрафных стоянках возросло. Однако стоимость процедуры конфискации оказалась намного большей, чем деньги, которые удавалось выручить за конфискованную машину, и штат решил что продолжать данную практику слишком накладно.

В 2008 году драконовские меры против пьяных водителей ввели в Бразилии. Допустимое содержание алкоголя было снижено до нуля, а наказания — увеличены. Однако вскоре после принятия закона организации бразильских водителей смогли доказать, что «дышание в трубочку» является неконституционным. Дескать, это нарушает их неотъемлемое право не свидетельствовать против себя. Такую огромную уступку правоохранительные органы Бразилии смогли повернуть в свою пользу. Использование алкотестера осталось добровольным, однако теперь полиция может арестовать человека за нетрезвое вождение исходя из вторичных признаков, другими словами просто потому, что «им так показалось». Конечно, бразильским водителям такие нововведения пришлись не по душе, и они сразу заговорили о возможной коррупции, однако пока что власти удовлетворены падением статистики ДТП по причине алкогольного опьянения на 12%.

Пьяное вождение является смертельной опасностью на дорогах, и это подтверждается статистикой, в Беларуси 14% ДТП совершают водители, находящиеся под воздействием алкоголя. А вот вопрос о конвертации жестких наказаний в безопасность на дороге остается открытым. Уж слишком много в этом уравнении неизвестных, главной из которых является коррупция на дорогах. Впрочем, белорусам в самое ближайшее время придется решать это уравнение на практике.