Лучшие тачки в истории мультфильмов

Создатели мультфильмов вроде «Тачек», «Спиди-гонщика» или «Простоквашино» неравнодушны к автомобилям так же, как и мы. Авто Mail.Ru разбирается, что круче: автомобиль кота Леопольда или Гомера Симпсона?
Павел Ёлшин

Создатели мультфильмов вроде «Тачек», «Спиди-гонщика» или «Простоквашино» неравнодушны к автомобилям так же, как и мы. Авто@Mail.Ru разбирается, что круче: автомобиль кота Леопольда или Гомера Симпсона?

10. Автомобиль Флинстоунов

Для американцев гораздо раньше, чем для нас, стало привычным, что семейная жизнь часто крутится вокруг автомобиля, поэтому даже для доисторической семьи Флинстоунов они придумали подобающий транспорт. В каждом выпуске этого знаменитого мультсериала, появившегося в 60-е годы, обязательно фигурирует машина, которая состоит из деревянного каркаса, каменных колес и шкуры какого-то животного, играющей роль крыши. В движение она приводится ногами седоков.

Подобным образом создатели «Флинстоунов» перенесли в каменный век и многие другие реалии американского образа жизни и попали в самое сердце телезрителей США. «Флинстоуны» оставались самой успешной мультипликационной франшизой целых три десятилетия — вплоть до появления «Симпсонов» в 1989 году.

9. The Mystery Machine («Скуби-Ду»)

Надпись на бортах фургона, раскрашенного в веселенькие цвета, гласит: «Машина тайн». На самом деле этот автомобиль, прообразом которого послужил Chevrolet Sportvan 108 образца 1968 года, ничего таинственного в себе не содержит, если не считать того, что на нем ездят говорящий немецкий дог Скуби-Ду и четверо его друзей, вместе называющих себя корпорацией «Тайна» и увлекающихся расследованием разных мистических происшествий с участием привидений, монстров и прочей нечисти. Эта история вышла на экраны в 1969 году и не покидает мировое телевидение по сей день. Разноцветный Chevrolet «снялся» в более чем 300 (!) выпусках этого сериала, входящего в число самых популярных мультфильмов в мире.

8. Автомобиль-оборотень («Футурама», сезон 2, эпизод 18)

В том, что робота Бендера ночью сбивает машина, скрывшаяся в неизвестном направлении, сам он видит дурное предзнаменование. В XXXI веке четырехколесный нелетающий (!) автомобиль воспринимается как нечто старинное и зловещее. Оказывается, это была машина-оборотень, и каждый робот, сбитый ею, тоже по ночам превращается в автомобиль, одержимый идеей давить людей. В общем, создатели «Футурамы» в своем репертуаре.

В процессе поисков главного четырехколесного злодея герои выясняют, что в начале XXI века в секретной лаборатории «Анти-Крайслер» был разработан проект «Сатана». Этот автомобиль состоял из деталей самых злых машин в истории: руль взят от «Мерседеса» Гитлера, поворотник — от «Фольксвагена» Чарльза Мэнсона и т.д. Покончить с автомобилем-оборотнем можно, лишь забив в его выхлопную трубу серебряную картофелину. Впрочем, позднее оказывается, что «Сатану» так не убьешь: из-за популярности экологичных технологий под его капотом установлен электромотор...

7. «Запорожец» («Зима в Простоквашино»)

Это был автомобиль мечты. Кто из советских мальчишек не мечтал вот так вместе с отцом ремонтировать «Запорожец» непосредственно в своей квартире! Конечно, необходимость разбирать машину посреди гостиной — это художественное преувеличение, но в остальном создатели мультфильма правдиво отразили особенности владения автомобилем в советское время. Без хороших технических знаний и умений копаться во внутренностях машины представить отечественного автомобилиста было нельзя. Образ жизни домочадцев автолюбителя неизбежно был подчинен потребностям четырехколесного члена семьи.

«От вашего бензина у меня все цветы завяли», — сетует мама Дяди Федора, в то время как муж и сын передвигают по комнате машину без колес, носят покрышки и безуспешно пытаются завести мотор «кривым стартером». Старый неисправный «Запорожец» для многих семей был пределом мечтаний. В 1984 году, когда вышла «Зима в Простоквашино», «Жигули» стоят как квартира — 7 500 руб. Для большинства рабочих и служащих с зарплатой около 150 руб. это целое состояние. Но проблема даже не в этом: свободных машин в продаже нет, автомобили распределяют по предприятиям, а очереди среди сотрудников заводов и НИИ растягиваются на несколько лет.

6. Автомобиль кота Леопольда

Кот Леопольд повторяет судьбу некоторых советских граждан, которые в 80-е годы за неимением автомобилей в свободной продаже решились своими руками сконструировать машину-самоделку. В первом же кадре нам показывают висящую на стене гаража вырезку из автомобильного журнала с публикацией под рубрикой «Сделай сам». В 1987 году, когда вышел этот мультфильм, автомобильная журналистика вовсю осваивала жанр, который потом возьмет на вооружение телепрограмма «Очумелые ручки». Только в те времена никто и не думал шутить. Пресса пишет заметки о том, как из пробки от шампанского изготовить деталь для «Жигулей», а также с гордостью публикует обширные статьи о самодельных эффектных спорткарах, вездеходах и прочих экзотичных машинах, которые в магазинах не купить.

Автомобиль кота Леопольда — подчеркнуто несерийный. Родстер по последней западной моде получил клиновидный силуэт и обзавелся кучей «опций», из которых самые реалистичные — это сервоприводы сидений и система автоматического пожаротушения. Нажатие на «тревожную кнопку» приводит в действие тормозной парашют и катапультирует седоков. Отечественные кулибины на подобные разработки были вполне способны.

5. Mach 5 («Спиди-гонщик»)

Белый спорткар и его юный пилот впервые стали известны публике еще в 60-е годы, дебютировав в простеньких японских комиксах и мультфильмах «для самых маленьких». Едва ли кто-то мог предполагать тогда, что этот анимационный сериал из Страны Восходящего солнца будет настолько популярен в Америке, что в XXI веке он даже станет основой для высокобюджетного голливудского фильма, который снимут братья Вачовски, создатели «Матрицы» и «Облачного атласа». Правда, их кинофильм «Спиди-гонщик», вышедший в 2008 году, провалился в прокате: при бюджете в $120 млн он собрал менее $94 млн.

Прототипом Mach 5 могла служить Ferrari 250 Testa Rossa или же Ford GT40, который в 60-е годы был одним из главных героев гонок в Ле-Мане. Но мультипликационный спорткар — гораздо круче своих реальных прообразов. Его мощность — 5 000 л.с., а кроме того он оборудован такими гаджетами, что кот Леопольд позавидует: по команде с пульта управления, размещенного на руле, Mach 5 накрывает седоков прозрачным пуленепробиваемым и герметичным колпаком, из переднего бампера вырастают циркулярные пилы, чтобы валить лес, также автомобиль способен двигаться под водой, поднимая на поверхность перископ, и делать многие другие вещи из арсенала автомобилей суперагентов.

4. Такси Бенни («Кто подставил кролика Роджера»)

В оскароносном фильме, воспевшем мир классической американской анимации 30-40-х годов, немалое внимание уделено четырехколесному персонажу, который в главных сценах погонь становится ключевым действующим лицом. Говорящее такси по имени Бенни наделено обаянием лучших рисованных героев в истории мультипликации. Говорят, изначально создатели картины думали «оживить» фольксвагеновского «Жука», но образ желтого кэба неизвестной марки оказался эффектнее. Бенни сам решает, куда ехать и какие кульбиты на дороге исполнить, а после ДТП встает на «задние лапы» и сам садится за руль настоящего автомобиля.

Бенни, как и все герои фильма мужского пола, не остается равнодушным к чарам роковой Джессики Рэббит. Когда она проходит перед автомобилем, прежде чем сесть в него, Бенни оказывает ей недвусмысленные знаки внимания.

Сцена, в которой Джессика Рэббит выпадает из такси, стала причиной скандала. При покадровом воспроизведении американские журналисты узрели в отдельных моментах неожиданную откровенность деталей. Утверждается, что позднее при переиздании фильма на DVD аниматоров заставили дорисовать отсутствовавшее прежде нижнее белье.

3. Toyota Prius («Южный парк», сезон 10, серия 2)

Создатели одного из самых неполиткорректных мультсериалов американского телевидения в 2006 году наделили разрушительной силой главную гордость мирового автопрома последних лет — экологичные гибридные модели, которые преподносились публике с большим апломбом. В «Южном парке» эту тему доводят до абсурда. Отец одного из главных героев приобретает «Тойоту Приус» (точнее, Toyonda Pious), и его жизнь, а впоследствии и жизнь всего городка, меняется.

Владелец гибридной машины становится другим человеком, при всяком удобном случае самодовольно подчеркивая, что он ездит на экологичной машине, и навязчиво агитируя всех вокруг. «Ты подумай, восемь цилиндров! Меня тошнит от этих джипов! Штраф тебе, пожиратель бензина!» — заявляет отец Кайла, засовывая агитационную листовку под дворник чужого внедорожника.

Но по мере того, как «зеленый» транспорт входит в моду, оказывается, что он несет в себе неожиданную угрозу. Хотя машины-гибриды менее опасны для окружающей среды, чем традиционные модели, люди, которые их водят, источают вредные пары пафоса. Авторы South Park не были бы сами собой, если бы не вставили в сюжет юмор ниже пояса. В мультфильме все владельцы гибридных машин становятся столь самовлюбленными личностями, что испытывают наслаждение даже от запаха собственных кишечных газов, и концентрация отравляющих веществ в атмосфере над США растет. Популярность гибридных машин не приводит к улучшению экологической ситуации, а, напротив, ведет всю страну к экологической катастрофе. Пары пафоса грозят возникновением урагана невиданных масштабов.

В общем, создатели South Park едко иронизируют по поводу того, что в США стало модным демонстрировать личный (пусть и ничтожный) вклад в улучшение экологии. При этом некоторые гибридные модели являются как раз довольно мощными, престижными, дорогими и, несмотря ни на что, гораздо менее экологичными, чем, например, дешевые малолитражки.

В последний момент главным героям мультфильма удается спасти страну от экологической катастрофы, уничтожив все гибридные автомобили в городке. И тогда жители Саус Парка задаются вопросом, способны ли они эксплуатировать экологичный транспорт и при этом не «давить пафос»? И все вновь идут покупать пожирающие бензин внедорожники...

2. Молния Маккуин и Мэтр («Тачки» и «Тачки-2»)

Впервые из автомобилей попытались сделать кинозвезд первой величины — уровня Шрека и Осла. Безусловно, ни один мультфильм про машины не снимался с таким размахом: бюджеты двух частей в общей сложности достигли $320 млн. Эти расходы пошли не только на компьютерную анимацию высшего класса, но и на оплату гонораров известным актерам, принявшим участие в озвучке, и всемирную рекламную кампанию, сравнимую по масштабу с главными голливудскими премьерами. И если измерять успех фильма в деньгах, то оно того стоило: суммарные сборы превысили миллиард долларов. Впрочем, лишь первая часть была принята кинокритиками в целом позитивно, а сиквел стал первым в истории мультфильмом студии Pixar, получившим титул «тухлый» на известном киносайте Rotten Tomatoes.

Создавая первые «Тачки», авторы явно были в ударе: едва ли кого-то не впечатлит отличная «игра» Молнии Маккуина и Мэтра и трогательный сценарий. Если лет 10-15 назад многие зрители сетовали на то, что в компьютерной анимации, мол, нет души, которую мы привыкли чувствовать в рисованных мультфильмах, то к 2006 году, когда вышла первая часть «Тачек», мастерство 3D-художников поднялось на уровень настоящего искусства. Десятки культовых моделей — от «Жестянки Лиззи» (Ford Model T) до Porsche 911 — по-настоящему ожили на экране. В особенности стоит отметить почтенного старца Hudson Hornet 1951 года, который в русской версии был блистательно озвучен Арменом Джигарханяном.

Действие происходит на полузаброшенном аризонском участке исторической трассы Route 66, с которой неразрывно связана вся дорожная романтика США. И если вам доведется оказаться в тех местах, вы будете поражены тем, как здорово авторам «Тачек» удалось передать дух захолустных американских городков. В них по сей день стараются сохранить атмосферу, характерную для трассы 66 прежних времен. Как и в «Тачках», там можно увидеть старинные заправочные станции и кучу ретро-автомобилей. Магазинчики торгуют разного рода байкерской атрибутикой, старыми автомобильными номерами и прочими сувенирами. Подробнее о тех местах — в нашем материале «Роуд-муви: через пол-Америки на «Рэйндж Роверах».

Если «Тачки» — это классная сказка, рассказанная средствами голливудских блокбастеров, то «Тачки-2» — просто блокбастер. В сказку добавили экшена, действие перенесли в Европу и Японию, в сюжет вплели шпионскую линию, ну а для продвижения анимационной картины даже придумали необычные маркетинговые приемы. Например, в российском прокате один из героев был заменен на автомобиль в цветах российского флага, и озвучил его Виталий Петров. Персонаж произносит буквально пару фраз, но шум в прессе был обеспечен. В общем, ставка сделана на трюки и эффекты. Примечательно, что уважаемый Hudson Hornet не «снялся» в сиквеле.

1. The Homer («Симпсоны», сезон 2, серия 15)

Звук мотора этой машины заставляет окружающих думать, что грядет конец света, утверждал Гомер Симпсон. Волей случая он оказался во главе команды автоконструкторов, стремящихся разработать модель, которая должна завоевать сердца всех американцев. Кому, как не Гомеру, знать, что покупателям нужен «мощный, как горилла» автомобиль, с кучей подстаканников в салоне и целым набором удивительных качеств.

В 1991 году, когда снималась эта серия, кризис идей в автопроме очевиден даже мультипликаторам. По сюжету, выдуманная компания Powell Motors до появления Гомера начала было разрабатывать экономичную малолитражку «Персефона» в отчаянном стремлении соответствовать духу времени. Однако руководство чувствует, что неприметная машина с именем греческой богини — это не то, что может стать мечтой автомобилистов США. Под управлением «среднестатистического американца» Гомера Симпсона проект меняется до неузнаваемости, и в его честь новинку называют The Homer.

У разработки немало ценных качеств. Например, предназначенные для детей задние места накрыты звуконепроницаемым колпаком. В дизайне кузова использованы классические американские мотивы, вроде хвостовых «плавников», а салон отделан ковром с длинным ворсом. Также в машине установлено целых три клаксона. А то ведь, когда злишься, порой не можешь найти кнопку сигнала, уверяет Гомер. Впрочем, даже при всех неоспоримых достоинствах машине американской мечты не суждено было перевернуть автомобильный мир. Возможно, она просто опередила свое время...

Павел Ёлшин