«Страховщики уже наелись убытками»

Не успели граждане возмутиться высокой ценой обязательного автомобильного страхования, как страховщики ее снова повысили – сразу на целую треть. Просто раньше они «недоучли некоторые факторы». Теперь с москвичей хотят брать не меньше $175. Зато жителям сел и владельцам «Оки» сильно повезло.

Сегодня, продолжив обсуждение, они резко разошлись во взглядах. И в цифрах, разумеется, тоже. Причем Минфин, уточнив предварительные расчеты, предложил более низкие ставки, а страховщики, уточнив их же, подняли базовую цифру и вместе с ней все прочие сразу на треть. Базовая ставка, по версии Минфина, сообщил президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль, теперь составляет 1950 рублей для физических лиц. Это на 7,5% ниже прежней 2110-рублевой базы. Все коэффициенты сохраняются. Но Минфин все-таки ввел одно послабление.

Ставка в новой версии зависит от мощности, а соответствующий коэффициент составляет от 0,5 до 1,9. Правда, воспользоваться понижающим коэффициентом не так-то легко. Дело в том, что стандартом для России признаны обычные «Жигули» с их 75 лошадиными силами. Для них коэффициент равен единице. А 0,5 получат владельцы машин мощностью до 50 л. с. Из российских это только «Ока». Правда, иностранцы кое-что предлагают в этом секторе на нашем рынке. 41 лошадь развивает ныне не выпускаемый Tico, по 50 –«Таврия», 1,3-литровая Fiesta и литровая Skoda Fabia. Но даже маленький Daewoo Matiz с 0,8-литровым мотором имеет более высокую мощность. А высший коэффициент 1,9 – слегка подретушированная двойка – определен для машин мощнее 200 л. с. Российский союз автостраховщиков (РАСОВТ) посчитал, что стоимость страховки надо не понижать, а повышать.

Ставки выросли на целую треть. Базовая сумма для физических автовладельцев, по мнению РАСОВТ, должна быть 2800 руб. Для Москвы получается 5600 руб., или $176. Директор РАСОВТ Андрей Слепнев объяснил «Газете.Ru» повышение тем, что «процесс разработки тарифов растянут, сначала были первичные прикидки, но потом мы вышли на 2800 руб.». Напомним, что сразу после принятия закона об обязательном страховании называлась цифра $20 за годичную страховку. Это было мнение правительства, а страховщики тогда заявляли, что для Москвы автогражданка должна быть примерно втрое дороже. То есть $60 в год. Примерно за полгода обсуждения тарифы выросли в девять раз. Причинами повышения ставок Андрей Слепнев назвал «рост аварийности, дорожание ремонта, низкое качество подготовки водителей». Страховщики, предлагающие сейчас добровольные полисы гражданской ответственности, по словам Слепнева, «уже наелись убытками» и повышают тарифы. Те, кто просят $120 за годовую страховку с лимитом ответственности $10 тыс., «работают, только чтобы не потерять клиентов», смиряясь с финансовыми потерями. Хотя причина и следствие могли поменяться местами. Тарифы обязательного страхования могут повышаться в связи с ростом расходов по нынешней добровольной страховке. Но может быть и ровно наоборот: добровольная страховка понемногу дорожает накануне введения обязательной в качестве демонстрации того, как сильно фирмам приходится тратиться на автогражданку. Российские страховщики выдвигают первый вариант, но их иностранные коллеги из стран СНГ, с которыми удалось поговорить «Газете.Ru», считают, что «ваши обязательные ставки завышены». Правда, в предложениях РАСОВТ появилась и положительная новость. Региональные коэффициенты стали более дифференцированными. А главное, некоторые из них теперь менее единицы. Для малонаселенных районов, где автомобильное движение почти отсутствует, вводится коэффициент 0,4. А самый высокий, как известно, для Москвы – 2. Причем «территория преимущественного использования автомобиля», сообщили «Газете.Ru» в РАСОВТ, будет определяться по месту его регистрации. Легко догадаться, как автовладельцы будут манипулировать этим понятием. Страховщики считают, что заложенная в законе схема компенсации убытков с максимальным покрытием в 400 тыс. рублей (мы рассказывали подробно о тех сравнительно немногих случаях, когда возможна максимальная выплата) покрывает ущерб при 98% всех ДТП и более выгодна, чем самая распространенная в настоящее время, при которой сумма составляет $10 тыс., но размер выплат не связан ни с какими ограничениями. Плюс обязательной схемы еще и в том, отмечают старховщики, что фирма берет на себя покрытие расходов от ущерба по вине пьяного водителя. Но потом обращает к нему регрессный иск, который по сути ничем не отличается от обычного иска, который мог бы предъявить пьянице пострадавший по его вине. Если предложения страховщиков не будут приняты, утверждает РАСОВТ, система обязательного страхования дестабилизируется через год – выплаты окажутся больше, чем внесенные платежи. Но система может быть дестабилизирована и с другой стороны. Если тарифы окажутся слишком высокими, ездить люди не перестанут, а страховаться не будут. Где проходит граница приемлемости для обеих заинтересованных сторон, никто толком не знает. Напомним, что Госдума собирается принять обращение к Касьянову с требованием включить представителей автовладельцев в состав обсуждающих тарифы. А «Газета.Ru» продолжает свой опрос насчет того, сколько российские автомобилисты в состоянии платить за право совершать ошибки. Проголосовать можно здесь. На 25 декабря намечено обсуждение тарифов в правительстве. «Газета.Ru» следит за развитием ситуации.