Мечта машиниста

Многие в детстве мечтали стать машинистами, управлять поездами, путешествовать по стране... Для тех, кто в душе остался машинистом, но не хочет быть ограничен железнодорожным полотном, человечество изобрело прицепы

Многие в детстве мечтали стать машинистами, управлять поездами, путешествовать по стране... Для тех, кто в душе остался машинистом, но не хочет быть ограничен железнодорожным полотном, человечество изобрело прицепы. Ну да, мы в курсе, что на самом деле изобретены они для перевозки грузов, но ощущения при езде с прицепом складываются именно такие — ты машинист поезда.

content image for: 39952

Нет, мы не начали ремонт в редакции, и нам не нужно перевозить строительные материалы. С появлением дочернего портала Мото@Mail.Ru, у нас возникла необходимость в перевозке техники, не приспособленной для движения по дорогам общего пользования. Дорожный мотоцикл не составляет труда взять на тест — сел и поехал. Гораздо сложнее дело обстоит с внедорожной техникой, такой, как кроссовые мотоциклы, снегоходы и квадроциклы.

content image for: 39952

Для данных задач было решено использовать прицеп. У неопытного пользователя возникает множество вопросов относительно его использования, поэтому попробуем сразу развеять все мифы и сомнения, возникающие по этому поводу. Итак, что же стоит знать будущему машинисту маленького личного поезда:

1. Для управления автомобилем с прицепом, у которого максимальная нагрузка не превышает 750 кг не требуется никаких дополнительных категорий. Любой автовладелец, имеющий открытую категорию «В» в водительском удостоверении, может свободно транспортировать такой прицеп.

2. Для того чтобы закрепить прицеп на автомобиле, недостаточно просто фаркопа. На фаркопе должна стоять специальная розетка, к которой подключается электрика прицепа, дублирующая задние фонари автомобиля. Для прицепов данной грузоподъемности самыми распространенными являются розетки с семью или тринадцатью контактами. В России чаще используются семиконтактные. Розетка с 13 выводами используется для прицепов, произведенных в Америке и Европе (дополнительные контакты отвечают за включение противотуманных фар и дополнительного оборудования в прицепах-кемперах). Так что перед покупкой прицепа проверьте, есть ли на автомобиле нужный разъем, и если нет, то установите необходимый.

3. Не стоит забывать о длине вашего автопоезда. Если вы привыкли к игре в «шашки» на дороге, то на время езды с прицепом придется забыть об этом. Маневренность, конечно, снизится, но, как говорится, «тише едешь — дальше будешь». Также не стоит забывать и о просто резких маневрах. Прицеп не является буквальным продолжением вашего авто. Если не хотите увидеть в боковом зеркале обгоняющий вас собственный прицеп, не забывайте снижать скорость перед поворотами. В принципе, если вы будете соблюдать скоростные ограничения, то об этой проблеме можно забыть.

4. Многие думают, что с прицепом невозможно передвигаться задним ходом, но это не так. Причем для более-менее уверенного освоения этого способа передвижения вам потребуется не более десяти минут, главное — сломать в своей голове некоторые шаблоны. Чтобы прицеп начал поворачивать влево, руль нужно крутить вправо. И наоборот.

5. На прицеп не нужно делать ОСАГО, но стоит помнить, что в случае аварии автомобиль с прицепом рассматривается как 2 транспортных средства. Соответственно, воспользоваться упрощенной схемой оформления, без вызова сотрудника ДПС, не получится.

content image for: 39952

Изучив рынок, мы остановились на прицепе «Тайга II», производимом компанией «Курганские прицепы». Данная модель была выбрана неслучайно. Изначально этот прицеп предназначен для перевозки снегоходов. По заверениям производителя, они исследовали 80% рынка снегоходов и вычислили оптимальную длину. Изыскания не прошли даром: в прицеп с легкостью вошел совсем не маленький Arctic Cat Bearcat 570 XT. Несмотря на то, что заявленная погрузочная длинна прицепа — 3360 мм, а длина снегохода — 3470 мм, он без проблем поместился на законном месте. Большие опасения у нас вызывала и ширина прицепа, уж больно узким он казался визуально по сравнению со стоящим рядом снегоходом. Но практика показала обратное: ширины в 1370 мм оказалось вполне достаточно, даже запас остался.

content image for: 39952

В базовой комплектации прицеп оснащается ручной лебедкой, что существенно упрощает погрузку тяжелой техники. Также в базовой комплектации есть тент, который очень актуален в реалиях «чистоты» наших дорог. Тент имеет три «дверцы», запирающиеся на застежки-молнии. Передняя открывает доступ к лебедке, и служит для упрощения погрузки техники. Задняя «дверь» в комментариях вроде не нуждается. Кроме этого, прицеп имеет боковую «дверь», которая позволяет добраться до техники, погруженной в прицеп. На практике это означает, что вам больше не надо возить с собой канистры с топливом, достаточно по дороге на отдых заехать на заправку и залить топливо непосредственно в бак погруженной техники.

content image for: 39952

Прицеп оснащен удобным парковочным колесом-автоматом. Особенность его в том, что при поднятии колеса оно автоматически складывается вверх и не занимает пространства под дышлом прицепа. Это, в свою очередь, исключает повреждение колеса при движении по неровной дороге и позволяет не снимать его с прицепа. Для «Тайги-II» это базовая комплектация, но его можно приобрести для любого уже эксплуатируемого прицепа.

Прицеп имеет удлиненное дышло, что дает больше пространства для маневра, однако увеличивает и общую длину автопоезда. Общая длина системы «прицеп плюс Mazda BT50» достигает девяти метров! Несмотря на это, новичку хватило буквально десяти минут для того, чтобы вполне сносно освоить маневрирование с прицепом при движении задним ходом.

content image for: 39952

Опрокидывающаяся платформа с телескопическим упором облегчает погрузку техники и избавляет от необходимости иметь дополнительные трапы. Усиленный задний борт дополняет конструкцию, играя роль трапа для снегохода или квадрика. Конструкция имеет надежные защелки, препятствующие опрокидыванию прицепа на ходу, А телескопический упор позволяет зафиксировать погрузочную платформу в опрокинутом состоянии.

content image for: 39952

Одним из главных отличий этой модели от большинства конкурентов, является рессорно-амортизаторная подвеска. Плюс ее заключается в том, что, в отличие от резино-жгутовых подвесок, она не «дубеет» на морозе и, соответственно, не теряет своих свойств. За первые пробные поездки недостатков подвески не выявлено. Прицеп побывал как на хороших, так и на разбитых асфальтовых дорогах, кроме этого, пришлось поездить и по не особо чищеным от снега дорогам. На всех покрытиях прицеп очень плавно демпфировал неровности (в прицепе, мы, конечно, не сидели, но в зеркало заднего вида наблюдали), как в порожнем, так и в загруженном состоянии. За время первой короткой эксплуатации в нем уже побывали квадроцикл и снегоход, удобство погрузки и транспортировки не вызвало нареканий.

Наша комплектация прицепа дополнена еще некоторым оборудованием, повышающим безопасность и универсальность прицепа. Стандартные фонари прицепа заменены на светодиодные. К плюсам светодиодных фонарей можно отнести то, что они гораздо меньше подвержены вредным воздействиям тряски, не требуют обслуживания и гораздо ярче стандартных.

content image for: 39952

Кроме этого, на прицеп установлены литые внедорожные пятнадцатидюймовые диски компании ВСМПО. Это связано с тем, что один из транспортирующих наш прицеп автомобилей — пикап. Таким образом, прицеп становится немного выше, а это уменьшает нагрузку на фаркоп, которая возникает при негоризонтальной установке прицепа. Вес у этих дисков меньше стандартного, да и визуально смотрятся они гораздо приятнее.

content image for: 39952

Ну и конечно, мотопорталу необходим комплект для транспортировки мотоцикла. В его состав входят ложемент с упором для переднего колеса мотоцикла и трап для удобства погрузки. Трап имеет специальный упор, позволяющий надежно зафиксировать его на откинутом борту прицепа, что исключает его соскальзывание в момент погрузки или выгрузки техники. Сам ложемент прикручивается винтами к полу прицепа в любом удобном месте. На крепеже ложемента имеются специальные винты, позволяющие закрепить трап рядом с ложементом, что исключает его нежелательные перемещения по прицепу при перевозке. Также, дополнительно, на задней части прицепа установлены упоры, исключающие опрокидывание прицепа при погрузке мотоцикла, в случае, если прицеп не закреплен на фаркопе автомобиля.

content image for: 39952

К сожалению, как и всегда в этом мире, не обошлось и без ложки дегтя, правда, оказалась она довольно маленькой. Первое, что не понравилось, — шток телескопического упора. В первые же дни эксплуатации он начал ржаветь. Да, на скорости не сказывается, да и ржаветь он будет очень долго, и вряд ли выйдет из строя раньше, чем сам прицеп. Но все равно — неприятно. Что помешало сделать его из нержавеющей стали, для нас осталось загадкой, вроде, на цене не должно было сильно сказаться... Второе, на что обратили внимание, — установка номерного знака. На нашей модификации прицепа пространство между платформой прицепа и нижней балкой полностью закрыто листовым металлом. В итоге установка номерного знака превратилась в валяние под прицепом на снегу, и попыткой вставки болтов в узкую щель, которая, к тому же, перекрыта проводкой задних фонарей. Но, во-первых, это разовая процедура в жизни владельца прицепа, а во-вторых, будем надеется, что это «баг» именно нашей комплектации, потому что на сайте производителя на фотографиях этой модели показана удобная рамка под номер, со свободным доступам к винтам крепления номерного знака.

content image for: 39952
content image for: 39952
content image for: 39952

Ну и третий недостаток, связанный уже с привычкой не читать инструкцию. Касается он ручек запора бортов и тента. Они имеют два положения, в котором можно запереть борт — верхнее и нижнее. Если без тента и в голову бы не пришло закрывать борт, переведя ручки в верхнее положение, то с тентом это казалось вполне логичным. Единственной проблемой были достаточно острые, выступающие края ручек, упирающиеся ровно в нижнюю часть тента, и грозящие прорвать его. Именно так и произошло: после нескольких поездок тент прорвался в передней части, в местах контакта с рукоятками. Уверенности в правильности данного решения добавил и тот факт, что именно так и был заперт борт прицепа, когда мы его забирали у московского дилера. Но дальнейшие изыскания показали, что это исключительно наша ошибка, так как запирать борта необходимо переведя ручки в крайнее нижнее положение. При этом ручки никуда не упираются, и тент гораздо проще закрывается, так как меньше натянут. На этом, к счастью, описание «дегтя» можно успешно закончить.

Размеры прицепа позволяют его использовать и для перевозки строительных материалов в промышленных количествах, так что если будущему владельцу придет в голову заняться постройкой своего дома, то и тут прицеп ему пригодится.

content image for: 39952

Основные особенности эксплуатации прицепа вы сможете увидеть в нашем видео, представленном в конце статьи. Все желающие узнать о дальнейшей судьбе прицепа смогут найти интересующую информацию на портале Мото@Mail.Ru. Мы на собственной шкуре проверим, насколько на нем удобно перевозить мотоциклы, какие и в каких количествах квадроциклы мы сможем туда впихнуть, ну и, возможно, попробуем «покатать» в нем гидроцикл. Также мы поймем, насколько он приспособлен к российским реалиям и как долго сможет выдержать истязательства редакции.

За предоставленный на тест прицеп благодарим компанию ЗАО «ТД «Курганские Прицепы»

Автор текста Гусенков Евгений

Автор фото Павел Курлапов

Тест-драйв мотоприцепа