«Нива» станет казахской иномаркой

Старая «Нива»-2121 не умрет: с тольяттинского конвейера ее, как и обещали, снимут, зато поставят на конвейер в Усть-Каменогорске, казахском городе, который станет новой родиной старых «Нив».
content image for: 3971
Вообще более оригинальный маркетинговый ход, чем снятие «Нивы»-2121 с производства, придумать было трудно. Машина, хоть и разработана 25 лет назад, успешно продается и у нас, и на внешних рынках. Но факт остается фактом: недавно руководство АвтоВАЗа заявило о том, что из неофициальных источников было известно и раньше:

«Нива»-2121 продержится на конвейере только до конца 2005 года. Едва ли кто-то станет спорить, что виновато в этом СП «GM-АвтоВАЗ». «Нива» уходит по договоренности между американцами и русскими. Официальное объяснение выглядит так. Комплектующие для автомобиля «Шевроле-Нива» производит в основном АвтоВАЗ. А у этой машины очень много общих деталей со старой «Нивой». Поэтому чем больше будут собирать новую модель, тем меньше останется на долю старой. В 2005 году совместное производство должно вырасти до 75 тыс. машин в год, и для старой «Нивы» не останется вообще ничего. Так описали «Газете.Ru» ситуацию в пресс-службе GM-АвтоВАЗ. Наличие общих деталей представители СП называют единственной причиной снятия с производства старой модели. Правда, объяснение получается не очень складное. Кузова и салоны у новой и старой «Нив» разные. Моторы тоже – у старой есть карбюраторный, у новой нет. Из общих деталей остается лишь ходовая, увеличить производство деталей которой не такая уж большая проблема. Настоящая причина снятия с производства хорошо продаваемой модели в другом.

Даже в пресс-центре АвтоВАЗа признаются, что «старая и новая «Нивы» – две машины в одном классе, а такого быть не должно». Правда, старая «Нива» вдвое дешевле новой ($4000 и $8000 соответственно), и покупательская аудитория у нее должна быть другая. Но СП все же сочло ее потенциальной конкуренткой своей продукции. Решили на всякий случай снять ее с производства. Насколько это выгодно самому АвтоВАЗу, сказать трудно. Но в любом случае, когда речь идет о таком крупном проекте, как GM-АвтоВАЗ, спорить с инвестором как-то не хочется. И все же ВАЗ выторговал себе маленькую льготу. 15 тыс. машинокомплектов для старой «Нивы» будут производиться и после 2005 года. Во-первых, для машин специального назначения, которые делают в вазовском Опытно-промышленном производстве на базе старой «Нивы». Во-вторых, для завода в Эквадоре, который собирает примерно по тысяче «Нив» в год. А главный сборщик вышел из тени сегодня, и именно он может стать единственным поставщиком старых «Нив» для России.

На заводе «Азия Авто» в Усть-Каменогорске (Казахстан) состоялось заседание комиссии по проверке готовности предприятия к производству «Нив». Была отмечена «полная готовность зданий и сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, соответствующих современным мировым требованиям автомобилестроения». Комиссия поставила задачу начать 10 января 2003 года на заводе товарное производство автомобилей в объеме не менее 10 тысяч штук в год. В дальнейшем объем производства предполагается увеличить, а само оно будет углубляться – казахи хотят освоить сварку и окраску кузовов. Цена казахской «Нивы» еще не определена, но едва ли она будет выше российской. Как заявили на заводе «Азия Авто», централизованная поставка казахских «Нив» на российский рынок не планируется. Завод больше надеется на рынки окружающих среднеазиатских государств. Доставка «Нив» в Россию станет прерогативой частных перегонщиков, тем более что с запчастями для них здесь проблем быть не должно, а пошлиной автомобили, целиком собранные на территории государств СНГ, не облагаются. Так что благодаря созданию СП АвтоВАЗа с американцами «Нива» всего через три года превратится в дешевую, но не очень легкодоступную иномарку.