Формула 1 через призму шин Pirelli

Гран-При Италии... Если уж окунаться в мир Формулы 1, то только там. Даже если ты не фанат Формулы 1, то, оказавшись в Монце, невольно им станешь

Гран-При Италии... Если уж окунаться в мир Формулы 1, то только там. Даже если ты не фанат Формулы 1, то, оказавшись в Монце, невольно им станешь. Причем на протяжении всей оставшейся жизни болеть будет только за Ferrari. Хотя Италия это не только Ferrari. Ведь именно в этой стране выпускают покрышки Pirelli, которыми оснащаются все болиды. И итальянцы это тоже прекрасно знают. Pirelli в Италии уже давно воспринимается не только как производитель шин. Под этим брендом выпускают модную обувь, одежду, всевозможные аксессуары.

content image for: 38980

Мы окунулись в «святая святых», центр экспериментальных испытаний компании Pirelli. Здесь работает более 400 человек: химиков, физиков и инженеров. Именно здесь рождаются шины для чемпионских болидов. Все начинается с придумывания химической формулы, затем происходит математическое моделирование шины и их проверка на компьютере. И только затем создаются тестовые образцы. Ну а после этого начинается самое интересное — сложные машины симулируют каждое конкретное условие автогонки и измеряют все нагрузки, которым подвергаются шины. Шины разгоняются до скорости 450 км/ч и подвергаются нагрузкам, в четыре раза превышающим те, которые они будут испытывать при нормальной эксплуатации. Так моделируются экстремальные условия эксплуатации при прохождении поворотов. Если данные практических испытаний соответствуют теоретическим результатам, шина готова для следующего этапа: цикла гоночных тестов. Если же нет — весь процесс начинается заново.

content image for: 38980

Но в центре много внимания уделяют и «гражданским шинам», которые здесь подвергаются всевозможным испытаниям. Причем инженеры Pirelli тестируют не только свои покрышки, но и «чужую резину» — это нужно для того, чтобы всегда быть конкурентоспособными.

А еще нам показали, как изготавливаются тестовые образцы шин для испытания нового рисунка протектора. На одном стенде закрепляется заготовка в виде слика, на которой с помощью лазера выжигается рисунок протектора, заложенный в компьютерной программе. Затем на этой заготовке по нанесенному рисунку вручную вырезается протектор. Таким образом, изготавливается порядка 300 шин для проведения испытаний на полигонах, прежде чем новинка пойдет в производство!

content image for: 38980

Несколько вопросов к директору подразделения Pirelli-автоспорт Полу Хэмбери

Вопрос: Вы упоминали, что гонка в Монце является одним из самых сложных этапов в календаре Формулы 1. Это правда?

Пол Хэмбри: Гра-При в Монце очень сложный этап, ведь это самая скоростная гонка в чемпионате. При торможении высокой нагрузке подвергаются внутренние зоны шин, а при прохождении затяжного поворота «Параболика» значительная часть работы приходится на переднюю правую шину. Все это может привести к перегреву и пузырению покрышки. И это очень большая проблема.

content image for: 38980

Вопрос: Недавно Дженсон Баттон говорил, что шины Pirelli не очень подходят к его стилю пилотирования. Можно ли решить эту проблему? Ведь сейчас он стал ездить быстрее. Адаптируете ли Вы шины под такие ситуации?

Пол Хэмбри: А в прошлом году все говорили, что стиль пилотирования Дженсона идеально соответствует нашим шинам. Таким образом, все зависит от результата: когда кто-то выигрывает, тогда все хорошо. Вы видите, что значительное изменение в текущем году коснулось аэродинамики, изменился баланс автомобилей. Разница в температуре между передними и задними шинами иногда составляет 20 градусов, хотя обычным значением является 5-6 градусов. При такой разнице температуры сложно использовать потенциал болида. Но команды проделали большую работу по ходу сезона, и сейчас у них уже нет такой значительной проблемы с разницей температур. В результате машины стали ехать лучше. Подчеркиваю — наши шины совершенно одинаковы для всех пилотов.

content image for: 38980

Вопрос: Зачастую Ваши прогнозы по поводу количества пит-стопов не соответствуют действительности. Например, в Спа это испортило гонку многим пилотам, в частности, Михаэлю Шумахеру.

Пол Хэмбри: На самом деле, в текущем году мы лишь однажды ошиблись в своем прогнозе. В Спа все изменилось с появлением на трассе автомобиля безопасности, а его предсказать невозможно. Когда автомобиль безопасности находится на трассе в течение 4-х кругов, два пит-стопа трансформируются в один. Имеются такие факторы, как улучшение характеристик трассы, вероятность появления автомобиля безопасности или дождя. Все постоянно изменяется. Пит-стопов может быть один или два. Остальное зависит от болида, пилота, ситуации в гонке и ее развития. На мой взгляд, в этом году все наши прогнозы, за исключением одного, оказались верными.

content image for: 38980

Вопрос: Думаете ли Вы, что сокращение тестов для команд — это хорошо?

Пол Хэмбри: Я думаю, что этот вопрос больше касается молодых пилотов. Им не хватает опыта вождения болида Формулы 1, и это большая проблема. Мы должны будем подумать об этом в будущем, потому что молодые пилоты приезжают на гоночный уик-энд, они выполняют тестовую программу для команды, но не выполняют тестовую программу для себя, они не учатся и не тренируются. Работать на симуляторе — это одно, а ехать по трассе — это совершенно другое. Необходимо подумать о том, как увеличить количество километров, на которых молодые пилоты смогли бы поучиться и проводить тестовые программы для себя. Возьмем для примера Хайме Альгерсуари, нашего тест-пилота в текущем году. В рамках своей первой сессии испытаний наших шин он проехал 700 километров, а это дистанция двух Гран-При. Я говорил с ним после тестов и спросил, как все прошло. Он ответил: «Сегодня я узнал о шинах больше, чем за полтора года гонок».

Евгений Шаповалов