От ВАЗа осталось две трети

С сегодняшнего дня на Волжском автомобильном все по-новому. Рабочие смены сократились до шести часов, а по субботам сотрудники и вовсе отдыхают. Главное же – возможно снижение цен: недаром руководителям подразделений дано задание в месячный срок найти, на чем бы сэкономить.
content image for: 3861
До сегодняшнего дня стандартная рабочая смена на АвтоВАЗе составляла восемь часов. А смен таких было две по будним дням и одна по субботам. В результате конвейер штамповал «Жигули» 88 часов в неделю. С 26 ноября вводится новый распорядок: смены сократились до шести часов, а выходных на ВАЗе теперь два. Время работы конвейера уменьшилось до 60 часов в неделю, то есть примерно на треть. Так будет продолжаться до конца года, и в результате годовой объем производства сократится на 5%. С учетом предыдущего двухнедельного простоя выпуск уменьшится на целых 8%, то есть на 54-57 тысяч машин. А потом руководство завода будет думать, что делать дальше. В заводском пресс-центре упорно опровергают информацию о том, что ВАЗ может остановиться. Еще бы, ведь президент-генеральный директор Виталий Вильчик ничего об остановке не говорил. Просто все будет по-другому обставлено. 15 декабря, несмотря на обещания многих новостных агентств, ВАЗ все-таки не остановится. Но ведь есть 28 декабря, когда начинаются традиционные рождественские каникулы. Обычно, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе, для тольяттинских заводчан они длятся неделю. А вот на этот раз срок каникул, оказывается, еще не определен. Так что, скорее всего, фактическая остановка будет деликатно названа усиленным празднованием Рождества и Нового года. Как католических, так и православных. А там и до Крещения недалеко. Впрочем, даже на АвтоВАЗе уже поняли, что одними приостановками положения не спасти. Спрос на «Жигули» продолжает стабильно снижаться. И это несмотря на то, что отпускные цены не повышались с июня – почти полгода. Точнее, они, как мы рассказывали, повысились в конце августа, но припертые к стенке дилеры возмутились, и заводу вскоре пришлось вновь их снизить – сначала в виде «разовой скидки розничным продавцам, которую ни в коем случае нельзя называть снижением цен», а потом и совсем по-настоящему. С начала года, сообщила нам пресс-служба, цены выросли всего на 6% с копейками вместо запланированных 12 (правда, статистика не очень корректная, потому что процент снижения считают примитивно – сложив повышение по всем моделям и поделив итог на их количество, не учитывая их разный вес в общем объеме выпуска). А сейчас, как показывает анализ рынка, идет снижение и розничных цен: за месяц «Жигули» классической компоновки потеряли 1,6%. Причем в Москве, которая реагирует на рыночные колебания меньше других регионов, цены теперь падают даже быстрее, чем в Тольятти.

Кажется, все это привело к тому, что непробиваемая позиция вазовского руководства насчет цен наконец начала меняться. Как водится, все это пока неофициально, на одних недомолвках. Раньше на заводе начисто отвергали все зловредные слухи о снижении цен. А сегодня на ВАЗе говорят о том, что цены нельзя снижать прямо сейчас. Просто при немедленном снижении дилеры, уже купившие автомобили, могут разориться: покупать у них «Жигули» по старым расценкам никто не будет. А вот через месяц снижение вполне возможно. Надо еще учесть, что сейчас руководителям всех подразделений АвтоВАЗа дана команда срочно начать поиск возможностей для снижения издержек. Уже известно, что будут сокращать управленческий персонал, урезать социальные программы... К концу декабря все предложения насчет экономии будут объединены, и высшее начальство начнет их анализировать. Нетрудно догадаться, что результатом может стать снижение цен на основе достигнутой экономии. Так что, судя по всему, в начале следующего года «Жигули» могут подешеветь.