XJ 2.0. Знакомимся с маленькими моторами Jaguar

С чем у вас ассоциируется Jaguar? Скорость, мощь, элегантность, аристократизм и, конечно же, спортивные корни... Но сейчас в моей черепной коробке мир переворачивается вверх тормашками. Привычный ход мыслей пущен по новому руслу...

С чем у вас ассоциируется Jaguar? Скорость, мощь, элегантность, аристократизм и, конечно же, спортивные корни... Но сейчас в моей черепной коробке мир переворачивается вверх тормашками. Привычный ход мыслей пущен по новому руслу. Ожидания не сходятся с ощущениями. Кажется, рождается какое-то новое понимание...

content image for: 38603


content image for: 38603

Виной тому не левостороннее движение, не «правый» руль и даже не закрученные по часовой стрелке круговые развязки (чёрт бы побрал этих англичан — всё не как у людей!). Я за рулём двухлитрового Jaguar XJ. Вы не ослышались — два литра и 240 сил по четырём цилиндрам, расположенным в ряд, на 1800 килограммов алюминиевой массы. Вкушаю, так сказать, изыскания маркетологов и инженеров.

Интересное дело — я поймал себя на мысли, что во время теста больше прислушиваюсь к себе, а не к автомобилю. Как будто что-то проглотил и сейчас с опаской жду реакции желудка.
— Ну как? Какие мысли? Что чувствуешь?
— Странно...
Разрыв шаблонов. С одной стороны, ты утопаешь в роскоши — тут тебе все 33 удовольствия: и сиденья с массажем, и трёхзонная мультимедиа с дорогущей Hi-End системой Meridian, и дерево, и металл, и кожа, и швейцар с шампанским. Самая лучшая в классе управляемость. С другой — не хватает Главного, Стержневого. Нет ни динамики, ни азарта! Н Е Т У!

content image for: 38603



7,5 секунды до «сотни» многим покажутся очень даже неплохим показателем... Мне тоже казалось «нормально» и даже «хорошо», когда я утопал в неге на заднем сиденье в наушниках, между делом перещёлкивая каналы цифрового радио... Но стоило сесть за руль, как тут же все иллюзии рассыпались. Ни влиться в поток нормально, ни на обгон выйти. На первый план вылезает вопрос безопасности (успею? не успею?), а про удовольствие и имидж я вообще молчу...

Нет, не думайте, что это провал, — у двухлитрового мотора напор вполне хорош. Но всё без каких-либо экстримов. Малоинерционный турбонагнетатель честно делает своё дело, он старательно выдувает из двух литров 240 сил и даже 340 ньютон-метров в диапазоне 1750-4000 «оборотов». Но, кажется, цифры лгут. Тянуть мотор начинает где-то за отметкой 3200 об/мин. Перца ждать не приходится. Реакция на педаль газа на первой передаче настолько заторможена, что думаешь — «а не включил ли я ненароком зимний режим?». Да нет, не включил... Хорошо хоть новый восьмиступенчатый гидротрансформаторный «автомат» ZF с полпинка понимает пожелания водителя.

content image for: 38603



В любом случае четырёхцилиндровый мотор в паре с восьмиступенчатой коробкой лучше уходящего на пенсию тандема, состоящего из атмосферной «шестёрки» AJ-V6, развивающей 238 л.с., и менее расторопного шестиступенчатого «автомата». Напомню, старый силовой агрегат обеспечивает XJ разгон до «сотни» за 8,7 секунды — это на 1,2 секунды дольше, чем с новой «четвёркой» 2.0. Факт.

Кто, интересно, выберет двухлитровый XJ? Уже вечером программный инженер Том Роджерс отвечал: «Приоритетный рынок для «базового» XJ — Китай, где налогообложение зависит от объёма двигателя. Китайцам очень интересны автомобили такого уровня, такого класса с небольшими моторами. Также мы собираемся продать изрядную долю автомобилей в Северной Америке. Основная часть потенциальных потребителей — это даже не частные покупатели, а флиты — корпоративные парки, прокат, такси».

content image for: 38603



Ну а как же ресурс? Ведь двигатель будет преимущественно работать в режимах, близких к полной отдаче. Литровую мощность нельзя поднимать до бесконечности — износостойкость и прочность материалов небеспредельны. За это англичане просят не беспокоиться. Раньше положенного срока из строя ничего выйти не должно — на кону репутация. Ресурс мотора равен ресурсу автомобиля — то есть 250 000 километров или 15 лет. А что после? Капитальный ремонт с заменой алюминиевого блока и поршневой группы.

После двухлитрового мотора я познакомился с новым 340-сильным V6 S/C, оснащённым механическим нагнетателем. Вот этот мотор «икс-джею» уже в самую пору. Он не избыточен, но достаточен. Хороши разгон (0-100 км/ч за 5,9 с) и удобство управления тягой. Заявленная характеристика крутящего момента — 450 Н•м в диапазоне 3500-5000 об/мин больше похожа на истину. При этом неплоха и экономичность. В смешанном тестовом режиме с ездой по автобанам и извилистым дорожкам в окрестностях Лондона получилось 12,6 литра на 100 км (заявлено 9,4). В то время как четырёхцилиндровая версия потребляла немногим меньше — около 12 литров на «сотню» (заявлено 9,3).

content image for: 38603


content image for: 38603


Игрушечный четырёхцилиндровый 2.0 I4 Ti в моторном отсеке XJ буквально утонул — «не ешьте меня, я вам ещё пригожусь!». Объём, заключённый под длиннющим капотом, рассчитан под пятилитровый V8 с механическим наддувом, выдающий 510 л.с. и 625 Н•м при 2500–5500 об/мин.

Максимальная мощность 2.0 I4 Ti — 240 л.с. при 5500 об/мин
Максимальный крутящий момент — 340 Н•м в диапазоне от 1750 до 4000 об/мин

Таких показателей удалось достичь благодаря применению низкоинерционного турбонагнетателя, непосредственного впрыска и фазовращателей.

Рядная «четвёрка» 2.0 I4 Ti, используемая в Range Rover Evoque, — фордовская разработка, но настройка произведена силами инженеров Ягуара. Она полностью алюминиевая (масса 138 кг), имеет цепной привод газораспределительного механизма, четыре клапана на цилиндр и независимо работающие друг от друга фазовращатели на впуске и выпуске. Мотор заменит старый атмосферный агрегат AJ-V6 и будет устанавливаться на XJ и XF.

Четырёхцилиндровые двигатели — по определению, плохо уравновешены. Вибрации, которых в автомобилях представительского класса не должно быть по определению, гасят активные гидроопоры и два балансировочных вала

Перспективы? Двухлитрового мотора в России не будет — не берут у нас флагманы с маленьким объёмом. А вот новый трёхлитровый агрегат появится в январе следующего года. Двигатель будет доступен на XJ и XF, причём не только с задне-, но и с полноприводной трансмиссией, которая только-только появилась на этих моделях. За XF 3.0 AWD попросят от 2 880 000 рублей. Ближайшие конкуренты дешевле — BMW 535i xDrive (306 л.с.) стоит от 2 505 000 руб., Audi A6 3.0 TFSI quattro (300 л.с.) — от 2 364 100. Мercedes-Benz E 350 4Matic (306 л.с.) оценен в 2 670 000 рублей. Правда, есть одно «но», немцы требуют доплаты за некоторые опции, которые у Ягуара есть уже в «базе».

content image for: 38603


content image for: 38603


Новый 3.0 V6 S/C был разработан специалистами компании Jaguar на основе флагманского 5.0-литрового V8. Он унаследовал полностью алюминиевую конструкцию, непосредственный впрыск топлива, регулируемые фазы газораспределения и механический нагнетатель Ruts компании Vortex.

Максимальная мощность
— 340 л.с. при 6500 об/мин
Максимальный крутящий момент — 450 Н•м в диапазоне от 3500 до 5000 об/мин

Двигатель получил систему рекуперации, которая при разгоне отключает обмотку возбуждения генератора и, тем самым, снижает сопротивление и улучшает экономичность. Также с новым мотором доступна система Jaguar Intelligent Stop-Start. Её работа с этим мотором на XJ не отличается корректностью — при запуске и остановке по кузову пробегает ощутимая дрожь и толчки. Не солидно.

Версия мотора 3.0 V6 S/C, развивающая 380 л.с., будет устанавливаться на двухместный спортивный родстер Jaguar F-Type, который дебютирует в рамках Парижского автосалона 27 сентября

Флагманский Jaguar XJ 3.0 AWD — это, как минимум, 4 320 000 рублей. Можно немного сэкономить и взять Mercedes-Benz S320 4Matic (306 л.с.) за 3 900 000 руб. Еще вариант — Audi A8 3.0 TFSI quattro (290 л.с.) за 3 773 266 руб. Более мощная полноприводная BMW 740d xDrive с дизельным мотором (306 л.с.) обойдётся в 4 100 000 рублей, а бензиновая версия 750i xDrive (407) л.с. стоит от 4 650 000 руб.

Виталий Кабышев
Фото: Виталий Кабышев и
Jaguar

content image for: 38603
content image for: 38603
Виталий Кабышев