Ралли-рейдовую технику нам уже доводилось тестировать: перед «Дакаром» команда «КАМАЗ-мастер» показывала журналистам свои гоночные грузовики. Теперь настала очередь рассказать про машину поменьше — спортивный «Соболь» команды «За рулём».
Этот проект — результат сотрудничества «Группы ГАЗ» и тюнингового ателье «Ульяновский авторемзавод». Как создавался спортивный грузовичок, инженеры рассказывают по-рабочему просто: взяли стандартный «Соболь» и стали подгонять под жёсткие ралли-рейдовые реалии. Выяснилось, что мосты, карданные валы и раздатка нагрузки выдерживают без проблем, но сцепление и коробку передач пришлось заменить. Единственные изменения в подвеске — длинноходные амортизаторы и гидроупоры вместо «резинок».
Рулевой механизм, а также тормоза остались прежними. И где, спрашивается, переделки? Смотрите! По сравнению с обычным «Соболем» в основе спортивной машины — более мощная рама: чтобы повысить жёсткость на кручение, инженеры сделали лонжероны коробчатыми, каркас безопасности дополнили парой диафрагм (это такие «кресты» из стальных труб). А секрет супергрузовика — двигатель Cummins с отдачей 150 «лошадей», который получили «перепрошивкой» стандартного дизеля.
Сам дизель «переехал» — мотор сместили на 800 мм назад. В чём прикол? У среднемоторной машины прекрасная развесовка — качество весьма ценное для ралли-рейда, где «спортивному снаряду» нужно постоянно прыгать через препятствия. Причём взлететь автомобиль может на твёрдом грунтовом трамплине, а приземлиться... в жидкую грязь. На этот случай «Соболь» оснастили лебёдкой марки «Спрут», а также блокировками переднего и заднего мостов.
Я взбираюсь в соболевскую кабину вместе с Вячеславом Субботиным, пилотом «боевой» машины, — пока моё место справа. Трасса, на которую мы выезжаем, для ралли-рейда — лёгкая разминка. Просто неровное поле, пересечённое грузовыми колеями да сдобренное скрытыми травой промоинами. Мы ходом проскакиваем неглубокую рытвину, боком пролетаем поворот, на прямике — полный газ... Слава, зачем ты накануне насмотрелся роликов про «Дакар»? Убьёмся же!
Впереди, прямо поперёк нашего маршрута, — образцово-показательная колея, в которой ранней весной буксовало нечто огромное и полноприводное. Тормози! Э-э-эх... Но вместо удара — мягкий толчок. Хотя сознание подсказывает, что самое страшное — впереди: наверняка, на обратном колебании мы поймаем следующую колею и крепко приложимся пластиковой челюстью переднего бампера. И снова «Соболь» легко проглотил колею не поперхнувшись. После этого я уже не боялся.
Теперь — моя очередь садиться за руль. Выжимаю сцепление, включаю... «Это ты на какой передаче сейчас ехать собрался?», — смеётся Вячеслав Субботин. Совсем забыл! Схема переключения здесь перевёрнутая: первая — направо и вниз, вторая — справа сверху. Поехали? Под характерное дизельное бурчание двигатель шустро, но без особого подхвата разгоняет спортивную машину. И если шустро орудовать рычагом, то на пятой передаче спортивный прототип разгонится до 150 км/ч.
Впрочем, скорость для спортивного «Соболя» — не главное. Главное, где эта машина может развить её. Везде! На тестовой «трассе» поначалу кажется, что ничего не происходит — машину слегка потряхивает, а глянешь на спидометр и понимаешь, что несёшься со скоростью за «сотню» по колдобинам, где любая стандартная машина просто «сложит» подвеску. Управляемость? Во всех режимах «Соболь» — обычный автомобиль: умеренные крены, понятные реакции. Полный контроль!
Вот только мозг постоянно транслирует засевшую мысль: зачем вообще нужен спортивный «Соболь»? На нём газовские инженеры обкатывают решения, которые будут применяться на серийных машинах! Так, блокировки дифференциалов планируют ставить на все «Газели» и «Соболи», включая заднеприводные. Более того, поклонники внедорожного экстрима уже сегодня могут заказать ралли-рейдовую версию «Соболя»: все переделки будут стоить 460 000 рублей — сущие копейки по меркам большого автоспорта.
По следам «Шёлкового пути»
В погоне за «Соболем»
Алексей Кованов
Фото автора и команды «За рулём»