В автопробеге «Пекин-Москва» мы согласились участвовать не столько, чтобы посмотреть на современную жизнь Поднебесной, а чтобы протестировать самые свежие новинки компании Great Wall: кроссоверы Hover H6 и Hover M2. Не слышали про них? Ничего удивительного: эти автомобили ещё неизвестны россиянам. Потому что первые машины в Россию пригнали... мы, участники автопробега!
Впрочем, «пригнали» — слово слишком громкое: в отличие от настоящих перегонщиков, журналисты сменялись по ходу маршрута. Мне достался участок Пекин-Чита, поэтому о том, как ведут себя новенькие «Ховеры» на разбитых российских дорогах, ничего сказать не могу. Это мы проверим, когда состоятся российские тесты новинок. Но впечатлений, чтобы составить первое мнение об автомобилях, оказалось достаточно.
Hover H6: первый аккорд маэстро Дойфеля
Вам знакома фамилия Дойфель? Этот парень нарисовал предыдущий Mercedes-Benz М-класса! А теперь Матиас Дойфель отвечает за стиль марки Great Wall. И кроссовер H6 — его отправная точка на новой должности. Точка, которая больше не является «клоном» других машин, не пугает неровной окраской и фенольным запахом. Пока мы смеялись над автомобилями из Поднебесной, там научились создавать современные модели! По крайней мере, внешне.
Конструктивно H6 тоже не выбивается из когорты современных кроссоверов. Несущий кузов, независимые подвески, передний или полный привод (с подключением задка муфтой по команде электроники). Двигателей три: два бензиновых объемом 2,0 и 2,4 л и турбодизель. Все моторы идут вместе с «механикой» (дизель — шестиступенчатой), а автоматические трансмиссии будут позже.
Внутри же пассажиров встречает — не поверите! — Mercedes-Benz М-класса образца 2005 года. Смотрите сами: характерное расположение «раструбов» системы вентиляции, «двустволка» тахометра и спидометра, накрытая знакомым козырьком... Только коробка передач управляется не подрулевой «кочергой», а привычным рычагом, водружённым на «хондовский» (узнаёте Honda CR-V?) постамент.
В целом по отделке, дизайну и оснащению интерьер хорош. Водительское кресло порадовало дружелюбным профилем, а баранка оптимального диаметра с приливами в местах хвата выглядит так, будто её сделали для гораздо более дорогой машины. Самое яркое пятно интерьера — большой экран в середине центральной консоли, на который выводится мультимедийная информация.
К заднему дивану, расположенному немного выше передних кресел, нужно «присидеться». Места много, наклон спинки регулируется, но набивка жестковата (этим также грешат многие «японцы»). В качестве компенсации — породистое звучание акустической системы: говорят, что «музыку» на Great Wall поставляет китайский завод, выпускающий акустику для очень-очень именитой фирмы из Европы.
Но главная «пользовательская фишка» — «двухэтажный» багажник: грузовой отсек разделён жёсткой полкой, которая выдержит даже тяжёлую поклажу. При необходимости полка легко снимается, и для багажа высвобождается вместительный отсек правильной формы. А если объёма окажется мало, можно откинуть несимметричные половинки дивана — в сложенном состоянии задние сиденья образуют ровный пол.
«Ме-е-едленно отпускаем сцепление, плавно нажимаем на педаль газа», — шутили коллеги, поскольку стартовать на дизельном H6, не заглохнув, удавалось немногим. В этом отчасти виновата длинноходная педаль сцепления, которая схватывает в самом начале. Но основная «заслуга стартовых неудач» принадлежит 2,0-литровому дизелю, которому явно не хватает крутящего момента на «низах».
Но! Двигатель мощно выстреливает уже с полутора тысяч оборотов, а спадает волна ускорения только после четырех тысяч. И если вовремя переключать передачи, то можно даже получить удовольствие от езды. И правую руку совсем не хочется снимать с удобного набалдашника рычага коробки передач с короткими ходами и чёткой фиксацией.
Управляется «шестёрка» понятно. Усилия на «баранке» достаточно, а чувствительность заострена ровно настолько, насколько нужно крупному кроссоверу — рулевое управление явно настраивали для европейского рынка! На асфальте подвеска не досаждает ни кренами, ни уводами. Сюда бы европейские, менее «скользкие», покрышки... Тогда бы появился и запас по тормозам, которого сейчас не хватает.
Но есть подозрение, что по-драйверски собранная ходовая на больших колдобинах будет «замыкаться» на отбойники, а звонкий стук камней и песка по колёсным аркам заставит разориться на дополнительную шумоизоляцию. Впрочем, по настоянию российского импортера (на просьбы россиян китайцы реагируют оперативно) Great Wall может подготовить исполнение для плохих дорог.
Про полный привод не могу сказать ровным счётом ничего — участков, где можно было бы протестировать работу трансмиссии, попросту не попадалось. Но сюрпризов ждать не стоит: Hover H6 — типичный кроссовер (ещё раз напомним про муфту в приводе задних колёс), и «ограничителями проходимости» для него являются как «электронная» схема трансмиссии, так и геометрические данные. Одно слово — паркетник.
Готовы ли россияне заплатить больше 700 тысяч за кроссовер из Поднебесной? Судя по тому, как бойко расходится Hover H5, готовы. Правда, «пятёрка» — полноценный внедорожник... «Шестёрка» должна стоить столько же: за базовую, но традиционно щедро оснащённую, версию (передний привод, 2,0-литровый бензиновый мотор) попросят 699 тысяч рублей. А вот стоимость остальных модификаций пока неизвестна.
Hover M2: китайское прочтение японской классики
Спрос на маленькие кроссоверы постоянно растёт: после успеха парочки Suzuki SX4/Fiat Sedici на рынок вышли Nissan Juke, Kia Soul... А китайский конкурент, малыш Great Wall Hover M2 (от носа до хвоста чуть больше четырёх метров), появился только сейчас, хотя его двойник по имени Coolbear выпускается больше четырёх лет! Двойник? Именно так: M2 — это «внедорожная» версия «медвежонка».
При этом сам Coolbear является клоном японской Toyota bB. Но Hover M2 немного «дорисован» китайцами и от японского прародителя отличается иным оформлением передка и кругляшами задней оптики. Он такой же прямоугольный, с плоскими боковинами, высокой линией остекления, но... более дружелюбный.
Дёргаю за удобную ручку под естественный хват и оказываюсь в... Toyota bB. Отличия — лишь в мелких деталях наподобие посеребрённых дефлекторов климатической системы. Жёсткий пластик подогнан аккуратно, но кнопочки нажимаются менее плавно, а рычажки перещёлкиваются не столь породисто, как у тойотовского собрата.
Для тех, кому японский «прототип» не знаком, отмечу главную особенность скопированного китайцами интерьера — он составлен из плоскостей и прямых углов. Общее впечатление об эргономике: высоко сидеть в комфортном кресле удобно, а подобрать оптимальное положение, хоть ладный «бублик» и регулируется только по высоте, сможет водитель любого роста.
По части вместительности «внедорожная» версия Coolbear — это действительно «cool»! Взгляните на фотографии и пересчитайте количество полочек и кармашков: длинная полка под ветровым стеклом — раз, две полки по бокам рулевой колонки и одна сверху — два, три и четыре, а также «стеллаж» со стороны пассажира — пять. Плюс полноценный бардачок, ёмкость для мелочи и парочка отсеков на центральной панели...
А сзади? Сам за собой здесь усядется даже баскетболист. Да не просто усядется, а легко закинет ногу на ногу и не будет упираться головой в потолок — пространства и по длине, и над головой предостаточно. Иные минивэны позавидуют! Доступ в небольшой багажник (чуть больше 250 л) удобен, но не хватает сетки, отделяющей пассажирский отсек от грузового.
Технически Hover мало чем отличается от модели Coolbear. С той лишь разницей, что привод у «медвежонка» передний, а M2 оснащён муфтой, которая перебрасывает порцию крутящего момента на задние колёса, если передок начинает буксовать. Остальное — от Coolbear. Даже двигатель, 105-сильная «полторашка», ведущая свою историю... правильно, от Toyota bB. И тут впору вспомнить мэтра: «Не верю!».
Не верю тому, что мотор этого Great Wall имеет японские корни. По всем признакам двигатель действительно похож на тойотовский 1NZ. Но где характер? Рабочий диапазон непривычно узок, тяговые возможности скромны, потому разгон получается «безвкусным». А стоит отпустить педаль акселератора, как машина «встаёт» — сказывается большая парусность высокого кузова.
А вот в виражах Hover M2 неплох. Нейтральная поворачиваемость, прозрачное усилие на баранке, быстрые прогнозируемые реакции. Крены велики, но они логичны и естественны настолько, что их воспринимаешь как предупредительный сигнал — опасно, здесь лучше притормозить. На полном серьезе говорю, что управляемость самого маленького из «Ховеров» оцениваю на твёрдую «четверку».
На автобанах «эмка» соблюдает отличную прямолинейность движения, а при перестроениях не досаждает дерготнёй, которая свойственна многим компактным хэтчбекам. Комфорт тоже на уровне: и плавность хода, и энергоёмкость подвески достойны оценки «хорошо» — на удивление «эмка» оказалась не шумной и не тряской. И если сравнивать Hover M2 и Toyota bB, то можно смело резюмировать: «Копия верна!».
Тех, кого смутила нависающая над дорогой «челюсть» переднего бампера, спешу успокоить: под днищем малыша — честные 190 мм дорожного просвета! Так что съезжать с асфальта на бездорожье можно. При условии, что это дачный просёлок или просто разбитые дороги провинциальных городов: не будем забывать, что полный привод здесь «синтетический» и не любит длительного буксования.
А теперь давайте снова вспомним про ценник «Ховера». За полноприводную версию просят 499 тысяч рублей. На уровне Renault Duster! И это имя представители Great Wall произносят без стеснения. Всем понятно, что этой машиной французы задали планку для всего сегмента на ближайшие годы. Hover M2 не хуже и не лучше — он другой: с хорошим салоном, достойной управляемостью и... дастеровской ценой.
Китайский автопром: они научились делать машины?
«Неужели машины реально такие хорошие?», — спросили меня коллеги, прочитав этот материал. Давайте посмотрим трезво: Hover M2 — это качественный клон японской Toyota bB, машины, которая отличается сбалансированными потребительскими качествами сама по себе. Китайцы напортачили только по части настройки двигателя, но остальное, включая интерьер и подвеску, скопировали на должном уровне.
Hover H6 — это попытка Great Wall доказать миру, что китайский автопром может не только копировать, но и создавать собственные продукты. И «шестёрка» получилась действительно достойной! Пока пугают только короткоходная подвеска (эх, проверить бы её на разбитых дорожках Подмосковья!) и отсутствие запаса по тормозам, о которых говорилось выше.
Также мы ничего не можем сказать про надёжность этих машин. Судя по отзывам владельцев, Hover особых проблем не доставляет. Но! До сего момента нам были знакомы неубиваемые рамные машины, а здесь — кроссоверы, техника более сложная и нежная. Открыт вопрос и по части пассивной безопасности: всем известно, что российские нормы менее жёсткие, чем оценки по системе EuroNCAP.
А главное, купить машину из Китая «по приколу» больше не получится: за M2 просят немалые полмиллиона рублей, а ценники на H6 стартуют с отметки в 700 тысяч — столько недавно просили за «корейцев». И за «серьёзные деньги» покупатель вправе потребовать «серьёзный автомобиль»! На дорогах «Ховеры» не показались китайскими поделками. Посмотрим, что покажет опыт эксплуатации.
Алексей Кованов
Фото автора, Никиты Василёнка и компании «ИРИТО»