«Шёлковый путь»: как гонщики со шпагами бегали

Борьба за призы обостряется, хотя до финиша остаётся только один день

Элиста — Элиста
Лиазон 1 — 158 км

Спецучасток (сокращённый) — 406 км
Лиазон 2 — 102 км

Вчерашний «кольцевой» этап марафона организаторам снова пришлось сокращать: последние 100 км спецучастка стали совершенно непроходимыми из-за прошедшего накануне ливня. Но это даже прибавило интереса гонке! Из роудбуков гонщиков исчезли равнинные степные дороги, зато остались живописнейшие солончаки (в которых стоит только отклониться от прописанного маршрута, как машина мгновенно вязнет) и отрезок по астраханской пустыне, где встречаются и плавные дюны, и ячеистые пески, и большие песчаные холмы... Причём всё это песчаное великолепие прямо во время гонки обильно полило дождём!

content image for: 37720

«Ближе к финишу нас накрыл какой-то локальный сумасшедший дождь. Пришлось остановиться, просто потому, что невозможно было ехать. Потеряли более пяти минут. Запотело все стекло, дворники не справлялись, ничего не видно. Пришлось протирать стекло и медленно выезжать из этой аномальной зоны», — рассказывал позже Борис Гадасин из G-Force proto.

«Дождь был настолько сильным, что ехать приходилось буквально «наощупь», а кабину здорово заливало водой», — сказал после финиша пилот команды КАМАЗ-мастер Сергей Куприянов. Сергей, в зачёте грузовиков занимающий 12-ю строчку итогового протокола, вчера приехал 12-м, а вот его коллеги по спортивному коллективу выступили гораздо более результативно: вторым на финиш спецучастка приехал Эдуард Николаев, которого опередил новоиспечённый мановец Алеш Лопрайс. И это первая победа на этапе для гонщика из Чехии! Третьим добрался Петер Верслуис на «камионе» (так здесь называют грузовики) марки MAN.

content image for: 37720

По итогам гонки лидирует Эдуард Николаев, которого настигает Алеш Лопрайс, — разница между лидерами всего 9 минут! Третью строчку занимает камазовец, Айрат Мардеев, которому на финишном отрезке «Шёлкового пути» нужно не наделать ошибок, иначе бронзовым призёром марафона станет Петер Верслуис — для третьего места мановцу нужно нагнать всего 5 минут. Впрочем, итоговые результаты зависят не только от мастерства гонщиков, но и от надёжности техники: вчера, например, Мардеева-младшего подвёл сломавшийся редуктор...

content image for: 37720

А вот лидеров группы внедорожников поломки не коснулись — вся верхушка итоговой таблицы благополучно добралась до финиша. Быстрый Владимир Васильев из Украины, наконец, сумел оформить первую победу. Лусио Алварес, который днём ранее отстал от лидера на полтора часа, на четвёртом этапе образцово проехал маршрут и финишировал вторым. «Этап был очень красивый, Toyota работала безупречно. Особенно мне понравился 60-километровый участок, по которому я ехал на полном газу рядом с грузовиками Лопрайса и Николаева. Фантастическое зрелище», — рассказывал позже довольный Лусио Алварес.

content image for: 37720

Ставший третьим на этапе Кристиан Лавией также остался под впечатлением от трассы: «Временами мне казалось, что я катаюсь на американских горках, к счастью, у нашего автомобиля хорошая подвеска. Мы пропустили Васильева, который догнал нас, ведь в степи он едет постоянно на полном газу, впрочем не только в степи... Я пытался ехать за ним, но я не привык так рисковать». Однако хороший результат, показанный украинцем Васильевым, не изменил финальную расстановку сил: тройка лидеров — это по-прежнему Лавьель, Пелише и Гадасин.

content image for: 37720

Сошли Изабель Патисье и Тьери Делли-Зотти (багги Delli-Zotti). Они приехали на бивуак в половине четвертого утра. Сначала они утопили багги в реке, затем дважды ломали кардан. Так как в запасе оставался всего один, до асфальта добрались на буксире. А потом сломался и последний кардан.

content image for: 37720

К сожалению, проверить, что представляет собой гоночный «Ё-мобиль», нам пока не удалось, хотя механики команд, что на бивуаках живут неподалёку от «ё-мобильцев», утверждают: гоночные «гибриды» — это перелицованные (и притом весьма пожилые) Mitsubishi! С моторами BMW... Но достоверного подтверждения этой информации нет. Зато известно следующее: экипаж под управлением известного раллиста Александра Жёлудова сошёл после второго этапа из-за многочисленных технических проблем, а второй гоночный коллектив под руководством Сергея Нарышкина находится далеко от призовой тройки, в начале третьей десятки «абсолюта».

content image for: 37720
content image for: 37720

Экипаж боевого «Соболя» показывает результат на уровне «Ё-мобиля». Правда, вчера наши ребята потратили некоторое время на... человека со шпагой. «Мы выскочили из-за бархана и увидели, что нам наперерез мчится человек со шпагой! В чёрном костюме и со шпагой! Я испугался, вдруг он сейчас проткнёт нам шины? И только вблизи мы догадались, что это... огромный масляный щуп — так пилот сломавшейся машины пытался показать, что ему нужно масло, — рассказал после финиша пилот газовской машины Вячеслав Субботин. — Конечно, остановились и помогли человеку».

content image for: 37720

Сегодня — финальная часть гонки. Именно финальная: гонщики не говорят «последняя», заменяя «несчастливое» слово всевозможными синонимами. При этом «сокращённая» программа марафона означает, что окончание «Шёлкового пути» будет не лёгкой прогулкой по черноморскому побережью, а станет настоящим испытанием для гонщиков и техники. Поэтому и результаты непредсказуемы: «Здесь можно отыграть отставание и стать лидером, а можно — потерять всё», — говорят про этот этап участники. Ждём финиша!

Алексей Кованов, Элиста
Фото автора и организаторов ралли

Алексей Кованов