Разбор ситуации с комментариями Авто Mail.Ru (учебный материал)
Этот видеоролик давно «бродит» по cети, но актуальным он будет всегда. Водитель Аudi на широченном автобане на скорости порядка 120-130 км/ч в пологом повороте попадает в занос. Причина возникновения любого заноса и вообще потери курсовой устойчивости – превышение предела сцепных свойств резины, в данном случае, похоже, что в повороте было «растасканное» масло...
Audi на покрытии под натиском действующей в повороте боковой силы сильно занесло влево. После первого – самого страшного и глубокого заноса, который водителем был прекрасно отработан, последовала серия из шести затухающих колебаний (ритмический занос). Водитель, имея опыт экстремального управления и прекрасную технику руления, быстро изменяя углы поворота колёс, грамотно действует на опережение. Это и привело к тому, что амплитуда заносов и скорость их развития стала потихоньку уменьшаться, а потом и вовсе сошла на «нет». Подобное противоборство возможно только при наличии навыков контраварийной подготовки, мотайте на ус! Конечно, здесь свою роль сыграло и везение – хватило ширины проезжей части, было мало машин, двигающихся параллельно.
ESP
Неизвестно, имелась ли на данном автомобиле система динамической стабилизации (судя по амплитуде колебаний и их количеству, нет), от себя заметим, что в таких случаях ESP очень сильно повышает шансы справиться со скольжениями и стабилизировать автомобиль. ESP – это дополнительный инструмент к мастерству, и этот инструмент задействует иные принципы управления, нежели водитель.
Электроника, определяя при помощи датчиков ускорения возникновение и развитие скольжений (сносов и заносов), импульсами в разные моменты времени выборочно притормаживает нужные колёса, создавая относительно вертикальной оси вращения автомобиля силы, которые противодействуют силам, вызывающим скольжение (видео выше).
После остановки наш водитель не растерялся, он включил аварийную сигнализацию – и это грамотно. Равно как и осмотр автомобиля «по кругу» на предмет повреждений (вдруг занос произошёл из-за подспущенного и позже разбортировавшегося колеса?). Но здесь есть и ошибка – останавливаться и выходить из машины в месте, куда в заносе так же могут «прилететь» идущие сзади автомобили, – опрометчиво. Лучше отъехать подальше, целее будете. Отправляясь далее в путь после подобной ситуации, надо быть готовым, что асфальт и колёса после масляной лужи ещё какое-то время будут скользкими, от высоких скоростей, резких разгонов, торможений и смен курса некоторое время нужно воздержаться. Подумайте о других! Если этого требует ситуация, позвоните в полицию и сообщите о проблеме на дороге (в России с мобильного телефона номер – 002). ГИБДД и дорожные службы меры по её устранению обязаны принять в кратчайшие сроки.
Откуда на дороге масло?
Из основных узлов и агрегатов (двигатель, коробка передач, главная передача, гидроусилитель...). Любая неплотность (на сервисе не затянули сливную пробку, вдруг лопнул шланг магистрали охлаждения, пробит картер, рассыпался подшипник ведущей полуоси...) – ведёт к тому, что масло оказывается на дороге. Чем крупнее автомобиль, тем больше его заправочные ёмкости и тем больше опасности он представляет. Также немало случаев, когда масло разливается из автоцистерн.
Что ещё, помимо масла, может послужить причиной потери управляемости?
— разлитая или «натасканная» на сухое дорожное полотно вода («трубу прорвало»). В дождь – глубокая лужа или залитые водой в повороте колеи, вызывающие аквапланирование. Любые нефтепродукты;
— расплавившийся на солнце битум, которым заливают швы во время ремонта дорожного полотна, и асфальт (особенно свежеуложенный). С первыми каплями дождя такое покрытие становится особенно скользким;
— полимерная разметка, металлические люки, рельсы и стыки мостов также особенно скользки в дождь;
— «потерянные» листы железа, фанеры, оргалита, пластика, гипсокартона и т.п.;
— рассыпавшиеся песок, гравий, цемент, битые кирпичи, грунт (он в дождь вообще становится, как масло) и даже бетонный раствор. Всё это может появиться на дороге в результате аварии, опрокидывания или «саморазгрузки». В последнем часто виноват усталостный износ бортов и запирающих устройств кузова, работающего с хроническим перегрузом (бери больше, вези дальше!);
— грязь, глину и песок, на дорогу с прилегающей грунтовой дороги, поля, стройки или обочины могут «натаскать» автомобили или тракторы;
— слой пыли на асфальте. Внимание, в дождь (особенно в самом начале) намокшая пыль может быть очень и очень скользкой!
— пена, которой пожарные тушат загоревшиеся автомобили или заливают разлитое после аварии горючее;
— опавшие или прелые листья, особенно залитые водой (наиболее актуально для осеннего периода);
— также опасен разрыв колеса. Частично спущенная покрышка тоже способна сыграть с вами злую шутку. Во время движения потерю давления в шине можно долго не замечать, а в повороте под действием боковой силы возможна разбортировка, и тогда управляемость будет потеряна настолько же быстро, как при разрыве;
— резкий манёвр, особенно тот, который выполнен после торможения или сброса газа, также является провокацией потери управления и заноса. Подробнее об этом можно прочитать в нашем материале «Ритмический занос: ошибки на дороге».
Такая ситуация может возникнуть с вами в любой момент! Будьте внимательны, аккуратны, благоразумны, спокойны и позитивны. Никогда никуда не спешите. Постоянно повышайте своё мастерство, расти всегда есть куда. Пристёгивайтесь сами и пристёгивайте своих близких всегда и везде, где это возможно, независимо от обстоятельств и мест действия. Выбирайте при покупке автомобиль с ABS, ESP и максимальным количеством подушек безопасности.
Виталий Кабышев
Фото: Виталий Кабышев, Legion-Media.ru, news.vitebsk.cc, abw.by, zserg.ru, timer.od.ua, auto.lafa.kz, vedomosti-ural.ru