Разбор аварийных ситуаций: экстремальный объезд пешехода

Пешеходы порой ведут себя непредсказуемо. Они не умеют оценивать обстановку на дороге и часто совершают абсурдные действия. А водителю к этому надо быть готовым. Ведь отвечать, случись что, придется именно ему
Виталий Кабышев

Разбор аварийной ситуации. Комментарии «Авто Mail.Ru»

Действия водителя в этой ситуации довольно грамотны. Завидев беспечного пешехода, человек за рулем, молниеносно сориентировавшись, приступает к торможению (видно по клевку) и начинает объезд. Нужно обладать большими опытом и хладнокровием, чтобы заставить себя направить автомобиль в узкий «коридор», образованный пешеходом-экстремалом и людьми, двигающимися по обочине. Но это далеко не все опасности, которые подстерегают водителя.

Дело в том, что объезд препятствия в данном случае – это, по сути, двойная «переставка» с двукратной сменой «полосы» движения (с асфальта на обочину и обратно). При кажущейся простоте в экстремальной ситуации, да еще на высокой скорости – это очень сложный манёвр. Дело в том, что резкое перестроение провоцирует скольжения, опасные частичной или полной потерей устойчивости. Задняя часть автомобиля при резкой смене курса напоминает раскачивающийся маятник. Энергия его движения провоцирует занос, и если вовремя не прибегнуть к контрмерам (своевременной корректировке рулём), машину развернёт.

В данном случае ситуация усугубляется дополнительными факторами:


1. Первое перестроение вправо происходит во время экстренного торможения. Внимание(!), на автомобиле без антиблокировочной системы тормозов (ABS) колёса заблокировались бы, и смена курса оказалась бы невозможна. Скользящие покрышки просто не могут реализовать поперечную силу, и машина несется прямо, то есть на препятствие.

2.
Торможение ведёт к перераспределению веса – передние колёса дозагружаются, а задняя ось, наоборот, разгружается. Снижение силы трения в пятнах контакта задних колёс с одновременным перестроением дополнительно ведёт к провокации заноса. Чем сильнее и резче торможение, тем ощутимее этот эффект.

3. Первое перестроение при уходе от пешехода производится с асфальта на грунтовую обочину. Это опасно тем, что коэффициент сцепления на грунте гораздо ниже. То есть, водителю нужно быть готовым к дальнейшему усугублению заноса при ухудшении реакций на поворот руля. Для того, чтобы адекватно гасить в таких условиях скольжения, нужно хорошо знать повадки и реакции автомобиля в разных условиях на разных покрытиях. Действовать при этом надо на опережение, без лишних суетливых движений рулём. Высшим пилотажем, конечно, в подобной ситуации будет, если скольжений не допустить вовсе. Ещё один важный момент: если вдруг понадобится оттормозиться на разнородных покрытиях (под левыми колёсами асфальт, под правыми – щебень), сделать это максимально эффективно без увода в сторону и заноса позволит только ABS.

Понимание динамики развития и правильная моторика для таких ситуаций может быть наработана только в хорошей школе контраварийной подготовки. Выбор автомобиля тоже немаловажен! Хотите наиболее безопасную модель, выбирайте ту, которая адекватнее управляется и наименее склонна к заносам, для этого придётся проштудировать не один тест-драйв. Риск развития скольжений (сносов и заносов) может быть значительно снижен ABS (если перестроения осуществляются во время торможения) и системой динамической стабилизации. Эти системы являются хорошим подспорьем водителю и дополнительным инструментом к выходу из опасной ситуации.


Возвращение на асфальт.
В данном случае резко возвращаться обратно на асфальт с обочины особого смысла не было. Столь быстрый манёвр в сторону тверди – это очередная провокация заноса (только теперь правого), ведь скорость автомобиля по-прежнему высока, а колёса правого борта в песке и пыли после контакта с обочиной. Впрочем, дальнейшее движение по обочине также опасно. На пути может оказаться камень, стекло, различный мусор - порвете колесо, имеете хорошие шансы оказаться в кювете. Так что действовать надо всегда согласно обстановке. Этот водитель принял правильное решение.

Что требует ПДД. Закон от водителей при возникновении аварийной ситуации требует только снижения скорости, любые манёвры запрещены. Но наш опыт показывает, что маневрирование часто небесполезно. В данном случае, водитель, сохранив пешеходу здоровье и, возможно, даже жизнь, вышел из воды сухим. Естественно, здесь сыграло свою роль и везение. Аналогичные действия могут помочь при уходе, например, от вылетевшего вам наперерез встречного автомобиля. Только в этом случае на кону здоровье и жизнь будут уже ваши. В любом случае, исполнять подобное надо лишь при наличии твердых навыков управления автомобилем в сложных ситуациях.

ДТП это реальность. Выбирайте при покупке автомобили с ABS, ESP и максимальным количеством подушек безопасности. Постоянно повышайте своё мастерство, расти всегда есть куда. Будьте внимательны, аккуратны, благоразумны, спокойны и позитивны. Никогда никуда не спешите. Пристёгивайтесь сами и пристёгивайте своих близких всегда и везде, где это возможно, независимо от обстоятельств и мест действия.