Помидоры Chery: китайские машины стали созревать

Отправляясь в Китай в третий раз в жизни, я ожидал вновь увидеть мрачноватые цеха очередного автозавода, которые скромно оборудованы, но зато щедро украшены серпами и молотами. Впрочем, на заводе марки Chery нам обещали показать нечто иное...
Павел Ёлшин

Отправляясь в Китай в третий раз в жизни, я ожидал вновь увидеть мрачноватые цеха очередного автозавода, которые скромно оборудованы, но зато щедро украшены серпами и молотами. Впрочем, на заводе марки Chery нам обещали показать нечто иное...

О первом пункте программы нашего визита в Китай — Пекинском автосалоне, где Chery представила два новых концепта, — мы уже успели рассказать. Подробности — в материале «Автосалон в Пекине. Chery ищет свое лицо». Однако на выставке наше знакомство с одним из флагманов китайского автопрома только начиналось.

Полгода назад, побывав в одном из крупнейших китайских мегаполисов — 35-миллионном Чунцине, — я был поражен тем, как активно новые иномарки вытесняют с улиц продукцию местного автопрома. Как это нам знакомо! Лишь только доходы гражданина достигают определенного уровня, как он без раздумий пересаживается на иномарку. И модели иностранных брендов уже многим по карману. Но это в крупных городах, а в провинции ситуация пока еще другая.

В городе Уху — на родине марки Chery — проживает «всего» 2,2 миллиона человек, и здесь еще нет аэропорта гражданской авиации, хотя атмосфера тут уже не совсем провинциальная: есть и небоскребы, и пятизвездочные гостиницы, и роскошные рестораны, а одну из центральных улиц «украшает» гипермаркет хорошо знакомого россиянам бренда. Здесь дороги заполоняют китайские автомобили, и, в основном, это именно Chery. Удивляться не приходится: эта марка, входящая в число крупнейших государственных предприятий КНР и выпускающая 800 000 машин в год, является для Уху практически градообразующим предприятием. Можно сказать, что мы прибыли в китайский Тольятти.

Несмотря на разговоры о том, что китайский автопром скоро повторит путь Японии и Кореи, всем понятно, что компаниям из КНР не достает главного — собственной инженерной школы, развитых конструкторских и дизайнерских центров. Если говорить конкретно о марке Chery, то она в последние годы решала эту проблему таким способом: дизайн заказывали итальянцам, доводку шасси — англичанам, разработку моторов — австрийцам. В качестве временного решения это работало, но западные партнеры явно не выкладывались на 100%. И вот китайцы сделали решительный шаг: Chery начала серьезно вкладываться в инженерный потенциал и уже готова показать первые достижения. Главный пункт нашей программы — это визит в новейший испытательно-технологический центр в Уху, который, как заявляют китайцы, стал крупнейшим в Азии. Японцы и корейцы уже могут завидовать?

Если говорить о гигантском зале для проведения краш-тестов, то он, в самом деле, впечатляет. В некоторых других испытательных центрах разгон автомобиля начинается снаружи здания, а под крышей — лишь «финиш». Здесь же размеры помещения позволили уместить всю длину основной катапульты для фронтального удара, а кроме того в пол встроен трос поперечной катапульты и несколько тросов, пересекающих зал наискосок. Они позволяют имитировать столкновение двух автомобилей под разными углами.

Надо сказать, что безопасность машин — больное место для китайских производителей. Модели самых разных марок успели печально прославиться в краш-тестах EuroNCAP или аналогичных испытаниях за пределами Европы. В частности, в России стал широко известен тест наших коллег из Авторевю, которые разбили Chery Amulet и во всех красках описали неудовлетворительные результаты, показанные этой моделью. В ходе экскурсии по китайскому испытательному центру представители Chery нас заверили, что с новыми моделями уже все иначе: продающиеся в России седаны и хэтчбеки М11 заработали пять «звезд» в тестах по китайской системе CNCAP, и при разработке машин безопасность теперь стоит на первом месте.

Однако осмотреть разбитые предсерийные модели, стоящие в дальнем углу зала, а уж тем более сфотографировать их нам не позволили. По всей видимости, компания находится еще только в начале пути к стабильно хорошим результатам краш-тестов. Но, по крайней мере, необходимое оборудование для оценки пассивной безопасности машин у китайцев теперь есть. Осталось дождаться появления серийных авто.

В центре тестирования двигателей мы увидели современные стенды австрийской компании AVL. Название этой фирмы едва ли знакомо большинству автомобилистов, но в профессиональной среде она хорошо известна: достаточно сказать, что многие именитые европейские марки заказывают разработку двигателей именно этой компании.

Chery в последние годы пользовалась услугами австрийских инженеров, теперь же представители китайской компании заявляют, что настала пора собственных разработок. Новое поколение моторов представляет собой следующую эволюционную ступень по сравнению с австрийскими двигателями, и на этот раз все усовершенствования сделаны своими силами. В это можно поверить: только лишь моторами здесь занимаются 600 инженеров, всего же в исследовательском центре трудятся 6 000 специалистов, из которых 2 000 проходили обучение за рубежом.

Попав на заводской конвейер во второй половине дня, мы сперва опешили: в цехах полумрак, роботы-сварщики застыли в разных «позах» и тишина... Оказалось, график работы завода составлен таким образом, чтобы большая часть рабочего времени приходилась на ночь и первую половину дня — в это время тарифы на электричество ниже!

Конечно, отличия от передовых западных производств все еще видны невооруженным глазом. Вы сами можете сравнить снимки китайского завода и фотографии, которые мы сделали на предприятии Kia в Словакии. Тем не менее, стоит отметить, что на некоторых этапах производства степень автоматизации труда уже сравнима.

А можно прокатиться? К сожалению, не в традициях китайцев организовывать у себя на родине полноценные тест-драйвы. Отчасти, в этом есть резон: дорожное движение в КНР исключительно хаотично и небезопасно. Даже прожженный московский бомбила тут растеряется. В общем, в нашем распоряжении оказались только две новинки, которые скоро выйдут на российский рынок, и лишь 20 минут езды по миниатюрному заводскому полигону.

Первую новинку можно считать долгожданной — это Chery IndiS с роботизированной трансмиссией. Сейчас к нам поставляются только версии с «механикой», а ведь этот миниатюрный переднеприводный кроссовер адресован, в первую очередь, представительницам прекрасного пола, и «робот» для этой модели весьма кстати.

Несмотря на то, что под капотом тут скромный 1,3-литровый моторчик, выдающий 83 л.с., IndiS довольно бодро набирает ход. При разгоне «в пол» каждое переключение передач происходит с толчком, впрочем, этим грешат и европейские малолитражки с «роботом». Кстати, на Chery ставится трансмиссия известной итальянской фирмы Magneti Marelli, так что схожесть характера с западными аналогами объяснима.


Основной минус у этой трансмиссии один: если при обгоне хочешь в ручном режиме переключиться на ступень вниз, смена передачи происходит с задержкой в пару секунд. В реальном городском потоке за это время шанс для обгона уже может быть упущен.

Появление Chery IndiS с «роботом» в России ожидается в середине лета. Тогда же, кстати, новой модификацией обзаведется кроссовер Chery Tiggo: на рынок выйдет более доступная версия с 1,6-литровым мотором и передним приводом (сейчас из Китая к нам поставляют только 2-литровые полноприводные машины, а на ТагАЗе собирают переднеприводные 1,8-литровые версии под именем Vortex Tingo).


Пересаживаюсь в седан гольф-класса Chery M11. Тут новшества коснулись как технической части, так и стиля. Интерьер полностью поменялся. Как полагают представители Chery, прежнее оформление салона не совсем соответствовало стилю кузова. Мол, теперь между ними больше гармонии. Надо признать, что приборная панель с тремя «колодцами», как у Mazda3 предыдущего поколения, смотрится неплохо. Да и центральная консоль выглядит более современно. Хотя по качеству материалов отделки эта модель по-прежнему сильно отстает от абсолютного большинства привычных нам машин гольф-класса.

На старте сразу проявляет себя новый 1,6-литровый мотор с системой изменения фаз газораспределения. Если судить по паспортным данным, отдача выросла не очень значительно: нынешний 1,6-литровый двигатель выдает 119 сил, а новинка — 126 л.с. Но складывается ощущение, что теперь это «более честные» силы (мои коллеги, отъездившие на предыдущей модификации не одну сотню километров, утверждают, что, по субъективным ощущениям, старый мотор тянет примерно на «сотню»).

К российским дилерам Chery M11 с новым мотором и салоном прибудет на следующий год.

В последнее время марка Chery объявила сразу несколько громких новостей. Во-первых, в руководство компании приходят профессионалы с мировым именем. В марте на должность шеф-дизайнера Chery назначен бывший «стилист» GM Джеймс Хоуп, а во главе подразделения, которое будет создавать люксовые модели под новым брендом Qoros (создающимся совместно с израильскими партнерами), встал бывший шеф-дизайнер Mini Герт Хильдебранд. Во-вторых, Chery организует совместное предприятие с Jaguar Land Rover, которое не только будет производить английские машины для китайского рынка, но и займется разработкой новых моделей с участием специалистов из Великобритании.

И все-таки насколько быстро молодой китайский автопром способен преодолевать свои «детские болезни»? Ясности в этом вопросе пока нет. Китайские производители все еще остаются на редкость закрытыми для журналистов, а значит, и для потребителей. На вопросы о качестве и надежности машин, о внедрении новых технологий и о столь необходимой модернизации модельного ряда подробных ответов никто не дает. Надо сказать, что в последнее время даже топ-менеджмент АвтоВАЗа готов открыто говорить о больных местах своих машин и держать перед потребителем ответ. Ведь без этого невозможно заслужить доверие и уважение на рынке. Нет сомнений, что и китайские компании постепенно начнут перенимать этот западный опыт. Весь вопрос в том, скоро ли.

Павел Ёлшин,
фото автора и компании Chery