Итоги апреля: расцвет авторынка

Апрель оказался очень удачным месяцем для продавцов автомобилей в России, но и для клиентов было много приятных новостей — на рынок вышли 23 новые модели!

Апрель оказался очень удачным месяцем для продавцов автомобилей в России, но и для клиентов было много приятных новостей — на рынок вышли 23 новые модели! Сейчас кажется, что впереди нас ждет только хорошее, однако нынешняя ценовая политика может грозить автопроизводителям неприятностями через полгода-год.

content image for: 37038

Весенний месяц оказался очень удачным для продавцов новых автомобилей в России. Наш рынок уверенно растет — рапортуют они, причем темпы этого роста даже превышают прежние прогнозы. Точные данные за апрель еще не обнародованы, но, по предварительной информации, в проигравших пока только АвтоВАЗ: тольяттинцы в первом квартале 2012 столкнулись с падением спроса на 14%. При этом китайские марки, представленные в России, за этот же период смогли реализовать почти в два раза больше машин, чем за первые три месяца прошлого года.

content image for: 37038

Какие из этого делают выводы аналитики и маркетологи производителей? Автомобильный рынок России окончательно восстановился после кризиса и вступил в фазу активного роста. Исходя из этого утверждения, продавцы и строят свою политику. К нам везут все последние новинки — в апреле в салонах официальных дилеров появилось 23 свежих модели! Это, пожалуй, рекорд не только 2012 года, но и самая большая цифра за последние несколько лет.

content image for: 37038

Впервые за последние годы к нам стали массово завозить новинки сразу после их премьер на международных автошоу. Показательной в этом смысле стала выставка в Женеве — почти десяток дебютантов мартовского швейцарского мотор-шоу появились у нас в течение полутора месяцев после мировой премьеры. Российский рынок становится все более значимым для крупных производителей. Но отечественную специфику — увы — никто не отменял.

А она заключается вот в чем: нас продолжают именовать «развивающейся» страной и ставить в один ряд с Китаем, Бразилией и Индией. В апреле стало ясно, что окончательно прижилась традиция ограничения комплектаций машин для России. В том числе производители продолжают отказываться от импорта в нашу страну автомобилей с механической коробкой передач. Формально они объясняют это тем, что российские клиенты предпочитают комфорт и удобство.

content image for: 37038

Тенденция отказа от механической трансмиссии соседствует с нежеланием некоторых производителей импортировать в Россию автомобили с современными двигателями. Собственно, эта политика знакома нам уже давно, например, Ford все никак не соберется привезти к нам Focus с двигателем EcoBoost. По тому же пути пошла и компания Hyundai, представившая в нашей стране в конце апреля пятидверку i30 нового поколения. Вся Европа восхищается экономичными дизельными моторами, которые корейцы начали ставить на i30, но Россия эти двигатели не увидит.

content image for: 37038

Еще одна тенденция, проявившаяся в апреле, — мировые автопроизводители, поверившие в радужные перспективы российского рынка, стали привозить к нам машины в более богатых комплектациях. Наконец-то в нашей стране перестали массово брать дополнительную плату за систему ABS, которая в Европе уже давным-давно обязательна. Очень многие новинки уже в базе оснащены кондиционером или даже климат-контролем, за который совсем недавно приходилось платить отдельно.

content image for: 37038

У богатых комплектаций есть куча плюсов. Теперь в России автомобиль с шестью подушками безопасности — уже не роскошь. ABS и ESP становятся нормой для иномарок — тоже прекрасно. Да и просто приятно иметь возможность купить машину с оснащением не хуже европейского или американского, с автоматическим парковщиком, который в нашей стране предлагают все больше производителей, или, например, с системой слежения за полосой движения. Но есть и минус — автомобили опять дорожают.

content image for: 37038
content image for: 37038

Нынешний рост цен выглядит оправданным. На рынке появилось множество новых моделей (с начала 2012 года — пятьдесят!), у них есть новые опции, новые моторы, они стали лучше прежних, и вполне логично, что все усовершенствования стоят каких-то денег. Однако в конце года, судя по всему, нас ждет большой сюрприз, когда статистики подсчитают среднюю стоимость автомобиля в России.

Напомним, в 2011 году средняя стоимость автомобиля составляла 23 500 долларов, причем тогда все удивлялись, что, по сравнению с 2010 годом, средняя цена автомобиля выросла на 20%. Наш прогноз на 2012 год — машины подорожают еще на столько же. Таким образом, за два года рост цен на машины может составить безумные 40%.

content image for: 37038

Рост цен на товар определенной категории, в три раза превышающий инфляцию, — это дикость для любой развитой страны. Подогревать цены на машины производителям позволяет всего один фактор — жители России по-прежнему не верят в стабильность и спешат совершить покупку, пока «что-то» не случилось. По сути, нынешний рост автомобильного рынка основан только на этой спешке наших сограждан. А отсюда вывод — такая ситуация не может длиться вечно, как бы ни рассчитывали на это производители.

content image for: 37038

Подъем авторынка может закончиться гораздо раньше, чем рассчитывают его участники. Летом в России будет введен утилизационный сбор, машины снова подорожают, причем это коснется как тех автомобилей, что делаются в нашей стране, так и иномарок. Смогут ли автолюбители пережить очередной рост цен? Нет, если продавцы не найдут новые способы заманить клиента в автосалон. Прежде всего, речь о кредитных программах, которым в последние полгода уделяется незаслуженно мало внимания.

content image for: 37038

Кредитными программами сейчас больше занимаются премиум-производители, потому что в последнее время именно дорогие машины стали продаваться таким образом. На официальных сайтах производителей появились сложные, но неплохо работающие кредитные калькуляторы, при помощи которых клиент может найти ответы на все свои вопросы без лишнего визита к официальному дилеру. Правда, удобство использования калькулятора не компенсирует отсутствие действительно выгодных предложений. Процентные ставки по 13-17% годовых — это запредельно дорого.

content image for: 37038

Новинки февраля и апреля, всего около пятидесяти автомобилей, уже смогли изменить конъюнктуру рынка. Если об уровне продаж и о смене предпочтений покупателей говорить пока рано, то вот терминология уже начала меняться. Раньше бюджетными называли машины стоимостью триста-четыреста тысяч рублей. Сейчас маркетологи, а за ними и журналисты, начали употреблять это слово по отношению к автомобилям ценой шестьсот—семьсот тысяч.

content image for: 37038
content image for: 37038

Что нас ждет дальше? В ближайший месяц — рост продаж и радость от иллюзии выбора у покупателей. Скидок и специальных акций в мае пока не предвидится, клиентам предлагают довольствоваться небольшим количеством предложений, действующих на машины 2011 года выпуска еще с февраля-марта. Из-за введения утилизационного сбора традиционные летние акции теперь, к сожалению, тоже под вопросом. Позитива может добавить появление дешевых кредитов — будем надеяться, что продавцы задумаются об этом всерьез.