Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
19 августа
Kia Sportage 2.0 MT 150hp
Не самая шустрая машина. Но порадовала крепкость бампера. Косуля не смогла разнести его вдребезги. Так одна фара и трещины. Зато лобовое стекло разочаровало маленький камушек на скорости 60 километров...
4.5
19 августа
Renault Sandero 1.4 MT
Автомобиль приобрели в декабре 2012 года в автосалоне. Комплектация 1.4, ГУР. Коврики, магнитолу покупали и устанавливали сами. ТО у официальных дилеров не проходил. Перед дальними поездками смотрел...
3.8
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
29 марта 2012 11:34, Безопасность, Статьи

Опции из группы риска

Мы сравнили 25 популярных моделей автомобилей по соотношению цена/безопасность

Российские автомобилисты могут экономить на безопасности так, как европейцам и не снилось. У нас можно купить машину без АБС и подушек безопасности. Даже покупатели недешевых иномарок нередко отказываются от системы динамической стабилизации, которая в Европе в конце прошлого года вошла в список обязательного оснащения. В России можно выбирать степень риска в широких пределах. Мы сравнили 25 популярных моделей по соотношению цена/безопасность.

Если в стране каждый второй водитель — фаталист, который не верит даже в необходимость пристегиваться ремнем безопасности, высоко оценивает собственное мастерство и искренне считает, что все электронные помощники только мешают, то автопроизводители по-своему подстраиваются под такой рынок. В России нет большой необходимости соревноваться за звание наиболее безопасной машины в классе, поэтому в рамках одной категории могут сосуществовать автомобили, очень сильно отличающиеся друг от друга по оснащению, влияющему на безопасность.

Речь не только о самых дешевых моделях, у которых встречаются абсолютно «пустые» комплектации. Даже в «гольф-классе» мы наблюдаем весьма большой разброс вариантов! Многие ли знают, что у Toyota Corolla вообще нет комплектаций с ESP, хотя четыре подушки безопасности — уже «в базе»? У начальной версии Skoda Octavia лишь одна подушка, но ESP можно получить за доплату. Ну а все версии Honda Civic нового поколения оснащены шестью подушками и ESP. Впрочем, это одна из самых дорогих моделей в классе...

К счастью, среди российских автомобилистов все больше тех, кто не столько верит в судьбу, сколько в теорию вероятности. Статистические исследования не оставляют сомнений: ESP уменьшает риск попадания в ДТП со смертельным исходом на 56% (в случае аварии с участием одной машины) и на 43%, если в аварии участвует несколько автомобилей. Такие данные приводит одна из самых авторитетных исследовательских организаций, занимающихся безопасностью дорожного движения, — Insurance Institute for Highway Safety (США).

О том, как работают ESP и другие системы, и почему они столь эффективны, мы уже не раз рассказывали нашим читателям. Ниже мы приводим ссылки на предыдущие публикации, а в этой статье постараемся определить, какие конкретно модели можно назвать рекомендуемыми покупками с точки зрения безопасности.

Как мы сравнивали

По-настоящему объективные сведения о безопасности той или иной модели дают лишь независимые краш-тесты, однако на Западе в испытаниях, как правило, участвуют экземпляры, оснащенные максимальным числом подушек, также в зачет идет и наличие ESP. А сколько звезд заработают «пустые» версии, продающиеся у нас, сложно судить. Не говоря уже о том, что многие модели на нашем рынке вообще не проходили краш-тестов Euro NCAP.

Мы постарались суммировать всю имеющуюся информацию о безопасности той или иной модели: многие из машин не тестировавшиеся в Европе, испытаны нашими коллегами из Авторевю по методике, близкой к Euro NCAP (их версия краш-теста называется ARCAP). Мы постарались учесть эти результаты. Также мы с пристрастием оценили наличие у выбранных нами машин разного рода оборудования, повышающего безопасность, причем всё прочее оснащение в данном случае в расчет не брали: если его можно вычеркнуть, не пожертвовав безопасностью, мы так и делали. Таким образом мы выяснили минимальные цены на самые безопасные версии той или иной модели.

Параллельно мы приводим цены и оснащение базовых версий тех же машин. Порой разброс между минимальной и «безопасной» комплектацией столь велик, что волей-неволей задумаешься об экономии.

Те или иные автомобильные марки иногда используют несколько разную терминологию в описании своих электронных систем. Несведущий покупатель может запутаться во всех этих сокращениях: EBD (система распределения тормозных усилий), EBA (система помощи при экстренном торможении), TCS (противобуксовочная система) и т.д. На деле перечисленные чудеса техники — это не отдельные устройства, а функции, которые реализуются через блок управления антиблокировочной системы тормозов и системы динамической стабилизации. Сопоставляя конкурирующие модели автомобилей, мы, в первую очередь, интересовались наличием у той или иной машины АБС и ESP, а вторичные функции в расчет не брали.

Все данные мы свели в единые таблицы по каждому из классов. Красным отмечены негативные параметры, отличающие ту или иную модель от большинства конкурентов. По каждому автомобилю мы приводим подробные пояснения, почему он занял строчку выше или строчку ниже, чем ближайший конкурент.

Российские модели и компактные иномарки до 335 000 руб.

Как бы ни ругали мы вазовскую продукцию за низкое качество и общую отсталость, но если судить по «безопасному» оснащению, то вовсе не тольяттинские модели являются аутсайдерами своего класса. Тот факт, что Daewoo Nexia во втором десятилетии XXI века принципиально не оснащается ни подушками, ни АБС даже в самых дорогих комплектациях, можно назвать поистине вопиющим.

Правда, утверждать, что модели Lada безопаснее, можно лишь с большими оговорками. В сравнении с более современными иномарками B-класса, о которых речь пойдет в следующей главе, — небо и земля. В случае с машинами из самой доступной ценовой категории основная проблема — это устаревшая конструкция кузова, которая не способна эффективно поглотить удар. Поэтому даже модификации с подушками безопасности демонстрируют невысокие результаты в краш-тестах.

 Цена базовой версии (руб.)АБСЧисло подушек в базеESPЦена наиболее безопасной версии от (руб.)Оснащение самой безопасной версииКраш-тест (число звезд)
Lada Priora331 000В дорогих комплектациях1Не предусмотрено407 700АБС, 2 подушки3АвтоВАЗ
Lada Kalina276 900В дорогих комплектациях0Не предусмотрено351 600АБС, 2 подушки1ARCAP
Lada Granta229 000Ожидается1Не предусмотрено229 0001 подушка--
ZAZ Chance255 000Не предусмотрено0Не предусмотрено324 0001 подушка2*ARCAP
Daewoo Nexia275 000Не предусмотрено0Не предусмотрено265 0000ARCAP

* В краш-тесте Авторевю принимал участие Chevrolet Lanos, произведенный на заводе ZAZ и практически во всем идентичный той модели, которая сейчас выпускается под именем ZAZ Chance


Первое место мы отдали «Приоре» за лучший результат краш-теста, за наличие одной подушки безопасности уже в базовой версии и за возможность заказать АБС и 2 подушки.
«Калину» ставим на строчку ниже за то, что в базе нет подушек и за провал краш-теста (он проводился без подушек). Однако можно предположить, что версия с двумя подушками гарантированно превзойдет ZAZ Chance, имеющий лишь одну подушку.

Самую свежую вазовскую новинку — Lada Granta — мы поставили на третье место. Эта модель конструктивно близка к «Калине», но пока на рынок не вышли комплектации с двумя подушками и АБС (они должны появиться к лету по цене около 310 000 руб.). Также Granta еще не проходила краш-тесты по методике Euro NCAP или ARCAP.

ZAZ Chance может похвастать двумя звездами в краш-тесте, но наличие лишь одной подушки и невозможность заказать АБС — серьезные недостатки, из за которых эта модель опускается ниже «Гранты».

Ну а заслуженное последнее место получает Daewoo Nexia: ни подушек, ни АБС, ни «звезд».


Компактные иномарки от 335 000 до 500 000 руб.

В этом классе покупателям уже доступно приличное оснащение, но лишь в дорогих комплектациях. Причем размер переплаты в сравнении с базовой версией — огромный. Сложно назвать рекомендуемой покупкой компактную иномарку ценой более 600 тысяч рублей. Большинство покупателей ограничатся двумя подушками и АБС и будут, пожалуй, правы.

 Цена базовой версии (руб.)АБСЧисло подушек в базеESPЦена наиболее безопасной версии от (руб.)Оснащение самой безопасной версииКраш-тест (число звезд)
Chevrolet Aveo444 000В базе2Не предусмотрено523 000АБС, 6 подушек5Euro NCAP
Volkswagen Polo седан429 1009 090 руб.2В дорогих комплектациях в пакете Premium
635 100
АБС, ESP, 6 подушек4 (5 по EuroNCAP)
ARCAP
Renault Logan338 000В дорогих комплектациях1Не предусмотрено392 300АБС, 2 подушки3 (3)Euro NCAP (ARCAP)
Hyundai Solaris443 000В базе2В дорогих комплектациях552 500АБС, ESP, 6 подушек2ARCAP
Kia Rio469 900В базе2В дорогих комплектациях659 900АБС, ESP, 6 подушекТест не проводился-

Самая свежая новинка в классе — Chevrolet Aveo — единственная среди выбранных нами доступных иномарок, заслужившая высший балл на краш-тесте Euro NCAP. И это бьет наповал таких «двухзвездных» конкурентов, как Hyundai Solaris и Kia Rio, пусть даже у них есть модификации с ESP. А вот Фольксвагеновская модель оказалась близка по безопасности к Aveo, но не во всем.
Седан Volkswagen Polo тоже с честью прошел краш-тесты: четыре звезды в испытании Авторевю — это максимальный балл по ARCAP, а на Западе хэтчбек Polo завоевал пять звезд. Правда, Polo с шестью подушками и системой курсовой устойчивости заметно дороже Aveo.

Renault Logan уступает вышеперечисленным моделям по числу звезд в краш-тесте и по количеству подушек в базовой версии, однако Logan тоже можно назвать рекомендуемой покупкой. Всего за 392 300 руб. можно получить версию с АБС и двумя подушками — это лучшее предложение в классе.

Как уже говорилось, Hyundai Solaris уступает конкурентам в краш-тесте, а наличие ESP мало что меняет: эта система идет только в дорогущих комплектациях, которые не назовешь оптимальным выбором: уж лучше брать за ту же сумму аналогично укомплектованную модель гольф-класса.

Kia Rio, выпускающийся в России, пока не проходил краш-тестов Euro NCAP или ARCAP (в Европе били несколько иную модель, продающуюся там под именем Rio). Но едва ли наша машина существенно отличается близкого родственника — Hyundai Solaris. Ну а в силу того, что Kia Rio дороже, он занимает последнюю строчку.


Гольф-класс от 500 000 до 700 000 руб.

Эта категория машин стоит на пороге серьезных перемен по части безопасности. Электроника, которая в прежние годы была доступна лишь покупателям автомобилей представительского класса, начинает внедряться на сравнительно массовых моделях. Уже в скором будущем российские Фокусы обзаведутся системой, отслеживающей дорожный поток впереди машины, и в случае, если возникла опасность столкновения, а водитель зазевался, автоматика сама произведет экстренное торможение (на Западе Фокусы с таким «автопилотом» уже продаются). Наверняка потом нас ждет и система удержания машины в своей полосе, а когда-нибудь и приборы ночного видения, распознающие пешеходов, перебегающих трассу в темноте. Впрочем, и сейчас с точки зрения безопасности современным моделям гольф-класса есть, чем похвастать. Практически для всех новинок стало нормой зарабатывать пять звезд в краш-тестах, да и с оснащением у них все в порядке. Хотя, есть и исключения.

 Цена базовой версии (руб.)АБСЧисло подушек в базеESPЦена наиболее безопасной версии от (руб.)Оснащение самой безопасной версииКраш-тест (число звезд)
Ford Focus532 000В базе2Опция699 400АБС, ESP, 6 подушек, система мониторинга слепых зон5Euro NCAP
Chevrolet Cruze548 000В базе4В дорогих комплектациях666 700АБС, ESP, 6 подушек5Euro NCAP
Kia cee’d549 900В базе2В дорогих комплектациях659 900АБС, ESP, 6 подушек5Euro NCAP (до 2009 г.)
Toyotа Corolla629 000В базе4Не предусмотрено824 000АБС, 7 подушек5Euro NCAP (до 2009 г.)
Skoda Octavia559 000В базе1В дорогих комплектациях786 900АБС, ESP, 6 подушек4Euro NCAP (до 2009 г.)

Непросто определить, какой из этих бестселлеров безопаснее: Ford Focus или Chevrolet Cruze. Они оба являются более свежими разработками, чем три другие модели, попавшие в наш рейтинг, их комплектации богаче и оба они с честью выдержали краш-тесты. Но кто из них лидер? Фокус выделяется возможностью заказать систему контроля слепых зон, которая не предложена покупателям Круза. Так что, если сравнивать дорогие комплектации, то Ford выигрывает. Однако, если говорить о доступных версиях, Chevrolet — предпочтительнее. У него четыре подушки уже в базе. Получается, у каждого — свои плюсы, так что эти две модели делят в нашем рейтинге первое и второе место.
Kia ceed по большинству параметров близок к Фокусу и Крузу, но, в отличие от Chevrolet, у него в базе лишь две подушки, а в отличие от Форда он не имеет опциональной системы мониторинга слепых зон. Из-за этого мы ставим его ниже наших лидеров. Так же можно отметить, что краш-тест проводился по старой методике, действовавшей до 2009 года. Нельзя сказать, что его «звезды» существенно менее ценные, но до 2009 года не учитывались некоторые второстепенные нюансы (например, оценка безопасности передних кресел при ударе сзади).

Toyota Corolla имеет лишь одно серьезное достоинство — возможность заказать 7 подушек, однако их можно получить только в очень дорогой комплектации. А стоит ли платить больше? При фронтальном ударе эта машина заработала ровно столько же баллов за защиту седоков, сколько и гораздо более дешевый Kia cee’d. Но самый серьезный минус «Короллы» — это не цена, а отсутствие ESP в списке оборудования. В XXI веке для автомобиля гольф-класса это уже нонсенс.

К сожалению, по результатам краш-теста Skoda Octavia заработала на одну звезду меньше, чем конкуренты. Кроме того, эта модель отличается несколько странными комплектациями для российского рынка. Они явно подбирались не для тех, кто уделяет большое внимание безопасности. Популярные и сравнительно доступные версии «Active», оснащены всего одной подушкой безопасности, а тем, кто хочет получить больше, придется серьезно раскошелиться. Шесть подушек безопасности можно получить только в топовой комплектации Elegance, заказав дополнительный пакет, включающий также и ESP.


D-класс от 700 000 руб. до 1 000 000 руб.

В этом классе экономия на безопасности практически не предусмотрена: в базовую комплектацию последних моделей, как правило, уже входит максимум оборудования. Различия лишь в том, что у кого-то максимум — это 8 подушек, а у кого-то — 6. В краш-тестах никто не продемонстрировал плохих результатов. Так что выбирать стоит в первую очередь по цене. Исключение — Chevrolet Epica.

 Цена базовой версии (руб.)АБСЧисло подушек в базеESPЦена наиболее безопасной версии от (руб.)Оснащение самой безопасной версииКраш-тест (число звезд)
Ford Mondeo727 500В базе7В базе727 500АБС, ESP, 7 подушек5Euro NCAP (до 2009 г.)
Mazda6767 000В базе6В базе767 000АБС, ESP, 6 подушек5Euro NCAP (до 2009 г.)
Opel Insignia777 000В базе6В базе887 000АБС, ESP, 8 подушек5Euro NCAP
Volkswagen Passat908 000В базе6В базе920 680АБС, ESP, 8 подушек5Euro NCAP
Chevrolet Epica667 900В базе6В дорогих комплектациях775 300АБС, ESP, 6 подушекТест не проводился-

Самую продаваемую в России модель D-класса — Ford Mondeo — можно назвать рекомендуемой покупкой, в том числе — и с точки зрения безопасности. Все дело в ценах: то же количество звезд, что и у конкурентов, и аналогичное оснащение получаешь чуть дешевле.
Mazda6 по большинству параметров близка к Mondeo. Однако, если Ford доступнее за счет российской сборки, то за Мазду просят несколько больше.

Opel Insignia позволяет заказать аж 8 подушек, но уверенно утверждать, что он будет при этом безопаснее, мы не можем. Эта модель, в отличие от вышеперечисленных, оценивалась по более свежей методике Euro NCAP, так что звезды нельзя сопоставлять напрямую (но, по сути, результат краш-теста Insignia не хуже лидеров). Но он даже в базовой комплектации дороже Форда и Мазды, а за версию с 8 подушками просят настолько больше, что привлекательность такой покупки сходит на нет.

Volkswagen Passat вряд ли уступает кому-то из конкурентов по безопасности, но, к сожалению, превосходит их по цене — отсюда лишь четвертое место.

Chevrolet Epica стоит особняком. Краш-тест по методике Euro NCAP она не проходила вовсе. Пусть Epica доступнее других машин D-класса, но отчасти снижение цены достигнуто именно за счет более бедного оснащения. Лишь у нее в базе нет ESP. А если укомплектовать Эпику системой динамической стабилизации, то весь выигрыш в цене испаряется.


Кроссоверы от 700 000 руб. до 1 000 000 руб.

Не все «паркетники» могут похвастать высшим рейтингом по Euro NCAP, и не каждая модель имеет полный набор «безопасного» оборудования уже в базовой версии. Таким образом, расстановка кроссоверов по соотношению цена/безопасность вполне очевидна.

 Цена базовой версии (руб.)АБСЧисло подушек в базеESPЦена наиболее безопасной версии от (руб.)Оснащение самой безопасной версииКраш-тест (число звезд)
Nissan Qashqai780 000В базе6В базе780 000АБС, ESP, 6 подушек5Euro NCAP (до 2009 г.)
Volkswagen Tiguan899 000В базе6В базе899 000АБС, ESP, 6 подушек5Euro NCAP
Kia Sportage859 900В базе2В дорогих комплектациях979 900АБС, ESP, 6 подушек5Euro NCAP
Toyota RAV4967 000В базе7В базе967 000АБС, ESP, 7 подушек4Euro NCAP (до 2009 г.)
Mitsubishi Otlander XL949 000В базе2В дорогих комплектациях1 129 000АБС, ESP, 6 подушек4Euro NCAP (до 2009 г.)

Если нужен «паркетник», оснащенный всем оборудованием при минимальной цене и имеющий «пятизвездный» рейтинг по Euro NCAP, то Nissan Qashqai вне конкуренции.
Volkswagen Tiguan с точки зрения безопасности ни в чем не проигрывает Ниссану, но «немец» дороже, и потому мы его ставим на строчку ниже.

Базовый Kia Sportage проигрывает двум лидерам рейтинга по оснащению (у него нет ESP и лишь две подушки). Ну а получить полный набор оборудования, повышающего безопасность, можно лишь в топовой комплектации Luxe, и такой «кореец» становится уже существенно дороже Тигуана и тем более Кашкая.

Даже наличие семи подушек безопасности не помогло Toyota RAV4 получить пять звезд в краш-тесте. Да и цена — не самая доступная.

Mitsubishi Outlander XL — безоговорочный аутсайдер. По набору оборудования, повышающего безопасность, его базовая комплектация сравнима с Hyundai Solaris, стоящим вдвое дешевле. А цена версии со всем необходимым оборудованием переваливает за 1,1 млн руб.


Путеводитель по системам безопасности

Подушки безопасности. Используются для смягчения удара и поддержки тела во время столкновения. Даже АвтоВАЗ недавно принял решение, что все новые модели, начиная с Гранты, будут в обязательном порядке оснащаться хотя бы одной подушкой. Абсолютное большинство мировых автопроизводителей признали необходимость этого оборудования много лет назад. В США еще с 80-х годов все автомобильные марки в обязательном порядке включают водительскую подушку в стандартное оснащение. Подробнее об истории изобретения подушек безопасности и ремней — в статье «Пять историй, или Кому сказать спасибо».

АБС или ABS (Антиблокировочная система или Anti-lock braking system). Система при экстренном торможении не дает колесам блокироваться, что предотвращает потерю управляемости автомобиля и позволяет маневрировать (без АБС во время торможения на заблокированных колесах автомобиль продолжает двигаться по инерции по траектории, которую, как ни крути «баранку», изменить не удастся). Антиблокировочная система позаимствована автопромом у авиации: на самолетах еще в 20-е годы прошлого века появился механический прообраз АБС.

ESP (Electronic Stability Program или система динамической стабилизации). Система путём выборочного подтормаживания колёс, контролирует поперечную динамику автомобиля, предупреждает потерю управляемости, помогает держать автомобиль на траектории, близкой к заданной водителем, и стабилизирует его. Продвинутые системы могут бороться и с заносами, и со сносами. С ESP больше вероятность остаться в пределах дорожного полотна и меньше риск переворота. Все подробности о том, как работает это оборудование, — в материале «Скольжениям бой. Азбука ESP».

Новые чудеса техники. В XXI веке электронные помощники освоили новые «трюки». На люксовых моделях уже широко распространены системы автоматического экстренного торможения, системы удержания автомобиля в своей полосе, камеры ночного видения, радары, контролирующие дистанцию до впередиидущей машины, и много другое. Постепенно это оборудование перекочевывает и на более доступные модели. Обзор новейшего оборудования, уменьшающего наши риски на дороге, — в статье «Техника безопасности: электронный пилотаж».

Павел Ёлшин
Фото фирм-производителей, Виталия Кабышева и Павла Ёлшина

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
203
Даня BiznesProfi
Откуда они такие низкие цены берут на лады?
СсылкаПожаловаться
Владимир
Удивлен, но ни одной французской машины нет.
СсылкаПожаловаться
Артем Егоров
нда... когда статью писали откуда материал брали? В Ceed 6 подушек в самой простой комплектации.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru