Любой тест или статья на автомобильную тему всегда представляет собой частное мнение. Этот материал про нового фольксвагеновского Жука — не исключение. Тогда к чему же такая вопиющая банальность в заголовке? Просто весь тестовый маршрут я ехал и думал: а сколько среди клиентов Volkswagen таких же, как я, для которых после выхода нового Beetle хэтч Scirocco просто перестал существовать? Такое вот «ненавязчивое» частное мнение, и сейчас я попробую его обосновать.
Новый Жук — уже дважды новый. Первый появился в 1998 году и всецело подчинялся пацифистской концепции flower-power. У него даже была стандартная колба-вазочка под цветок на передней панели. У второй реинкарнации Beetle никаких вазочек нет, и его облик уже не заигрывает с силой цветов. Никаких хиппи и никакой сентиментальности — только харизма и чёткие отсылки к знаменитому пращуру. Например, верхний перчаточный ящик beetle box — такой же был и у оригинальной машины. Или силуэт с «горбатой» задней частью. Или колёса с хромированными колпаками.
У нового Жука даже иное название против имени предшественника New Beetle — просто Beetle, безо всяких нео-приставок. Теперь это автомобиль молодёжный, причём абсолютный унисекс. В отличие от предыдущего поколения, стопроцентно подойдёт и девочкам, и мальчикам — нужно просто правильно выбрать исполнение. Благо, повыбирать есть из чего: 5 двигателей, 3 коробки передач, 3 комплектации и множество опций. А в плане внешнего вида можно выбирать не только из цветов кузова, но и из различных аксессуаров вроде заднего спойлера, наклеек на кузов или колёсных дисков, порой весьма оригинального или же дерзкого дизайна.
При заказе Жучка можно выбрать различные варианты украшения экстерьера. Например, пару контрастных полосок вдоль всего кузова на капоте крыше и багажнике или наклейки по низу дверей с надписью Beetle, Bug или Turbo. Нам в тестовую поездку достался Жук по прозвищу Bug, судя по деколям и шильдикам. Не поэтому ли не удалось подключить к стандартной мультимедиа-системе (по-фирменному подтормаживающей) айфон с музыкой? Ведь одно из значений этого слова — глюк. Немцы обещали разобраться.
Но чего-то в образе всё-таки не хватает. Посмотрите на фотографию выше — в этом ракурсе просто вылитый Porsche 911! Сравнение лестное, но не многовато ли серьёзности для такой молодёжной машинки? А этот бампер... Да такой сейчас у каждого второго Фольксвагена! Есть ощущение, что дизайн рисовали, начиная с задней части, а дошедши до передка, художники растеряли всё вдохновение и оставили нос прежнего New Beetle. В результате половина Жука подражает оригинальной машине, а половина — модели 1998 года. Дисгармония, однако.
Следуя современной моде на уменьшение рабочего объёма и «поголовное» турбирование, Volkswagen предлагает нового Жука только в наддувных исполнениях, будь то бензин или дизель. Бензиновых моторов три: 1.2 TSI мощностью 105 «лошадей», 1.4 TSI, мощностью 160 л.с., которые «выдуваются» совместно турбиной и компрессором, и 2.0 TSI о 200 силах мощности. Дизели — 105-сильный объёмом 1,6 литра и 2-литровый 140-сильный. Коробка передач — 6-ступенчатая «механика» или «робот» DSG о 6 или 7 ступенях, в зависимости от мотора. К моему личному счастью, на презентации были только «механические» машины, поэтому седлаем «твинчарджерный» автомобиль с мотором 1,4 литра и в путь, нанизывать передачи чёткого «шестиступа» на португальских серпантинах.
Хотя нанизывать — громко сказано. С рычагом трансмиссии всё отлично, а вот педаль сцепления хороша лишь для толкания в пробках. Она имеет длинный ход, а сам механизм сцепления так устроен, что при резких переключениях невозможно обойтись без неприятных рывков, и это немного мешает ехать быстро. Есть в этом и вина двигателя, который, будучи разъединённым с колёсами, всё равно не спешит сбрасывать обороты даже при отпущенном газе. Но это, по большому счёту, мелочи. Главное, что Жук отлично тянет, даже если выбирать передачи будет генератор случайных чисел — компрессор надёжно «поддувает» в зоне низких оборотов, где бессильна ещё спящая турбина. Но всё это мы знаем и по Scirocco с таким же мотором. А что в поворотах?
Предыдущий «Новожук» был сделан на основе тогдашнего Гольфа четвёртого поколения. Нынешний также делит «тележку» с Гольфом, только «шестым». А соответственно, и с хэтчем Scirocco. Поэтому, садясь за руль, я примерно представлял, чего ждать от машины в виражах. Чёткий руль с понятным усилием, цепкие шины, жёсткая (особенно это чувствуется задним пассажирам) подвеска и надёжные в разумных пределах тормоза делают Жука желанным гостем на узких извилистых дорожках. Конечно, не кольцевой болид, но вполне себе «автомобиль для водителя». Снова неизбежно вспоминается Scirocco — трудно сказать, кто лучше, не перепрыгивая из одной машины в другую. Субъективно Beetle кажется чуть более юрким и вертлявым — дело в чуть более короткой базе и более узкой задней колее по отношению к передней. Но разница всё равно на уровне нюансов. Тогда почему Жук?
А хотя бы потому, что у него крутой интерьер! Нет, крутой не материалами — в этом как раз Beetle та ещё «погремушка», проигрывающая своим жёстким и гулким пластиком отделке и Гольфа, и Scirocco. В интерьере Жука нравятся детали. Например, на средних стойках сделаны петли, которые играют роль потолочных ручек, а в кармашках передних дверей расположились удобные и стильные резинки-фиксаторы вместо банального пластика. Верхний «бардачок» неглубок, но удобен, а отделка передней панели в цвет кузова в стиле Mini добавляет шарма. Только не ошибитесь с цветом. Сперва я поездил на красной машине и подумал что алые панели салона — верх безвкусицы. Но следующий день я провёл в Жуке с панелью «под карбон». Пожалуй, ещё нелепее имитирует углепластик лишь плёнка, которой я «облагораживал» свой первый автомобиль...
Всё хорошо и с пространством салона — места для ног хватает всем четверым, а забираться назад не сложнее, чем в другие трёхдверки. Затылок помнит крышу Scirocco над задним диваном не с лучшей стороны. Внутри нового Beetle сзади проблем существенно меньше — всё-таки над головой появились почти 2 сантиметра дополнительного пространства. Сильно удлинённую назад крышу можно считать успехом не только дизайнеров, которые дали ей харизматичный силуэт, но и интерьерщиков, которые сделали нормальные задние места.
Отдельно стоит сказать про «музыку». Для Жука предлагается опциональная аудиосистема Fender мощностью 400 Ватт с 8 динамиками плюс сабвуфер в багажнике. Она устанавливается за доплату всего в 650 евро (в случае с Жуком) в модели Beetle, Passat и Jetta. Над разработкой этой «музыки» специально для Volkswagen трудились спецы знаменитой американской гитарной фирмы Fender и «звуковики» не менее знаменитой конторы Panasonic. Это имиджевое аудиорешение за весьма скромные деньги, поэтому купить Жука без «музыки» Fender — всё равно, что захотеть Phaeton с тряпочным салоном. Средние частоты и особенно голос звучат потрясающе для такого объёма салона и класса машины, а терпение ушей рядового слушателя закончится раньше, чем на определённой громкости динамики начнут выдавать искажения. Классная «музыка»!
Во время тестовых скитаний по Португалии мы с напарником в поисках красивых кадров заехали в небольшой городок Баррейру. Думали пляжный, а оказалось — портовый. Там уже в 3 часа дня все кабаки забиты битком, а по улицам стайками ходят настоящие... африканцы. Будем политкорректными. В балахонах с капюшонами, бейсболках с прямыми козырьками и с недобрым взглядом. Пока катались по улочкам и впитывали местный колорит, мы заметили, что будто невидимы для португальцев и словно выброшенный на дорогу баскетбольный мяч — для их гостей из Африки. Оказывается всё дело — в колёсах! Наши «хромачи» привлекали соответствующее внимание и заставляли оборачиваться целые компании африканских любителей «блестяшек». А ведь это — стандартная опция автомобиля. Браво дизайнерам, must have наряду с акустикой Fender.
Комплект внешних украшательств включает также особые шильдики — у нас на корме было выложено серебристыми буквами слово Bug. Такая опция роднит Жука не с кем-нибудь, а с самим Porsche 911! У последнего, между прочим, число 911 на корме стоит 5 с половиной тысяч рублей. К сожалению, по Жуку подобная информация нам пока недоступна. Потому что российские цены, как и сроки, и объёмы поставки к нам машин пока неизвестны. Именно цены и не хватает, чтобы моё частное мнение стало окончательно непоколебимым.
Но для ориентира взглянем на немцев. Кстати, у них автомобиль уже вовсю продаётся — пару машин я встретил в Мюнхене во время недавнего тест-драйва универсала Passat Alltrack. В Германии самый доступный Beetle (1.2 TSI 105 сил) стоит 16 950 евро против 22 825 евро за минимальный Scirocco (1.4 TSI 122 силы). Возьмём одинаковые моторы — минимум это будет двухнаддувный 1.4 TSI (160 сил): 19 825 против 24 425 евро. Окей, у Жука проще комплектация. Возьмём Beetle в исполнении Design — и снова Жучок при цене 20 800 евро доступнее Scirocco! Если аналогичный Scirocco стоит в России 1 052 000 рублей, то хочется верить, что Жук среднего оснащения будет обходиться нам дешевле миллиона. И это будет хорошая сделка!
Всего европейцам предлагают три комплектации: Beetle, Design и Sport в порядке возрастания их крутости. Самый дружелюбный к прочей «начинке» Жука мотор — 160-сильный, так как он сочетается с любой комплектацией. Между тем, 105-сильные моторы не подразумевают исполнения Sport, а топовый 2-литровый турбомотор в 200 сил только с ним и предлагается. Среди возможных наворотов для любой версии есть и стильные фирменные «датчики» в подиуме над мультимедийной системой. На три раздельных циферблата выводится температура масла, давление наддува и время. При этом часы — со встроенным хронометром для серпантинно-кольцевых упражнений. Практическая польза таких «показометров» в автомобиле без тюнинга сомнительна, но стиля добавляет определённо!
Выходит, новый Beetle играет в той же лиге, что и Scirocco, только стоит дешевле, выглядит свежее и обладает харизмой знаменитого пращура. В нём больше жизни, больше души и настроения. Да, он мог быть ещё лучше, если бы художники не забыли поработать над дизайном передка и добавили бы огоньку в виде задорного звука выхлопа. Но и в нынешнем виде у меня больше нет поводов задумываться о Scirocco. Beetle — круче! Но это лишь частное мнение.
Безопасность
Согласно Европейской программе оценки новых автомобилей (Euro NCAP), новый Жук — безопасный автомобиль. Его способности нанести минимум травм всем участникам дорожно-транспортного происшествия оценены высшей оценкой в 5 звёзд. По результатам крэш-тестов целыми и невредимыми остались как взрослые (92 процента защиты), так и дети (90 процентов защиты), вне зависимости от того, фронтальный это удар или боковой. А вот с пешеходами всё не так гладко: бампер предельно деликатен с ногами сбитого пассажира, но капот эксперты посчитали опасным. Итоговая оценка защиты пешеходов — 53 процента.
История
Сложно встретить человека, никогда не слышавшего о фольксвагеновском Жуке. Этот автомобиль выпускался без кардинальных изменений платформы с 1938 по 2003 годы и стал абсолютным рекордсменом автомобильного долголетия. Всего в разных уголках земного шара было сделано больше 21,5 миллиона Жуков самых различных версий и модификаций. Практически в каждом языке мира автомобиль, официально известный как Volkswagen Type 1 или Beetle получил своё прозвище. В основном, это перевод слова «жук» на соответствующий язык, но были и иные варианты — где-то Жучка называли лягушкой, а где-то и черепахой.
Любопытно, что параллельно с официальным именем Beetle за Жуком быстро закрепилось и альтернативное прозвище — Bug. Это связано с тем, что в английском языке жукообразные насекомые обозначаются двумя распространёнными словами: при самом общем переводе слово bug можно перевести как букашка (общее), а beetle — именно как жук (частное). В дальнейшем компания Volkswagen не стала открещиваться от второго прозвища и, как мы видим, сама с удовольствием им сейчас пользуется.
Beetle (или по-немецки Kafer) стал основоположником сегмента европейских компактных автомобилей. При этом он был поистине народным: простая заднемоторная конструкция с 25-сильным двигателем воздушного охлаждения обеспечивала ему предельную дешевизну в производстве и обслуживании. Простота и надёжность подтверждается тем, что на его основе впоследствии были созданы самые разные машины. Например, купе Volkswagen Karmann Ghia, культовый микроавтобус Transporter T1 или армейский внедорожник Kübelwagen.
В пятидесятые годы произошло знаменательное для фанатов Жука событие — заднее окно превратилось из раздельного в сплошное, поделив машины на дореформенные и «рестайлинговые». Соответственно, сегодня они по-разному ценятся у фанатов и коллекционеров. А в 1967 году существенно изменилось внутреннее «железо» модели — например, новый двигатель большего объёма стал выдавать уже 54 л.с. В семидесятые годы передняя часть Жука стала более вытянутой, появились более современные подвески и оборудование салона. С различными изменениями Жук производился в Мексике, Бразилии, Австралии и других странах мира вплоть до 2003 года (последней стала Мексика). Автомобиль оставил множество следов в автоспорте, различных культурах, литературе и кинематографе.
Дмитрий Ласьков
Фото: Дмитрий Ласьков и Volkswagen