Все было впервые и вновь...

12 марта 1927 года бандиты из американской группировки Flatheads совершили первое в истории нападение на бронированный инкассатор. Налётчики заложили мину на пути следования броневика, а затем при помощи доброго слова и пистолетов облегчили его сейфы
Михайлов Михаил

12 марта 1927 года бандиты из американской группировки Flatheads совершили первое в истории нападение на бронированный инкассатор. Налётчики заложили мину на пути следования броневика, а затем при помощи доброго слова и пистолетов облегчили его сейфы на сотню с лишним тысяч долларов. Так ровно 85 лет назад во всемирной истории преступлений открылась новая глава.

Автомобиль давно стал привычной частью нашей каждодневной жизни, и мы совершенно забыли, что когда-то все связанное с машинами случалось в первый раз. Мы решили вспомнить некоторые не столько значимые, сколько забавные и порой неожиданные эпизоды. Надеемся, вам тоже будет интересно.

Dura lex, sed lex (Закон суров, но это закон)

Если уж мы начали рассказ с автомобильного ограбления, то и продолжим криминальной хроникой. Наверное, самыми знаменитыми и уж точно самыми романтизированными преступниками 20 века считаются Клайд Бэрроу и Бонни Паркер. На протяжении нескольких лет эта сладкая парочка терроризировала Штаты, грабя банки, угоняя машины и убивая забавы ради. Все это закончилось 23 мая 1934 года, когда Бонни и Клайд попали в устроенную полицией засаду. Служители порядка не стали церемониться, превратив угнанный Ford V-8 Fordor печально знаменитых супругов в натуральное решето. Кстати, та самая машина теперь выставлена на всеобщее обозрение в музее Бонни и Клайда, который находится в Гибсленде, штат Техас.

Со временем история любовников-убийц, благодаря Голливуду, превратилась едва ли не в идеал романтических отношений. Пусть так, по крайней мере нет сомнений в том, что описанные события действительно имели место. Чего, к слову, нельзя сказать о первом ДТП с участием самодвижущегося экипажа.

Вообще, считается, что первая авария произошла весной 1771 года, когда французский инженер Николя-Жозеф Куньо на паровом тягаче собственной конструкции не справился с управлением на парижских улицах и врезался в стену оружейного склада. По свидетельствам очевидцев, «от удара паровой котел сорвался с креплений и взорвался со страшным грохотом». Остается удивляться, что никто при этом не пострадал. Все это здорово, конечно. Вот только последние исторические изыскания ставят под сомнение если не сам факт существования паровика Куньо, то уж, во всяком случае, его способность самостоятельно передвигаться. Так что вполне вероятно никакой аварии в Париже не было, весной 1771-го, во всяком случае.

Первой же жертвой всеобщей моторизации — и уж это доподлинно известно — в 1832-м стал один из водителей-кочегаров паровых омнибусов сэра Уолтера Хэнкока, погибший из-за взрыва котла. Впрочем, не спешите проклинать коварство дьявольской техники. Отчет судебно-медицинского эксперта гласил — взрыв произошел в результате грубой ошибки самого водителя. Тот намерено закрепил переключатель регулирующего давления клапана проволокой, видимо, желая разогнать омнибус до рекордной скорости... Выходит, сегодня бедняге вручили бы премию Дарвина. Посмертно, как водится.

Ну и, чтобы закончить с грустной темой, вспомним, что первое, скажем так, классическое ДТП с летальным исходом относят к 31 августа 1869-го. В тот злосчастный день уроженка Ирландии Мэри Уордид по неосторожности попала под колеса парового автомобиля, которым управляли ее двоюродные братья. Бедняжка скончалась на месте...

В самый первый раз

— Сэр, вы ведете себя безответственно! Так лихачить средь бела дня! Увы, я вынужден вас арестовать.

Так 20 мая 1899 года полисмен по фамилии Шуллер вошёл в историю, задержав таксиста Джейкоба Джермана за самое первое превышение скорости. По нынешним меркам Джейкоб, впрочем, едва ли позволил себе лишнего — ведь по Лексингтон-авеню в Манхеттане он мчался со скоростью в 20 км/ч. Характерно, что арестовавший преступника полицейский сам двигался на велосипеде!

Кстати, первый арест за вождение в состоянии алкогольного опьянения произошел еще раньше, если быть совсем точным, — 10 сентября 1897 года. Полицейским не понадобились никакие алкотестетры — от британца Джорджа Смита разило за версту. К счастью, тогда по вине набравшегося шоферюги никто не пострадал, но со временем пьяные водители превратились в настоящую дорожную чуму. Ежегодно только по их вине в мире гибнет несколько десятков тысяч человек.

Первым предприимчивым гражданином, догадавшимся зарабатывать автомобильным извозом, или, попросту говоря, таксистом следует считать немца Фридриха Грайнера, который 26 июня 1886 года заказал Daimler Victoria, дополнительно оснащенный таксометром.

А вот характерным желтым цветом большинства таксмоторов мира мы обязаны Уолдену Шо и Джону (урожденному Шандору) Хертцу, которые еще в 1910-м году организовали на паях частный таксопарк. Через некоторое время компаньоны решили красить свои машины в заметный желтый цвет, который прижился. Кстати, Джон Хертц является еще и основателем крупной конторы по прокату автомобилей, существующей и по сей день.

Лавры первого регулярного маршрута общественного транспорта, если не забыли, принадлежат британцу Хэнкоку и его паровым омнибусам. А вот автобусное сообщение с использованием транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания началось 18 марта 1895 года. Именно тогда автобус компании Benz & Co. начал курсировать по маршруту Зиген-Нетфен-Дойц. Впрочем, особой популярности у местных жителей маршрут не снискал, и уже в декабре того же года регулярное сообщение было прервано «из-за сложных погодных условий и непредвиденных технических проблем».

Но, несмотря на это временное отступление, железный конь уверенно вытеснял лошадку буквально на всех фронтах. Дошло до того, что 15 января 1909 года на похоронной процессии в Чикаго функции катафалка впервые исполнял автомобиль — до этого свой последний путь граждане проделывали исключительно на гужевом транспорте.

Многие слышали, что официальным днем рождения автомобиля считается 29 января 1886 года, когда Карл Бенц оформил патент на трехколесный «Моторенваген» собственной конструкции. А вот «Ингосстрах», «Интач», «Ренессанс» и прочие автомобильные страховые компании вполне могут считать профессиональным праздником 1 февраля. Именно в этот день 114 лет назад Travelers Insurance Company из Хартфорда (штат Коннектикут) предложила услуги по страхованию автомобилистам. Первым клиентом стал некий доктор Трумен Мартин из Буффало, за $11 купивший полис гражданской ответственности на ущерб в размере $5000-10000. Лишь 27 лет спустя власти Массачусетса признали страховку обязательной «для некоторых категорий автомобилистов». Сегодня же автострахование является поистине глобальной индустрией и, что бы там не говорили, одним из самых выгодных в смысле прибыльности направлений страхования.

Номерные же знаки стали обязательными гораздо раньше страховок. Еще в 1901-м власти штата Нью-Йорк в обязательном порядке потребовали от владельцев автомобилей приобретать номерную табличку, на которой указывалось имя и адрес, а также название модели. Удовольствие обходилось в один доллар. Всего в 1901-м казна штата пополнилась на $954. Почти сразу же новое поветрие подхватили и в Европе — начиная с 30 сентября 1901-го, во Франции ввели обязательную регистрацию для всех машин, способных разгоняться быстрее 30 км/ч.

Еще любопытнее узнать, что на протяжении длительного времени автомобилисты как-то обходились без навязчивых услуг автомобильных инспекций. Судите сами. Только 3 июля 1936-го Совнарком СССР принял постановление «Об утверждении Положения о ГАИ Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Другими словами, всенародно любимая ГАИ/ГИБДД в нашей стране появилась на шесть лет позже первого светофора, который установили в Москве 30 декабря 1930 года на углу Петровки и Кузнецкого моста.

Самый же первый в мире электрический светофор появился гораздо раньше — в августе 1914-го. Дело было в Кливленде (штат Огайо) на перекрестке Юклид-авеню и 105-й улицы. Как до тех пор автомобилисты обходились без столь незаменимого дорожного девайса — уму непостижимо! Между прочим, к тому времени количество автомобилей в мире уже исчислялось миллионами.

Знаменитости за рулем

Всего за 20 лет до этого все было иначе. Машина на дороге вызывала панический ужас, а первые автолюбители казались публике отчасти сумасшедшими, отчасти храбрецами. Вот почему британцы так удивлялись поступку принца Уэльского — первой монаршей особы, отважившейся на поездку в автомобиле. Будущий король Эдвард VII в 1893-м в качестве пассажира прокатился на паровике французской фирмы Serpollet, а спустя шесть лет купил и свой собственный автомобиль 12-сильный Daimler, лицензионный выпуск которых наладили в Англии.

По ту сторону океана предубеждений по поводу автомобилей явно было меньше. Преимущества нового вида транспорта еще в конце 19-го века успел оценить 25-й президент США Уильям МакКинли. Хотя по-настоящему автомобильная эра для американских президентов началась в 1909-м, когда вновь избранный Уильям Тафт заменил конюшни Белого дома на гараж особого назначения. Впрочем, об автомобилях Белого дома мы уже подробно рассказывали.

Самый же, пожалуй, трагичный эпизод из взаимоотношений звезд и автомобилей связан с трагедией Айседоры Дункан. 14 сентября 1927 года знаменитую танцовщицу в буквальном смысле задушил... собственный шелковый шарф, развевающийся кончик которого намотало на колесные спицы автомобиля марки Amilcar.

Через тернии к звездам

А знаете ли вы, когда появился одометр, тот самый прибор, что отсчитывает суммарный пробег автомобиля? Не поверите, но первый одометр изобрели задолго до рождения автомобиля как такового. Лавры создателя столь полезного устройства принадлежат инженеру из Юты Уильяму Клейтону. Еще в 1847-м вместе с математиком Орсоном Праттом он придумал способ рассчитывать пройденное транспортным средством расстояние (в данном конкретном случае речь шла об обычной телеге). Использовав диаметр колеса и данные о дневном пробеге, приятели с помощью деревянных шестерен собрали прибор, высчитавший количество оборотов колеса. С изрядной долей приближения его можно считать прообразом знакомого сегодня всем и каждому одометра.

Сегодня в это сложно поверить, но одной из главных проблем автомобилистов начала века был низкосортный бензин, склонный к разрушительной для двигателя детонации. Проблема с качественным топливом была разрешена 2 февраля 1923-го, когда на заправке Уилларда Тэлботта в Огайо в продаже впервые появился этилированный бензин. Слава первооткрывателя так называемого бесшумного топлива принадлежит инженерному гению Чарльза Кеттеринга, на счету которого сотни патентов и рацпредложений, так или иначе касающихся автомобилей. Под руководством Кеттеринга в лабораториях General Motors в течение семи долгих лет перепробовали свыше 30 тысяч топливных присадок, пока наконец бензин, смешанный с тетраэтилом, не дал нужный результат. Этилированный бензин на несколько десятилетий стал основным топливом для автомобилей и лишь сравнительно недавно ему на смену пришел более экологически чистый бензин без примесей свинца.

Кстати, первый в мире серийный легковой автомобиль, работающий на дизельном топливе, был представлен на автосалоне в Берлине 1 марта 1936 года. Им стал Mercedes-Benz 260D (W 138).

Еще через три года, 4 ноября 1939 года, в продаже впервые появился легковой автомобиль, оснащенный кондиционером воздуха. Первопроходцем стал Packard 18-й серии, предлагавший «Механический охладитель салона» за весьма солидные по тем временам $274 — четверть от стоимости базовой модели! При этом кондиционер занимал полбагажника, плохо охлаждал салон в жару и не отличался надежностью. Неудивительно, что через год с небольшим малопопулярная опция исчезла из каталогов Packard.

Тем не менее, первенство американцев в вопросах автомобильного кондиционирования неоспоримо. А вот с утверждением, что первым автомобилем, проехавшим по поверхности Луны, стал Lunar Roving Vehicle, высадка которого датируется 31 июля 1971 года, можно и нужно спорить. Ведь мы-то прекрасно знаем, что на самом деле первым колёсным транспортным средством за пределами Земли следует считать советский «Луноход-1», прокатившийся по Луне еще 17 ноября 1970-го.

Данила Михайлов