Дома и Фудзи помогает. Автофестиваль NISMO

Объяснить в двух словах, что такое автофестиваль NISMO, сложно — в России ничего похожего не проводят. Это, в первую очередь, автомобильный праздник

Что такое автофестиваль NISMO? Это, в первую очередь, автомобильный праздник, причем семейный. Сюда не бегут от домашних забот. На NISMO приходят с женами, детьми и даже животными. Ведь тут можно не только посмотреть спортивные баталии, пообщаться с гонщиками, близко рассмотреть их боевые машины, но и поучаствовать в интересных конкурсах, прикупить ценный сувенир, вкусно пообедать, в конце концов, просто отдохнуть.

content image for: 36131

История фестиваля NISMO началась еще в прошлом веке, когда в 1997 году Nissan устроил его для своих поклонников и всех, кто любит автомобили и гонки. А имя фестивалю дало спортивное подразделение Nissan Motorsports International Corporation Limited (NISMO), образованное в 1984 году на базе двух гоночных компаний.

content image for: 36131

Еще за день до начала воскресного шоу трассу Fuji Speedway, построенную в середине 60-х годов прошлого столетия и неоднократно принимавшую этапы чемпионата Формулы 1 (в 1976, 1977, 2007 и 2008 гг.), оживляет рокот боевых моторов – начинают собираться участники. Самые интересные события разворачиваются в паддоке. Человеку, впервые попавшему сюда, поначалу даже становится страшно. Со всех сторон тебя оглушает звериный рев двигателей, сравнимый с воем турбин самолета. Приходится постоянно уворачиваться от снующих всюду механиков и внимательно смотреть по сторонам, чтобы не попасть под колеса выезжающих из боксов спорткаров. Но постепенно весь этот ужас начинает цеплять и доставляет исключительно положительные эмоции.

content image for: 36131
content image for: 36131

Входной билет вполне доступен – 2500 иен (или около 1000 рублей), а детям до 12 лет и вовсе бесплатно. И это ничтожно малая плата за те эмоции, которые получает каждый попавший сюда. Посетители быстро разбредаются по территории: кто-то толпится у боксов, наблюдая за работой механиков и поджидая пилотов, другие бродят по торговым рядам, прикупая тюнинговые запчасти и амуницию, еще можно съездить на обзорную экскурсию по трассе. Но настоящие счастливчики те, кто успел приобрести суперкупон. Их распродают еще за несколько месяцев до фестиваля. Эти бумажки дают право познакомиться с быстрыми поворотами и прямыми на... гоночном такси!

content image for: 36131

Неужели этот компакт-вэн, пускай даже под управлением опытного японского пилота, может заставить кровь заиграть в жилах?! Такому автомобилю нужно возить семью на пикники, а не сумасшедших по гоночному полотну. Ну так и есть – разгон навевает сон. На длинной стартовой прямой спорткары обходят нашего тихохода как стоячего. Однако приближается поворот, и скука улетучивается столь же быстро, как замедляется автомобиль. После первого же апекса, становится понятно, что тебя везут не совсем на серийном компакт-вэне – эффективное торможение, небольшие крены, да и динамика не так уж плоха. Пара скоростных «эсок», на которых голова в шлеме наливается свинцом от боковых перегрузок, и понимаешь, что деньги заплатил не зря. Вновь быстрый правый, медленный левый поворот, и начинаешь ждать ту спасительную стартовую прямую, на которой можно хоть немного расслабиться.

content image for: 36131
content image for: 36131
content image for: 36131

Разминка и «пассажирские перевозки» заканчиваются, и вот на стартовую решетку выходят участники на моделях GT-R. Это не профессиональные гонщики, а просто владельцы заряженных машин, прошедшие курс спортивной подготовки и регулярно совершенствующие мастерство на гоночных трассах. Следом появляется группа гонщиков-любителей на моделях популярной в Японии серии Z (Z33 и Z34). А за ними – заезд легендарных автомобилей 70-х и 80-х годов прошлого века, завоевывающих весомые награды и громкие титулы на трассах Японии и других уголков Земли. У старичков есть еще порох в пороховницах – борются они между собой отчаянно. А вот и вылет! Хорошо, что без контакта, хотя до барьера из покрышек оставались считанные метры. Жалко ветеранов, но на войне как на войне – за победу надо отдавать все без остатка.

content image for: 36131
content image for: 36131
content image for: 36131
content image for: 36131

Самые захватывающие мероприятия припасены на вторую часть дня. Заезд-парад гоночных Nissan, каждый из которых является яркой страничкой полувековой истории японской фирмы: от Datsun-210, ставшего в 1958 году победителем ралли Австралии в классе автомобилей с двигателем до 1000 см3, до гоночного автомобиля с нулевым выхлопом Nissan LEAF NISMO RC, который только начинает свою карьеру. Правда, самые великовозрастные участники ограничиваются лишь торжественным проездом перед трибунами.

content image for: 36131
content image for: 36131
content image for: 36131
content image for: 36131

Венец фестиваля – настоящая гонка боевых машин Z и GT-R, выступающих в гоночных сериях GT1 и Super GT. За рулем титулованные пилоты, отметившиеся множеством красивых побед. Например, немец Михаель Крумм, ставший в этом году чемпионом мира в гонках GT1 на автомобиле JRM FIA GT1 R35. Или итальянец Ронни Квантарелли и японец Масатака Янагида, выигравшие чемпионат Super GT в классе 500 (по регламенту похож на FIA GT1).

content image for: 36131
content image for: 36131

Гаснут огни светофоров, и около пары десятков машин срываются с места. Вот уж где настоящее шоу с неподдельным шумовым эффектом. Гонщики приближаются к первому медленному повороту – на удивление, обходится без контактов, но накал борьбы от этого только усиливается. Такое чувство, что пилоты борются не за фестивальные кубки, а решают судьбу чемпионского титула. Сколько красивых дуэлей, изящных обгонов, обидных проездов по газонам. При таком накале страстей даже не успеваешь следить, кто на какой позиции идет. А впрочем, по лицам зрителей очевидно, что им куда важнее само зрелище, чем результат.

content image for: 36131
content image for: 36131
content image for: 36131

Завершается фестиваль уже в сумерках. Затихает рев двигателей, закрываются боксы, постепенно разъезжаются зрители, гора Фудзи вновь растворяется в темноте. И сразу становится немного грустно, что все закончилось. Ведь до следующего фестиваля NISMO целый год, к тому же, не факт, что вновь выпадет счастливая возможность посетить это шоу. Хочется отмотать пленку назад и прожить этот день еще раз. Увы, можно только восстановить в памяти события, глядя на фотографии.

Анатолий Кравченко
Фото автора и Nissan