Кот в мешке с гарантией

В России новое увлечение – покупка автомобилей на японских аукционах секонд-хэнда. Риск, на первый взгляд, превосходит все мыслимые пределы: машину можно увидеть лишь через месяц после покупки. Но те, кто испытал такую возможность на себе, говорят, что не так уж все это и страшно.
content image for: 721
Большинство японских машин попадает в Россию по оптовому принципу – российский перегонщик просит японского продавца «взвесить» ему на паром десяток «Тойот», пяток «Ниссанов» да пару «Мазд». А затем они приезжают на владивостокский Зеленый угол или другой рынок, вплоть до Коломенского в Москве. Однако в последнее время приверженцы правого руля больше склоняются к другому способу, позволяющему получить машину в таком состоянии, в каком хочется. Речь идет о покупке с аукциона.

content image for: 721

На японских автомобильных аукционах каждую неделю продается несколько тысяч машин. Для тамошних автовладельцев это очень удобный способ избавиться от своего автомобиля: выставил на торги – и через несколько часов уже получаешь деньги. Спрос на такой товар высок – в Японии работает несколько сотен фирм, которые предлагают свои посреднические услуги клиентам со всех концов света. Проблема в том, что человек с улицы при всем желании самостоятельно купить машину на аукционе не сможет – для участия в торгах нужна специальная аккредитация, получить которую поначалу могли лишь японские фирмы. Однако не так давно разрешение участвовать на аукционах получили и несколько российских фирм (мы не даем координаторы тех, с которыми общались, чтобы не обидеть остальных).

Главный плюс аукциона – приобретение автомобиля именно в том состоянии, которое вам обещают.

Каждый автомобиль перед торгами проходит специальную экспертную комиссию, которая детально исследует и описывает его состояние. Данные заносятся в так называемый аукционный лист, который после покупки предоставляется новому владельцу. В нем указывается состояние машины вместе с замеченными дефектами и перечисляются все ее по-японски многочисленные опции. Для оценки используется 10-балльная шкала. «S» означает новый или в возрасте до года автомобиль в отличном состоянии, оценка от 4 до 6 означает хорошее состояние, 3-4 – нормальное, «двойка» или «тройка» значат, что состояние плохое или пробег превышает 150 тыс. км. Оценки 0, «R», «Ra», «P» говорят о том, что автомобиль ремонтировался – такую машину эксперты не советуют покупать. В принципе аукционный лист и является главной гарантией качества. Кажется, чего проще – взять да подделать. Однако пока, насколько нам удалось выяснить из многочисленных интернет-конференций на эту тему и разговоров с покупателями, таких случаях практически не бывает. То ли продавцы еще не овладели соответствущими технологиями, то ли стали цивилизованнее, кто их знает.

content image for: 721

И все же риск для пуганого российского покупателя непривычно высок. Он получает машину в неплохом состоянии, которая на несколько тысяч долларов дешевле такой же леворульной и, как правило, богаче ее по оборудованию – но приходится довериться фирме, которая прописана за границей и действует по принципу «сначала деньги, потом машина». Даже если вы обращаетесь в одну из российских компаний, допущенных на японские аукционы, все общение, как правило, оказывается виртуальным или в лучшем случае телефонным – представителей западнее Новосибирска они не держат. На основании пары телефонных звонков, трех факсовых бумажек и нескольких электронных писем приходится переводить свои деньги на счет чужой фирмы. Даже странно, что находятся желающие – и однако находятся.

content image for: 721

Все происходит так. На сайте понравившейся компании покупатель оформляет электронную заявку. В ней он подробно описывает свои требования к автомобилю – марка, цена, пробег, комплектация. Компания, убедившись в возможности выполнить заказ, высылает по факсу счет-фактуру – в нее уже включены расходы на страховку и перевозку морем до порта, указанного клиентом, оформление документов на вывоз, а также вознаграждение самой фирме. Японские компании обычно берут комиссию в размере 200-300 долларов (не будем приводить шестизначные суммы в иенах). Но некоторые выставляют счет в 5-10% от стоимости машины. Доставка морем до порта назначения (обычно выбирают Владивосток, хотя с большими расходами довезти можно хоть до Санкт-Петербурга) стоит около $400. На оформление документов в Японии фирмы тратят от 800 до 1200 долларов. Все эти немалые накладные расходы компенсируются дешевизной самих автомобилей.

content image for: 721

Российские участники аукционов предлагают и растаможку. Интересно, что, вопреки всем таможенным правилам, проходят они ее по схеме для физических лиц, то есть по ставке в евро за кубик двигателя, хотя, поскольку речь идет о юридическом лице, положено считать платежи в процентах от таможенной стоимости, что, как правило, выходит дороже.

content image for: 721

После получения фактуры покупатель обязан перечислить на банковский счет посредника половину стоимости машины – и она грузится на паром.

А оригиналы документов на автомобиль посредники высылают лишь после того, как будет выплачена вся сумма.

Доставка машины из Владивостока до Москвы на так называемой сетке (то есть на грузовых платформах без контейнера) стоит 28-29 тыс. рублей. Многие предпочитают экономить и за 11 тыс. везут автомобиль до Новосибирска, откуда добираются своим ходом. Но стоит помнить, что японские компании не встречают ваш автомобиль в порту и не занимаются доставкой по России. Российские фирмы, имеющие право работать на аукционах, берут на себя хлопоты по растаможке и доставке вашего автомобиля – однако они не работают на крупных аукционах и, соответственно, предлагают существенно меньший ассортимент. Многие покупатели, заказав автомобиль через японский аукцион, договариваются с владивостокскими посредниками – те встречают машину в порту и доставляют по России. Стоят их услуги не слишком много – $200-300 – однако как доверить авто незнакомому человеку? Как рассказывают те, кто покупал автомобили через японские аукционы, самым сложным этапом был выбор посредника – для этого пришлось несколько недель потратить на серфинг по интернет-конференциям.

content image for: 721

Ну а главные плюсы, если машина все-таки доедет – качество и цена.

В среднем автомобиль, купленный на аукционе с учетом доставки и растаможки несколько дороже такой же машины, купленной на рынке Владивостока, несколько дешевле такой же в Москве и значительно дешевле аналогичной «леворукой».

Например, Toyota Corona Premio 1999 г. в. с двигателем 2,2 литра стоит в Приморском крае $8,8 тысяч. Такая же машина, привезенная с японского аукциона, стоит около 10 тыс. А в Москве, причем уже с пробегом по России, такой автомобиль можно купить за $10-10,5 тыс. Еще пример: 2-литровый Nissan Cefiro 1998 года, продающийся во Владивостоке в среднем за $8300, будет стоить $9 тыс., если привезти его с аукциона. В Москве такая машина стоит около $11 тыс. Бывают, впрочем, и ценовые парадоксы – 1,8-литровая Toyota Vista 1999 г. в. стоит в Приморье около $8 тыс. Цена такого же автомобиля, доставленного из Японии – те же $8 тыс. В Москве – $9,6 тыс.

content image for: 721

Стоят ли они этих денег, решать уже не нам. В «Газете.Ru» приверженцев правого руля нет. Но, если верить последним заявлениям правительства, выживать его с российских дорог в ближайшее время не собираются.