«От Деда Мороза к Чысхаану»: Байкальские Амазонки и Белый Старец

Новогодняя экспедиция из Великого Устюга в Оймякон, на полюс холода, «От Деда Мороза к Чысхаану» продолжается. Сейчас наши Subaru уже добрались до Бурятии

Мы публикуем рассказ об экспедиции
наших партнеров – компании LAV Productions

Новогодняя экспедиция из Великого Устюга в Оймякон, на полюс холода, «От Деда Мороза к Чысхаану» продолжается. Сейчас наши Subaru уже добрались до Бурятии.

content image for: 35870

Вот сколько уже раз бывали на этом спуске к Байкалу, не счесть. И все равно, прежде чем нырнешь на этот небольшой серпантин, остановишься, выйдешь из машины и обалдеешь от счастья. Ну не бывает такой красоты... Наверное, это одно из самых красивых мест на земле. Впрочем, в Бурятии нас ждет еще одно такое же, там, где «захватит дух от гордой красоты». А пока прицениваемся к местным богатствам — прежде всего, к омулю. Он продается тут испокон века в двух незамысловатых копченых исполнениях: горячем и холодном. Увы, но рыбка подорожала, еще летом мы покупали ее за 45 руб., а сейчас одна штука стоит уже 60.

content image for: 35870

По пути в Улан-Удэ обнаруживаем следы новой стройки — дорогу, которая петляет, повторяя береговую линию Байкала, а затем уходит направо в долину Селенги, сейчас спрямляют и пытаются расширить. Похвально. Возможно, это связано с развитием игорной зоны в Горячинске, на берегу Священного моря. Хочется пожелать Байкалу других туристов, конечно, но и за это спасибо. В Улан-Удэ приезжаем уже ночью. И все равно наши подруги из клубов «Байкальские Амазонки» и «Содружества Ом» нас дождались. Безбашенные девчонки — они катаются и по льду Байкала, постоянно мотаются на своих машинах по Монголии и Китаю... Узнав о том, что мы едем от Деда Мороза к Чысхаану, они решили познакомить нас еще с одним мифическим персонажем — Белым Старцем.

content image for: 35870

Белый Старец — это не совсем Дед Мороз... То есть это дед мороз, но не новогодний. Эвенки, которые населяли территорию нынешней Бурятии еще в незапамятные времена, отмечали Новый год летом, в момент отела скота. Новый год — новая жизнь. А Белый Старец олицетворял собой именно зиму, как время года. Но так или иначе, встреча и вручение верительных грамот в виде Хадака — шелкового шарфа с напечатанными мантрами — состоялось. Вот такое смешение буддистских и языческих традиций. Добавим еще, что вся эта церемония проходит на фоне горящего костра, куда подсыпаются благовония, — вот и шаманизм прорисовывается.

content image for: 35870

И еще об одном нашем бурятском знакомом просто нельзя не упомянуть — в селе Тарбагай, центре Забайкальской старообрядческой общины, живет батюшка, отец Сергий. Этот человек собрал удивительную краеведческую коллекцию, в которой есть все — от костей доисторических животных до деревянных прототипов современных миксеров из староверских изб. Отец Сергий позвал нас прокатиться на гору Язевую, известную в народе как Похмелушка. Название совершенно не соответствует сути. Язевая, или Большой Маяк, — одна из самых высоких точек в долине Селенги. Вид с нее открывается просто космический. При этом ни одно достижение человеческой цивилизации в виде каких-нибудь ГОК, ТЭЦ или ЦБК не «ломает картинку» — именно этот вид наблюдали гунны, нагло продвигаясь на запад, именно эту равнину и это ущелье видел Чингиз-Хан, переходивший здесь Селенгу, именно в эту влекущую вечность двигался ссыльный протопоп Аввакум.

content image for: 35870

И вот эта грандиозная природа, помноженная на сильнейшую историческую энергетику, порождает непередаваемые ощущения полного отрыва от современности. Будете проезжать мимо — не проезжайте. Кстати, наши Subaru, несмотря на отсутствие понижающей передачи, справились с восхождением без проблем и доставили нас на самую макушку Язевой. Внедорожные качества наших кроссоверов нас радуют все больше.

content image for: 35870

Ну а мы берем курс на Читу.