Наше экстремальное путешествие по Южной Африке продолжается. Четвертый день Volkswagen Touareg Experience начался с очередного Game Drive — этим словосочетанием в ЮАР обозначают вылазку в заповедник на внедорожниках. И если к слову «драйв» никаких претензий нет, то вот «гейма» в подобных частных хозяйствах не слишком много, ведь экскурсоводы почти всегда знают, где находится зверь. Но все же общение с животными, которые ходят в нескольких метрах от машины, запомнится на всю жизнь (что такое большая африканская пятерка читайте в материале «Volkswagen Touareg Experience. Первые проблемы»).
Главная цель сегодняшнего дня — это внедорожная трасса Hex River Trail. Она была открыта 21 год назад, и до сих пор считается одной из самых сложных во всей Южной Африке. Hex River Trail представляет собой не просто дорогу с камнями и руслами высохших рек, а настоящий парк внедорожных аттракционов. На преодоление всех маршрутов от водителя потребуется два дня (!) свободного времени и специально подготовленная машина. Очень подготовленная, ведь на Hex River Trail есть как дороги самого простого первого уровня сложности, так и максимально трудные, имеющие оценку в пять баллов. Прежде чем выпустить человека на «пятую» трассу, организаторы берут с водителя расписку: смелый юноша должен понимать, что его машина может быть в итоге повреждена до неузнаваемости, а сам он имеет шансы оказаться на ближайшем кладбище.
На пятый уровень мы решили не соваться — туда должны заезжать все же другие машины на правильной резине. Однако на третьем и четвертом уровне сложности удалось немного позабавиться. Когда смотришь со стороны на эти «направления», то возникают сомнения в том, что по этому участку можно проехать на машине. Ведь это, по сути, кучи наваленных друг на друга камней... Но когда ты, благодаря пневматической подвеске, увеличиваешь дорожный просвет до 300 мм (обычно у подобных внедорожников клиренс не больше 220 мм), включаешь пониженную и блокируешь дифференциалы, то настроение сразу улучшается. И трасса Hex River Trail уже не кажется такой страшной.
Под капотом наших машин стоит базовый для Touareg 3-литровый дизельный двигатель. Некоторые покупатели почему-то с опаской относятся к этому агрегату, считая его слишком слабым. Весьма странное утверждение, ведь даже самая простая версия этого мотора выдает 204 л.с., а есть еще и форсированный движок с 240 «лошадками» (крутящий момент и там, и там по 550 Н∙м). Так вот — четыре дня за рулем Touareg в Южной Африке показали, что трехлитровый дизель отлично подходит для этого автомобиля. Во-первых, на трассе силовой агрегат позволял спокойно держать очень приличную скорость (160 км/ч? Нет ничего проще!). Конечно, «взрывной» динамики суперкаров тут нет, и на трассе при обгонах грузовиков нужно быть чуть осторожней. Но на бездорожье дизель радовал огромным крутящим моментом на низах. А самое главное, Touareg с дизелем относительно доступен! Он стоит 2 139 900 руб., а машина с мощной бензиновой «восьмеркой» продается уже за 2 962 900 руб. Учитывая это, 3-литровый мотор заслуживает всяческих похвал.
Южная Африка сейчас вынуждена расплачиваться за режим апартеида, когда чернокожим запрещалось получать высшее образование, лечиться в лучших клиниках, их заставляли жить только на определенной территории и так далее (даже в поездах были вагоны, куда могли садиться только белые). Кстати, сам термин апартеид впервые в официальной речи был использован в 1917 году, а в переводе с африкаанс он означает «разделение».
Да, можно сказать, что благодаря апартеиду ЮАР смогла стать одним из ведущих государств мира, и уж точно самой благополучной страной на всей Африке. Причем во время правления белых относительно неплохо жили и чернокожие — им здесь было лучше, чем в любой другой стране Африки. И все же огромное социальное расслоение между белыми и черными, которое возникло в ЮАР к 90-м годам, не могло обойтись без последствий и социального взрыва.
Фактически, режим апартеида был ликвидирован в ЮАР еще в конце 80-х годов. Однако лидерам местных племен этого было уже мало. Они хотели политической власти в стране, что, собственно говоря, и произошло. Причем черные пришли к власти в 1994 году на совершенно законных основаниях путем прямых выборов в парламент.
Надо отметить, что приход черного большинства к власти обошелся достаточно мирно, хотя жертв среди белого населения было немало. После падения режима апартеида белые начали постепенно уезжать из страны. В настоящий момент их осталось менее 10% от общего числа населения (80% — это черные, а еще порядка 8,8% приходится на так называемых «цветных», это, в основном, мулаты, остальные — это выходцы из Азии). Кстати, китайцы недавно через Верховный суд смогли доказать, что они являются... черными. То есть их в правах приравняли к чернокожему большинству, которое имеет неплохие льготы и приоритет при повышении по службе.
И все же сами жители ЮАР признают — сейчас им живется гораздо спокойней, чем 15 лет назад, когда произошла смена власти. Страсти улеглись, молодежь уже не обращает внимания, какой у человека цвет кожи (нищенские районы крупных городов не в счет).
Сегодня нам предстоит последняя ночь перед возвращением в столицу ЮАР Кейптаун. Да-да, я не ошибся. Принято считать, что столицей ЮАР является Претория. Это так и не так... В этой стране есть сразу три официальные столицы! Так, в Претории расположено правительство, но при этом парламент, то есть законодательная власть, находится в Кейптауне. А вот судебная власть базируется в городе Блумфонтейн.
Денис Смольянов
Фото автора и Андрея Гордасевича