Гонки на выжимание, или Как мы учились экономить топливо

В конце октября к нам в редакцию пришло интересное приглашение принять участие в необычном пробеге из Москвы в Санкт-Петербург. Казалось бы, что здесь интересного и необычного?

В конце октября к нам в редакцию пришло интересное приглашение принять участие в необычном пробеге из Москвы в Санкт-Петербург. Казалось бы, что здесь интересного и необычного?

content image for: 35617

Необычно то, что это не презентация нового автомобиля и не спортивное соревнование. Это — организованное компанией ТНК-ВР ралли, участникам которого нужно было преодолеть 707 км от Москвы до Северной столицы, при этом потратив наименьшее количество топлива и демонстрируя наиболее экономичный стиль езды. Вроде ничего сложного, но... Для пробега участникам предоставили пять дизельных Audi Q7 quattro 3.0 TDI мощностью 239 л.с. и пять бензиновых Audi A7 Sportback quattro 3.0 TFSI мощностью 300 л.с. Скажите, как на этом можно экономично ехать?! Вот это и оказалось самым интересным. Тем более, что нам досталась бензиновая машина.

content image for: 35617


content image for: 35617

Пробег проходил в два этапа с ночевкой близ Валдая. В первый день за рулем был мой напарник. Используя наши познания в экономии топлива, мы выбрали определенную тактику «ведения боя»: отключили все источники энергопотребления, не влияющие на безопасность, чтобы снизить нагрузку на генератор, а следовательно, уменьшить потребление топлива, — выключили даже отопитель, несмотря на холодную погоду. Но когда начинало запотевать лобовое стекло, пользоваться «печкой» приходилось, иначе сотрудники ГИБДД могли заподозрить наш экипаж в употреблении горячительных напитков. Ведь именно запотевшие стекла являются признаком подвыпившего водителя.

content image for: 35617


content image for: 35617

В наши планы беседа с людьми в погонах не вписывалась по следующей причине: на 400 км пути было отведено шесть часов времени, а неуложившимся в норматив грозил штраф — плюс 1 литр за каждые 10 минут опоздания. Этот фактор не позволял плестись с черепашьей скоростью и заставлял ехать в определенном темпе, внимательно наблюдая за показаниями бортового компьютера. И каждая отыгранная десятая доля литра (речь идет о среднем расходе топлива) приносила нам радости не меньше, чем отыгранная секунда в раллийных или кольцевых гонках! К счастью, непредвиденных остановок не случилось, и на пит-стоп мы приехали с расходом 7,6 л/100 км.

content image for: 35617

На промежуточном финише организаторы должны были подвести предварительные итоги. Но, чтобы создать интригу, делать этого не стали... Впрочем, опросив остальных участников бензинового зачета, мы поняли, что находимся среди лидеров и немного скорректировали свою тактику на следующий день, когда, собственно говоря, и наступила моя очередь садиться за руль. В этот день нам отвели пять часов на 300 км пути. Исходя из этого, было решено ехать чуть медленнее, чем вчера, и использовать воздушные карманы, образующиеся за грузовиками.

content image for: 35617


content image for: 35617

И вот, километров через 30 пути, мы выбрали подходящую фуру, к которой и «сели на хвост». Но через некоторое время водитель грузовика начал нервничать: что за дорогая иномарка плотно «висит на хвосте», синхронно совершая все маневры и при этом не обгоняя? Выбрав момент и поравнявшись с кабиной тягача, мы объяснили водителю, что пользуемся его аэродинамической тенью и таким образом экономим топливо. Водитель оказался не против.

content image for: 35617

Следя за показаниями текущего расхода топлива, я нащупал минимальную дистанцию с наименьшим потреблением бензина — буквально метр от бампера полуприцепа! Так мы и проехали еще километров 150. При этом, надо отдать должное водителю фуры, который при каждом перестроении, обгоне и торможении заранее предупреждал нас, моргая аварийкой, да и ехать стал спокойнее и ровнее.

content image for: 35617

Но за 90 км до Питера наш «провожатый» сошел с дистанции, а мы, горячо поблагодарив его, стали искать новую «жертву». В таком режиме удалось достичь немыслимых 6,4 л/100 км, но, уперевшись в пробку под Питером, результат сохранить не получилось. И на финиш мы пришли с расходом 6,6 л/100 км, поскольку стрелка тахометра, в основном, не поднималась выше 1500 об/мин, а низкие обороты — не самый экономичный режим работы для бензинового турбомотора.

content image for: 35617

И хотя поначалу многие участники пробега — а это журналисты из различных автомобильных и не очень изданий — говорили, что поедут исключительно в свое удовольствие, страсти в борбье за первое место разгорелись нешуточные. Все-таки не каждый день за экономию и бережливость получаешь тонну топлива! Чего стоит тот факт, что всем экипажам, как в дизельном, так и в бензиновом зачете, для преодоления дистанции вполне хватило одной заправки...

content image for: 35617


content image for: 35617

В итоге, в дизельном зачете рекорд экономичности составил 45,850 л (6,485 л/100 км) топлива BP Ultimate Diesel. Не менее выдающийся результат показали и мы, победители бензинового зачета, сумев захватить третью строчку «абсолюта»: Олег Ильин и Евгений Шаповалов добрались до Санкт-Петербурга за рулем Audi A7 Sportback с 300-сильным турбированным двигателем на 51 литре бензина BP Ultimate! При этом средний расход топлива составил ничтожные 7,189 л/100 км.

Призеры «BP ралли двух СТОлиц»


Евгений Шаповалов
Фото компании ТНК-ВР