Посетить Норвегию, которая считается красивейшей страной в мире? Посмотреть на умирающий российский крейсер «Мурманск»? Побывать на самой северной точке Европы? Легко! Особенно, когда у вас есть автомобиль. Мы поехали в Норвегию на... китайских автомобилях Great Wall. Заинтригованы?
Российские туристы по-прежнему являются нечастыми гостями в Норвегии, хотя именно эта страна считается одной из самых красивых в мире (а может быть, и самой красивой). Между тем, попасть туда проще простого, ведь Норвегия граничит с Россией. А это значит, что нет никаких препятствий для того, чтобы прокатиться туда на своем собственном автомобиле!
Мы поехали в Норвегию на восьми Great Wall: внедорожниках Hover H3 и Hover H5, а также на пикапе WINGLE. Последний является новинкой для нашего рынка, но и Hover H5 тоже был интересен, ведь он получил дизельный двигатель и автоматическую коробку передач (причем ее поставляет корейская фирма Hyundai Mobis). Да-да, теперь и «китайцы» начали оснащаться АКПП...
Каюсь — из-за автосалона во Франкфурте старт из Мурманска я пропустил, присоединившись к группе только в норвежском Киркенесе. И до сих пор не могу себе этого простить! Сами подумайте — на полуострове Рыбачий мои коллеги смогли насладиться зрелищем цветной тундры. А приготовление ухи на костре... А северное сияние... Ей Богу, наворачиваются слезы от обиды. Но, по счастью, Норвегия дала столько впечатлений, что их с лихвой хватило бы на несколько поездок.
Кстати, марш-бросок из Мурманска на полуостров Рыбачий показал, что Hover достойно ведет себя на бездорожье. Причем эти слова касаются не только автомобилей с «механикой», которые обладают «пониженной», но и Hover H5 с «автоматом». У него трансмиссия менее «внедорожная» — можно включить только задний привод или режим AWD, где передняя ось подключается при необходимости. Нет, вы не подумайте, что мы сравниваем Hover H5 с настоящими внедорожниками вроде Land Rover Defender или Nissan Patrol. При прочих равных, последние модели, разумеется, проедут дальше «китайца». Но и Hover не ударил в грязь лицом.
Они все помнят
Киркенес считается в Норвегии... русским городом. Ведь он расположен всего в 8 км от границы, и там действительно живет и работает много русских (под последними подразумеваются все выходцы из бывшего СССР). Плюс огромное число наших сограждан приезжают из Мурманска за покупками. Дошло даже до того, что названия главных улиц Киркенеса и самые основные указатели на дорогах написаны не только на норвежском, но и на русском! Даже в странах бывшего СССР такого не встретишь (максимум на английском), а тут — пожалуйста. По словам норвежцев, раз в их городе есть много русскоязычных, то надо сделать так, чтобы им было удобно.
К тому же живущие в северном регионе Финмарк местные жители относятся к России очень положительно. И не только из-за того, что с нашей страной связана огромная часть их бизнеса. Норвежцы до сих пор благодарны нам за освобождение их страны от фашистов во время Второй мировой войны. Осенью 1944 года, когда советские войска заняли Киркенес, городок был фактически уничтожен, и наши солдаты несколько месяцев обеспечивали мирное население питанием, теплыми вещами и всем необходимым (не забывайте, что речь идет о местах, расположенных далеко за полярным кругом). Мало того, все прекрасно помнят, что советские летчики старались бомбить исключительно военные объекты — по официальным данным от авиаударов погибло всего девять (!) местных жителей.
В последние годы в Норвегии стало много эмигрантов со всех уголков земли, и в этом нет ничего удивительного. По данным ООН, по индексу развития человеческого потенциала, который учитывает уровень жизни, долголетия, грамотности, детской смертности и так далее, эта страна прочно удерживает лидерство, опережая Австралию, Новую Зеландию и США (для сравнения, Россия в этом списке идет на 65 месте). Средняя зарплата в Норвегии составляет $5000. Конечно, налоги там тоже очень большие, но даже после всех вычетов «чистый» доход составляет порядка $3000. Не так и плохо, особенно если вспомнить, что образование и медицина здесь одни из лучших в мире.
Стартовав утром из Киркенеса, мы направились в небольшой норвежский городок Хоннингсвог. Последний известен тем, что является самым северным городом в континентальной Европе. Хотя городом его назвать очень сложно — скорее, это поселок, в котором, правда, есть банк, несколько ресторанчиков и даже стоматология. От Киркенеса до Хоннингсвога мы поехали через территорию Финляндии — так получалось быстрее. И первые же километры трассы показали, что расслабляться на дороге не стоит. Олени! В Норвегии и Финляндии они абсолютно не пуганые и могут спокойно переходить дорогу где угодно. И ладно бы переходить — порой они так неожиданно выскакивают на трассу, что становится страшно.
Дороги на севере Европы отличные, а вот с сервисом не очень хорошо — АЗС встречаются нечасто, кафе и рестораны редкость. В результате обычно путешественники покупают на заправках бутерброды и сэндвичи. Не слишком вкусно, да и польза для желудка сомнительна. Но другого выхода нет. Правда, в поездке по северным дорожкам есть свои прелести — машин нет, и можно спокойно несколько часов ехать с крейсерской скоростью 90 км/ч. Здесь надо особо отметить, что в Норвегии все ездят с соблюдением ПДД, хотя полицию мы не видели ни разу, да и о наличии камер контроля скорости предупреждают заранее соответствующим знаком.
Дизельный мотор нового Hover H5 объемом 2,0 л (150 л.с. и 310 Н•м) с «автоматом» на такой дороге проявил себя очень достойно. Шумы от работы силового агрегата в пределах допустимого, а мощности хватает, чтобы без чрезмерного напряжения затаскивать в горку тяжелую машину. Что касается «автомата», то при езде в стиле горячих норвежских парней (то есть спокойно и неторопясь) он не вызывает нареканий. Но при ускорении к АКПП уже возникают претензии. Разработанный и собранный в Южной Корее «автомат» хоть и имеет пять ступеней, но думает очень долго, из-за чего автомобиль реагирует на нажатие педали газа с большой задержкой. Чувствуется, что АКПП все же нуждается в «доводке до ума».
А вот Hover H5 с бензиновым мотором объемом 2,4 л (136 л.с. и 205 Н•м), признаться, не впечатлил. Тут и «лошадок» меньше, и, самое главное, крутящий момент заметно скромнее. Плюс передаточные числа в трансмиссии подобраны не лучшим образом — часто при подъеме приходилось включать пониженную и постоянно выкручивать мотор. К тому же бензиновая машина с «механикой» оказалась менее комфортной: двигатель тут шумит даже сильнее дизеля, рычаг переключения передач пусть и не сильно, но постоянно вибрирует. В общем, вы уже поняли — дизельный Hover H5 с АКПП произвел гораздо более хорошее впечатление. И если вы будете эксплуатировать такую машину в городе или на легком бездорожье, то лучше брать именно ее (напомним, что у бензиновой машины есть «пониженная» и возможность включить постоянный полный привод — при наличии АКПП полный привод лишь «по требованию»).
При подъезде к Хоннингсвогу будьте готовы заплатить деньги. Оказывается, для того, чтобы добраться на остров Магерё, где и находится этот городок, предстоит проехать по огромному тоннелю длиной 6870 метров и максимальной глубиной 212 метров. Движение по нему платное — 145 крон за один легковой автомобиль, плюс еще 47 крон придется отдать за каждого взрослого человека (ребенок 24 кроны). Итого семья из трех человек заплатит почти 1,5 тысячи рублей. И столько же обратно!
На север!
Оконечность мыса Нордкап обычно считается самой северной точкой Европы — ее географические координаты 71°10’21’’ с.ш. Кстати, за проход или проезд на сам мыс хитрые норвежцы тоже берут деньги — 235 крон или 1300 рублей с человека! Но мы попали туда бесплатно (у шлагбаума просто-напросто никого не было — видимо, в сентябре уже не сезон). На самом Нордкапе расположен памятник в виде стального глобуса, а также большой комплекс, который включает в себя отель, ресторан, кинотеатр и магазин с адекватными ценами, где продаются сувениры, куртки, шапки и так далее (все с символикой Нордкапа).
Однако прежде чем покинуть Нордкап, с осознанием собственного величия нужно вспомнить, что самой северной точкой Европы является... Нет, не Нордкап. Ведь рядом расположен другой мыс под названием Кнившеллоден или Лезвие ножа, который севернее аж на 1,5 километра! Именно он является настоящим краем света (координаты Кнившеллодена 71°11’8′′ с.ш.). Но добраться до окончания этого мыса можно только пешком — порядка 9 км в одну сторону и столько же обратно. Учитывая отсутствие дороги, перепады высот и пересеченную местность на посещение Кнившеллодена у взрослого человека уйдет порядка 6-7 часов! Поэтому рассчитывайте свое время (ходить в темноте по незнакомой дороге очень опасно), имейте удобную обувь и бутылку воды.
Хотя, если быть формалистом, то и Кнившеллоден нельзя назвать самой северной точкой Европы. Формально он, как и мыс Нордкап, находятся на острове Магерё. И поэтому некоторые люди считают, что настоящей самой северной точкой континентальной Европы является все же мыс Нордкин (Киннарудден), который расположен восточнее.
Ночевали мы в городе Альта, который расположен в 235 км от Нордкапа. Небольшой населенный пункт с милыми людьми, которые очень заинтересовались нашими авто. Многие норвежцы были уверены, что Great Wall — это «новая русская машина». А когда они узнавали, что это китайские внедорожники, то их удивлению не было предела. Причем некоторым практичным норвежцам больше всего пришелся по душе пикап Wingle 5. Сами подумайте — этот автомобиль с полноприводной трансмиссией, кондиционером, «музыкой» (пусть и простенькой) и электроприводом передних стекол стоит в России 530 тыс. руб. или чуть больше 12 тыс. евро. Для многих в Норвегии это, фактически, две месячных зарплаты.
Правда, у пикапа есть парочка недостатков, и о них нужно помнить. Первое — в базовой комплектации он не имеет ни одной подушки, да и АБС отсутствует (хотя в богатой версии все это есть). И второе — Wingle 5 оснащается только бензиновым мотором объемом 2,2 л, который выдает 106 л.с. и 190 Н•м. Согласитесь, пикап должен иметь дизель, и желательно с более внушительным крутящим моментом. Но, благодаря своей цене, — например, Mitsubishi L200 стоит у нас от 849 тыс. руб., а Volkswagen Amarok обойдется почти в два раза дороже, — Wingle 5 можно без всяких натяжек признать «честным» автомобилем. Да, у него нет крутых «наворотов», в салоне все просто и бесхитростно, передачи переключаются не слишком четко, и двигатель сюда бы другой. Но Wingle 5 не пытается напустить на себя «гламура». Это рабочая «лошадь» (даже не лошадка, а именно лошадь), которая имеет весьма интересную цену.
Гордый крейсер
Ну а на следующее утро мы направилась в сторону острова Соройа, где в 1994 году во время шторма на скалы был выброшен российский крейсер «Мурманск». История эта довольно печальная. 24 апреля 1955 года на воду был спущен легкий артиллеристский крейсер проекта 68-бис, который получил название «Мурманск». Всего в СССР было построено 14 крейсеров этой серии. Весьма удачной, надо сказать, серии. Однако время берет свое. В 1988 году «Мурманск», как «уважаемый» на флоте корабль, хотели переоборудовать в крейсер управления, но времена были «лихие». Поэтому все работы по модернизации корабля были заморожены, а сам крейсер в 1992 году был разоружен и исключен из состава флота. Чиновники новой России не нашли ничего более умного, чем в 1994 году продать мощный крейсер на металлолом в Индию. И вот тут начинается самое интересное. «Мурманск» доказал, что у кораблей есть своя собственная душа.
Вместо того, чтобы в сопровождении буксиров спокойно дойти до Индии и там умереть, «Мурманск» при транспортировке во время шторма оторвался от «провожатых» и отправился в самостоятельное плавание. Все попытки набросить на корабль буксировочные концы не увенчались успехом, и новый владелец судна решил... уплыть. А «Мурманск» выбросился на скалы рядом с поселком Сорвер. Все попытки Норвегии заставить Россию забрать свой корабль ни к чему не привели — наши «чинуши» сразу же открестились от «Мурманска», а новые его владельцы сделали вид, что к ним крейсер не имеет никакого отношения (вообще история продажи огромного корабля непонятной фирме очень сомнительная, и наши «ответственные лица» не любят ее комментировать).
Со временем «Мурманск» стал местной достопримечательностью. Его часто посещали туристы, какое-то время на борту даже проходила дискотека! Но местным жителям он все равно не нравился. К тому же в 2008 году экологи заявили, что «Мурманск» содержит радиоактивные и ядовитые вещества. Поэтому в 2009 году власти Норвегии приняли решение распилить корабль, и на это была выделена огромная сумма в 40 млн евро. Но и тут «Мурманск» проявил характер. Все попытки фирмы AF Gruppen построить вокруг крейсера сухой док из камней не привели к успеху. Нынешняя попытка уже третья по счету, но все равно стены где-то протекают! И норвежцы не могут понять, как такое возможно — подобного невезения у них никогда еще не было.
Конечно, норвежцы многое уже уничтожили, но вся основа корабля по-прежнему находится под водой. Правда, строители уверяют, что им осталось работать совсем немного, скоро вода будет откачена, а крейсер пойдет под нож. Так что не исключено, что мы явились последними россиянами, которые смогли посмотреть на останки «Мурманска».
После «Мурманска» мы направились на ночевку в городок Соркойсен, а затем рано утром Great Wall выдвинулись в сторону одного из самых красивых городов на севере Европы — Тромсё (сами норвежцы говорят Трумсё, причем с ударением на «у»). Тромсё иногда называют «Северным Парижем», хотя, между нами, до Парижа ему очень далеко. И все же место очень интересное. Тромсё, в отличие от многих других городов Норвегии, вообще не пострадал во время Второй мировой войны. Именно поэтому там сохранились красивые деревянные домики и тихие улочки. Собственно говоря, в Тромсё наше автомобильное путешествие на Great Wall по Норвегии и закончилось. Но стало ясно — сюда хочется вернуться еще раз.
Денис Смольянов
Фото автора и Алексея Барашкова