«По пути Чингисхана» – путешествие в пыли

Вы думаете, что в России плохие дороги? Да они у нас просто отличные! Но это понимаешь лишь после того, как проведешь несколько дней в Монголии. Именно по этой стране уже несколько дней едет караван Mitsubishi Pajero и Pajero Sport
Денис Смольянов

Вы думаете, что в России плохие дороги? Да они у нас просто отличные! Но это понимаешь лишь после того, как проведешь несколько дней в Монголии. Именно по этой стране уже несколько дней едет караван Mitsubishi Pajero и Pajero Sport.

Собственно говоря, по Монголии на японских внедорожниках в настоящий момент двигаются сразу две группы. Помимо нашей, которая стартовала из Барнаула, есть и вторая группа. Она начала свое движение из Алма-Аты. И у нее задача гораздо сложнее: кинорежиссеры, писатели, историки, актеры и прочие представители творческой интеллигенции из Казахстана и Голландии должны собрать материал для десятисерийного (!) документального фильма о Чингисхане. Обещают, что в итоге получится самая подробная из всех существующих лент о великом монголе. Правда, «киношники» двигаются по северу Монголии, где, как говорят, условия движения «очень сложные». Мы же едем «южным» путем, который считается «легким».

Но «легкий» он, видимо, только по монгольским меркам. Ведь, как уже неоднократно было сказано, дорог в привычном понимании этого слова в Монголии фактически нет. Даже главная трасса страны, соединяющая восток с западом, представляет собой отвратительную грунтовку в стиле «стиральная доска» с большими ямами и камнями, которая может пересекаться даже небольшими речками. А еще на этой трассе можно легко напороться на торчащие из земли металлические штыри. Заметить их на скорости просто невозможно, а последствия наезда на такую «иглу» могут быть очень печальными.

Но, по счастью, нам удалось избежать всех неприятностей. Все наши Pajero и Pajero Sport на удивление спокойно вынесли езду по этим «антидорогам», причем машины позволяли «валить» порой со скоростью под 100 км/ч, да еще и с относительным комфортом (по крайней мере, для водителя и переднего пассажира – задние седоки при подпрыгивании на кочках были не слишком довольны). Поломки, правда, были. Но от такой езды, которая напоминала ралли-рейды, сломался лишь стальной багажник на крыше. С самими машинами же ничего не случилось, что, конечно, всех радует (пока даже не прокололи ни одного колеса).

Все сложности с перемещением в пространстве компенсируются потрясающими пейзажами, чистым воздухом и неизведанным для европейца укладом жизни людей. Ведь около 30-40% монголов до сих пор являются кочевниками и занимаются животноводством. Считается, что «крепкая» семья должна иметь около 100 голов скота, хотя есть зажиточные монголы, обладающие стадом в 1000 и больше голов. Но не надо думать, что в Монголии только выращивают баранов и лошадей. В этой стране сейчас активно добывают множество полезных ископаемых, в том числе и золото. Причем, что самое интересное, золото здесь иногда продают непосредственно вдоль дорог. Цена на слитки совсем небольшая, особенно если сравнивать с Европой. Но скупать золото килограммами не надо, даже несмотря на то, что можно сказочно разбогатеть. Ведь при выезде на монгольской границе таможенники будут тщательно досматривать ваши вещи. И за незаконный вывоз золота никто по голове не погладит.

Как и предполагалось, среднестатистический житель Монголии живет небогато. Заработная плата обычно составляет от 500 тыс. до 1 млн тугриков или 400-800 долларов США в месяц. Причем, «миллионеры» – это уже вполне респектабельный средний класс. Хотя затраты на жизнь тоже невелики. Например, обед в приличном по местным меркам ресторане стоит 8-10 долларов США. Но местные жители в такие места почти никогда не ходят – они предпочитают более скромные заведения с традиционной монгольской кухней, где обед обойдется в 2-3 доллара.

Кстати, европейский желудок порой с большим трудом переносит местные блюда. Поэтому нужно быть осторожным, хотя попробовать настоящий кумыс, конечно, стоит (тот, что продается в наших магазинах, по вкусу не имеет с ним ничего общего). А еще когда будете заказывать в кафе чай (по-монгольски звучит как «цай»), помните, что он здесь необычный, а его вкус всегда разный. Собственно говоря, к привычному нам чаю он имеет отдаленное отношение. Скорее это напиток, приготовленный из прессованных листьев зеленого чая, молока, бараньего жира (!) и соли. Как говорил Аркадий Райкин – вкус специфический. Но зато цай очень хорошо утоляет жажду, к тому же он весьма питательный.

Кстати, туристов в последние годы в Монголии все больше и больше. Причем, далеко не все они из России. Посмотреть на родину Чингисхана приезжает много европейцев, американцев, японцев. Часто они путешествуют по стране на велосипедах (!), но, кто не привык к экстремальному отдыху, выбирает более традиционный автомобиль. Конечно, можно передвигаться по Монголии и на самолете, но следует помнить, что аэропортов в стране очень мало, а билеты чрезвычайно дорогие – например, перелет из Улан-Батора в городок Ховд, где мы сегодня ночевали, стоит около 600 долларов в одну сторону. На машине гораздо дешевле, хоть и не так комфортно.

Если вы собираетесь в Монголии воспользоваться услугами сопровождающего гида (а без него часто никак учитывая местную географию, особенности национального сервиса и прочий колорит), то один день путешествия по стране обойдется примерно в 120-150 долларов на человека (то есть 10-дневная поездка стоит 1200-1500 долларов с каждого). В эту сумму входит не только проживание и питание, но и автомобиль с водителем. Но за билет из России до Улан-Батора придется платить отдельно.

Денис Смольянов
Фото автора

Начало:


Продолжение: