По пути Чингисхана. Начало приключения

Многие историки считают, что самым великим человеком в мире был вовсе не Александр Македонский, Цезарь или, прости господи, Суслов, а Чингисхан. Да-да, именно Чингисхан. Ведь он сумел создать самую огромную империю из когда-либо существовавших на планете
Денис Смольянов

Многие историки считают, что самым великим человеком в мире был вовсе не Александр Македонский, Цезарь или, прости господи, Суслов, а Чингисхан. Да-да, именно Чингисхан. Ведь он сумел создать самую огромную империю из когда-либо существовавших на планете. В компании Mitsubushi решили вспомнить о величайшем человеке в мировой истории и организовали уникальный автопробег под названием «По пути Чингисхана», во время которого нам предстоит проехать из российского Барнаула до монгольской столицы Улан-Батор. И не только познакомиться с историей великой империи, но и выяснить, имеет ли смысл проводить свой отпуск не на надоевших пляжах, а в невиданной и загадочной Монголии.

Подробная «нитка» маршрута: г. Барнаул – с. Кош-Агач – кпп Ташанта - Ульгий –г. Ховд –г. Гоби-Алтай –г. Арвайхээр – г. Хархорин г. Улан-Батор
Подробная «нитка» маршрута: г. Барнаул – с. Кош-Агач – кпп Ташанта - Ульгий –г. Ховд –г. Гоби-Алтай –г. Арвайхээр – г. Хархорин г. Улан-Батор

Почему именно Чингисхан? Как уже было сказано, именно этот человек по праву считается самым великим завоевателем во всей мировой истории. Ведь тот же самый Александр Македонский при вступлении на престол уже имел большое войско и сильное государство. А Чингисхан начинал с чистого листа. До него монголы представляли собой разрозненные кочевые племена, которые не имели общей национальной идентичности и часто враждовали между собой.

Фактически не было ничего. Но благодаря Чингисхану, которого при рождении назвали Тэмуджин, сформировалась держава, которая простиралась от территории современной Польши до Кореи, от Сибири до Вьетнама. Только вдумайтесь — всего лишь за двадцать лет Чингисхан построил государство, которое занимало 22% от общей площади Земли. Всей Земли! С населением численностью более 100 млн человек. И это учитывая, что всего тогда на планете проживало лишь около 300 млн. Согласитесь, такой человек достоин того, чтобы его помнили всегда.

Почему Mitsubishi? Говорят, это станет ясно лишь после того, как мы попадем в Монголию, где условия движения очень сложные. Мягко говоря. По рассказам «бывалых», монгольская инфраструктура обслуживания автомобилистов находится на уровне 30-40-х годов прошлого века. Более менее приличные дороги есть только при подъезде к Улан-Батору, заправки встречаются очень редко, да и рассчитывать там на 95-й бензин просто глупо — даже 92-й купить здесь нелегко, с дизелем ситуация вообще катастрофическая. Если же машина сломается, то тогда вообще катастрофа. Отремонтировать в этой стране можно только наши «УАЗики» и «КамАЗы», на которые местные жители буквально молятся.

Чуйский тракт соединяет Бийск и Монголию. Хотя сейчас эта дорога, которая носит кодовое обозначение М52, является частью азиатского маршрута <a title="Новосибирск" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA">Новосибирск</a> — <a title="Бийск" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA">Бийск</a> — <a title="Ярантай (страница отсутствует)" href="http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%AF%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B9&action=edit&redlink=1">Ярантай</a> (<a title="Монголия" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F">Монголия</a>); <a title="Урумчи" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D1%83%D0%BC%D1%87%D0%B8">Урумчи</a> — <a title="Исламабад" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B4">Исламабад</a> — <a title="Карачи" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B8">Карачи</a>. Интересно, что Чуйскому тракту даже посвящен отдельный музей, который находится в городе Бийск
Чуйский тракт соединяет Бийск и Монголию. Хотя сейчас эта дорога, которая носит кодовое обозначение М52, является частью азиатского маршрута <a title="Новосибирск" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA">Новосибирск</a> — <a title="Бийск" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA">Бийск</a> — <a title="Ярантай (страница отсутствует)" href="http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%AF%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B9&action=edit&redlink=1">Ярантай</a> (<a title="Монголия" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F">Монголия</a>); <a title="Урумчи" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D1%83%D0%BC%D1%87%D0%B8">Урумчи</a> — <a title="Исламабад" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B4">Исламабад</a> — <a title="Карачи" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B8">Карачи</a>. Интересно, что Чуйскому тракту даже посвящен отдельный музей, который находится в городе Бийск

Но ехать столь долгий маршрут на наших «УАЗах», согласитесь, не слишком приятно, да и к их надежности есть масса претензий (а тот факт, что любой монгол может починить нашу «буханку», согласитесь, плохой довод). Так что нужны были надежные машины, очень надежные. Которые имеют отличные внедорожные характеристики и «правильную» полноприводную трансмиссию с блокировками. А еще те, которые способны при необходимости «кушать» любой бензин (не исключено, что в баки придется заливать 76-й или 80-й). А Pajero, между прочим, может совершенно спокойно потреблять 92-й бензин, причем, как говорят в Mitsubishi, «сельского качества».

Именно здесь и погиб известный актер и губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. Сейчас на месте аварии его Mercedes-Benz стоит маленькая часовня, а та самая береза, в которую врезался автомобиль, обвязана траурными ленточками. Местные жители постоянно приезжают на это место и отдают дань памяти своему соотечественнику. Кстати, когда стоишь на перекрестке, где произошла трагедия, то становится очевидным, что главным виновником ДТП является водитель Евдокимова. Ну нельзя в этом месте выходить на обгон на скорости под 200 км/ч!
Именно здесь и погиб известный актер и губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. Сейчас на месте аварии его Mercedes-Benz стоит маленькая часовня, а та самая береза, в которую врезался автомобиль, обвязана траурными ленточками. Местные жители постоянно приезжают на это место и отдают дань памяти своему соотечественнику. Кстати, когда стоишь на перекрестке, где произошла трагедия, то становится очевидным, что главным виновником ДТП является водитель Евдокимова. Ну нельзя в этом месте выходить на обгон на скорости под 200 км/ч!

Наше путешествие началось с Барнаула — восемь внедорожников Mitsubishi Pajero и Pajero Sport при поддержке пикапа L200 в качестве технички отправились по Чуйскому тракту в сторону поселка Кош Агач — это последний населенный пункт перед Монголией, где у нас намечена ночевка. Расстояние до Кош Агача (а это 716 км) мы должны были преодолеть за один день. Ничего сложного в этом нет, разве что стоит помнить, что значительная часть дороги проходит по горной местности, так что средняя скорость движения была относительно невелика.

Для жителей села Сростки, которое расположено на Чуйском тракте, Василий Шукшин является главным героем. Названия всех без исключения предприятий сферы обслуживания так или иначе связаны с Шукшиным или его произведениями. Кроме того, в Сростках есть его музей, а на горе, которая возвышается над селом стоит огромным памятник великому писателю, актеру и режиссеру. Удивляться такой любви к Шукшину не стоит — он здесь родился и вырос
Для жителей села Сростки, которое расположено на Чуйском тракте, Василий Шукшин является главным героем. Названия всех без исключения предприятий сферы обслуживания так или иначе связаны с Шукшиным или его произведениями. Кроме того, в Сростках есть его музей, а на горе, которая возвышается над селом стоит огромным памятник великому писателю, актеру и режиссеру. Удивляться такой любви к Шукшину не стоит — он здесь родился и вырос

Но главная наша ошибка состояла в другом — на осмотр российской части Горного Алтая мы выделили лишь один день, да и то нужно было почти постоянно двигаться вперед, делая периодически лишь небольшие остановки. Так вот. Если вы когда-нибудь поедете по нашему маршруту, то не спешите в Монголию! Выделите на Алтай хотя бы пару дней. Поверьте, это фантастически красивый регион, а посмотреть там есть на что. Причем до сих пор он почти не испорчен человеческой деятельностью, хотя присутствие двуногих, к сожалению, ощущается даже здесь — например, находятся идиоты, которые на горах пишут надписи в стиле «Здесь был Вася». Позор.

А еще на Чуйском тракте есть памятник погибшим водителям. И поставлен он здесь не просто так — в горах дорога довольно сложная даже летом, а уж когда появляется гололед, то ситуация усугубляется в десятки раз. Но остановиться у этого памятника должен каждый. Во-первых, он находится в очень красивом месте, а, во-вторых, после его посещения все начинают ехать чуть спокойней. Особенно если учесть, что на Алтае неплохо развито животноводство. Да и деревни здесь, что называется, крепкие — видно, что люди занимаются делом, хотя и алкашей хватает (один из них просто спал на середине дороги, пришлось остановиться и отнести мужчинку на обочину). Местные откормленные коровы и овцы чувствуют себя настоящими хозяевами этих мест и переходят дорогу, где вздумается.

Ночевать в Кош Агач мы будем в небольшой гостинице с обнадеживающим названием «Заря». Хотя гостиницей ее можно назвать с большим трудом — скорее это турбаза с туалетом в коридоре и одной душевой кабинкой на всех. Но в данном случае капризничать смысла нет — «пяти звезд» вы тут все равно не найдете. К тому же подобные отельчики стоят совсем недорого: 350 рублей с человека при размещении в четырехместном номере и 400 руб. при двухместном. Денис Смольянов
Фото автора
Продолжение: