Экспедиция «Брест — Певек». Финиш!

Экспедиции «Брест — Певек» осталось преодолеть последние километры дистанции. Напомним, что группа журналистов решила пересечь территорию бывшего СССР от границы с Европой до Дальнего Востока

Экспедиции «Брест — Певек» осталось преодолеть последние километры дистанции. Напомним, что группа журналистов решила пересечь территорию бывшего СССР от границы с Европой до Дальнего Востока. Три экипажа на серийных Mazda BT-50 отправились из Бреста, Белоруссия, на самый восток России – город Певек, Чукотский край. Общая протяженность маршрута составила 14 000 км, проехать которые нужно было на обычных пикапах Mazda BT-50, обутых в обычную резину, не оснащенных никаким специальным оборудованием.

День 23

Черский – Билибино

Чем дальше от «цивилизации», тем интереснее оказывался наш быт, особенно та его часть, которая относится к ночевке. Более-менее приличные отели остались далеко позади, а к советской обстановке в гостиницах небольших городов и поселков мы уже давно привыкли. Даже к ночевке в автомобиле мы были морально и физически готовы, но вот чтобы в актовом зале или в Колледже народов Севера... Очень забавно наутро выходить из совсем уж спартанской комнаты и видеть удивленные лица северных студентов, полные любопытства. Впрочем, утро в Черском началось не с выхода в свет, а наоборот: у нас в «номере» появились гости.

Дело в том, что поселок городского типа Черский является частью приграничной зоны РФ, в которой действуют свои правила и законы. И гражданин страны, оказывается, не может беспрепятственно оказаться в такой вот зоне, несмотря на прописанное в Конституции «право на свободу передвижения». Организаторы экспедиции «Брест – Певек» догадывались, что мы будем находиться в не самых обычных районах нашей страны, и, например, для города Певек у всех участников экспедиции еще месяц назад были заказаны спецпропуска. Процедура эта несложная, надо лишь выслать местным пограничникам по факсу определенный пакет документов и ходатайство. Но местным пограничникам было все равно до пропусков в Певек – они стояли у наших коек и требовали документы... Началась нелепая волокита с попыткой выписать штраф в размере 500 рублей с человека за «нарушение пограничного режима». Потом, правда, по «звонку сверху» штраф был изменен на предупреждение, но полдня уже было не вернуть.

Получив по предупреждению в письменном виде и массу приятных воспоминаний, выдвинулись в сторону заправки. Официальная цена солярки в этих местах – 43 рубля за литр. Если поспрашивать и поискать, то местные жители найдут способ заправить ваш автомобиль по 25 рублей.

Дорога по зимнику в сторону Билибино очень скоро вышла в русло небольшой извилистой речки Лесоковка. Снега оказалось тут не очень много, а расчищенная поверхность была достаточно ровная для того, чтобы «прохватить» с огоньком. В какой-то момент я даже умудрился прокатиться на сноуборде, прицепившись за фал к автомобилю. Дорожка действительно зажигательная – на 70 км можно насчитать больше 100 поворотов, большинство из которых закрытые. Но, несмотря на общую пустынность зимника, приходится быть осторожным – встречные машины все же попадаются. Приезжает дорога в село Анюйск, незадолго до которого мы, собственно, пересекли границу Чукотского автономного округа. Мы – на Чукотке!

Почти сразу зимник закончился, и началась свежая насыпная дорога отменного качества. Нет, конечно, не асфальт и не автобан, но ровная, укатанная и прямая. Встречных и попутных нет совсем. Зато пейзаж постепенно вновь раскрашивается холмами и сопками, а местные ели, покрытые реликтовым мхом, – словно растения с другой планеты. Проскочив этот отрезок, подобрались к не очень высоким, но красивым горам. У подножья уже в сумерках нас встретил поселок Встречный. Брошенная техника, скрученные временем стальные конструкции, развалившиеся пустые дома. В каких-то окошках вдалеке еще теплится свет, но видно, что из последних сил. Апокалиптическая картина на фоне завораживающего перевала «Крутой». Даже в темноте двигаясь по которому, понимаешь, что он прекрасен. Решение вернуться сюда наутро для съемок принято практически единогласно.

На подъездах к Билибино выясняется, что нас ждут новые друзья, с которыми мы вместе переправлялись через речку Мома. Тогда они поехали дальше, а мы остались чинить радиатор. Выяснилось, что по пути ребята тоже сломались и добрались до дома лишь полтора часа назад. Но уже готовы встретить и поселить. Они умудрились предоставить нам квартиру и устроили наши Mazda BT-50 на охраняемый ночлег. Вот и думай, откуда у людей здесь такое нереальное по московским меркам чувство взаимовыручки. Все просто – по-другому просто нельзя в этих широтах.

Дни 24-25

Билибино – Певек

Билибино – как опорная точка для заключительного рывка. Кажется, что дорога уже почти пройдена, и впереди остается чуть меньше 400 км до финиша. В головах начинает искриться предательское ощущение того, что «уже почти». А пока не уехали – выясняется, что этот город является рекордсменом по ценам в магазине. Местные жители покупают яблоки за 320 рублей за килограмм, колбасу за 1000 с лишним и бутылку газировки по 150 рублей, попутно гордясь званием «самого дорогого города России». В то же время говорят, что тут однокомнатную квартиру можно поменять на билет до Москвы. Грустно? На самом деле все не так мрачно: те люди, что здесь живут, неплохо одеты, ездят часто на хороших автомобилях, а отпуск проводят в столице, удивляясь приветливым ценам «Азбуки вкуса». Да и улицы не выглядят уныло – ночью изобилие иллюминации (сказывается наличие собственной АЭС, работающей нынче в треть мощности). Для пущего веселья неподалеку есть даже горнолыжный склон.

Отличная солнечная погода – к ней уже привыкли. Как по заказу – ни метели, ни снегопада на нашем пути. Единственное – это постоянное снижение температуры и бдительности, потому как к хорошему, как известно, быстро привыкаешь. Мы вот даже уже и под капот не смотрим, чтобы проверить уровень тосола в системе охлаждения поврежденного автомобиля – наша машина работает как часы. Предстоящий путь – 380 км, из которых 220 по зимнику, а потом по некой «канадской дороге», которая по легенде работает круглый год, а зимой специально заливается водой, для того, чтобы «держалась крепче». Там и поток транспорта уже присутствует (там должна кипеть работа на месторождении, разрабатываемом канадской компанией, отсюда и дорога, и название), так что доберемся до нее – считай приехали.

Зимник «Билибино – Певек» начинается прямо в городе, чуть ли не с центрального перекрестка, дорожка кокетливо извивается и спускается к руслу небольшой речки. Ровная, чистая и извилистая. Местами снега и вовсе нет: под колесами чистый и прозрачный лед. Такую дорогу водители-дальнобойщики называют «рельсами», потому что ее не расчищают грейдером, а укатывают специальными волокушами. Потом тропинка уплотняется машинами и становится весьма крепкой. Видимо, так дешевле и удобнее, но есть и минус. Там, где зимник идет не по льду, а по снежной целине, даже шагнув в сторону с накатанной тропы, можно глубоко провалиться в хрустящий, как пенопласт, сугроб. При этом сама дорога совсем не очевидна. Да, сейчас светло и отчетливо видно, где ехали автомобили, но понятно, что стоит начаться пурге и трасса просто исчезнет. Придется ориентироваться только по вешкам, сделанным из бочек и палок. Да и сейчас ехать надо очень осторожно – то и дело по пути попадаются глубокие борозды от грузовиков, скатившихся с этих «рельс».

Вскоре пейзаж сменился окончательно: мы въехали на территорию Арктики и попали на другую планету. Полное ощущение того, что ты покинул Землю и преодолел несколько световых лет одним мигом, попав на бескрайние прерии какой-то далекой планеты. Снежная, сверкающая миллиардом разбросанных алмазов равнина уходит в горизонт с причудливыми искажениями пространства, а где-то там свет близкой звезды отражают плавные линии небольших холмов и сопок.

Чем красивее, тем опаснее. Магия арктического пейзажа и общая расслабленность сыграли свою роль. Север не прощает пренебрежительного к себе отношения. Очередной пригорок – и одна из машин сходит с «рельс». Небольшого заноса задней оси оказалось достаточно для того, чтобы колеса провалились в снег и пикап по инерции аккуратно улегся на бок: минус форточка кунга, зеркало заднего вида и треснутое лобовое стекло. Потери минимальны, но для надежности решили облегчить груз автомобиля: разлили солярку из почти полной запасной бочки, лежащей именно в этом кузове, и по возможности разобрали вещички по другим кунгам. Продолжаем движение: надо во что бы то ни стало доехать. Правда, теперь уже с несколько охлажденным незапланированной остановкой рассудком.

Через три километра «удачливый» автомобиль сообщает о перебоях в работе двигателя, а уже через 5 минут глохнет окончательно. Без долгих раздумий достали трос и продолжили движение в режиме буксировки. Еще через 5 км замирает и буксирующий автомобиль...

Солнце подогревало оставшиеся угольки оптимизма в сердцах, но постепенно становилось понятно, что сегодня Арктика не особенно ждет нас в гости. Сняли топливный фильтр из обеих машин: похоже, что проблема с подачей топлива. Первая версия – замерзшая солярка. Или грязная. В любом случае, проблема в температуре и топливе. Хорошо еще, что третья машина работает без перебоев, оставляя нам шанс не замерзнуть, если наши приключения посреди снежной пустыни затянутся.

Поменять фильтры в поле невозможно. Отсутствуют необходимые инструменты. Поэтому греем фильтры на открытом огне (смочили полотенце соляркой и подожгли). На том же костре, разведенном на лопате, отогреваем и солярку, разлитую по канистрам.

Но тут на дороге появляется МАЗ, который едет в Билибино. Водитель Женя интересуется, чем может помочь. Предлагает дотащить обратно в Билибино или до подстанции, в которой живет какой-то мужичок. Предлагает даже поделиться топливом из МАЗа, горячим и гарантированно качественным. Мы от мороза долго не можем принять верное решение. Тем временем подъезжает еще один автомобиль, на этот раз не грузовой: на платформу УАЗа установлены колеса с шинами низкого давления и кузов от Нивы. Отличное транспортное средство для этих мест, не поспоришь. Люди, выбравшиеся из него, предлагают другую помощь, духовную. Они – сектанты и считают, что чтение «правильной» литературы нас непременно спасет в том или ином виде. Будь я в другой ситуации – без раздумий слал бы эту братию огородами. Но сейчас не тот момент, поэтому мы лишь по возможности вежливо отказываемся. Вообще, конечно, ситуация, больше подходящая для ремейка советского киношедевра «Кин-Дза-Дза»: ледяная пустыня другой планеты, потерянные земляне и помешанные на собственной религии инопланетяне с гравицапой.

Богословы уезжают, а мы остаемся с нашими «баранами» и водителем МАЗа Женей. Встреча с сектантами определенно пошла на пользу: мысли выстроились в ряд, и мы приняли решение отступить. Едем назад, в Билибино. Но только для того, чтобы, собравшись с силами и мыслями, предпринять новую попытку.

Обратно на «галстуке», двумя машинами за МАЗом. 100 км – как вечность, тяжелый грузовик идет не быстрее 30 км/ч, моторы впавших в анабиоз Mazda BT-50 не работают, оттого в машинах примерно та же температура, что и на улице. По внутренним ощущениям приближается к –40. Меняемся каждые 20-30 минут, чтобы не озябнуть совсем.

Звонок друзьям в Билибино (еще раз нижайший поклон Андрею и Жене) дает надежды на то, что справимся: ребята уже ждут и готовят теплые боксы для машин. Измотанные, добрались до города, где нас уже действительно ждали теплый гараж и горячий чай...

Билибино – Певек (попытка номер 2)

Работа в гараже кипела всю ночь. Необходимо было подготовить машины к штурму заключительных четырех сотен километров как можно быстрее: прогноз погоды обещал пургу. Наши билибинские друзья остались помогать до конца, а мы выделили трех человек, которые отправились отсыпаться. Должен же утром кто-то вести автомобиль!

За ночь были заменены топливные фильтры, продута система, слито содержимое баков и залито топливо, качество которого гарантируют поставщики военных баз. В наших баках действительно оказалась некая субстанция, даже цветом не напоминающая дизельное топливо. Но понять, где именно мы «цепанули» грязи, оказалось почти невозможно. Да к тому же одна машина продолжала двигаться без проблем... Так или иначе, но в 7 утра три машины были готовы ко второму вторжению в Арктику. Старт наметили на 9 часов утра.

Уже через 40 км в рации прозвучало сообщение о том, что «мотор работает с перебоями». Мгновенное решение: если заглохнет, то на трос и обратно, пока далеко уехать не успели. Заглох через 5 минут. Посмотрели, прицепились и поехали. Беглый осмотр обнаружил наличие пузырьков воздуха в системе подачи топлива для подогревателя Webasto, поставленного на машины перед выездом. Опять «косяк» установщиков в Москве? Пока только разогнались в обратную сторону, светлые головы посетила мысль - CommonRail наших дизелей сосет воздух из Webasto, значит, надо отключить систему. Короткая остановка, и вот уже запасная свеча накаливания для дизельного двигателя исполняет роль заглушки в системе подачи топлива. Мотор заводится и работает стабильно. Причина поломки – случайно отломанная накануне трубка «обратки» Webasto, на этот раз установщики, похоже, ни при чем, сами виноваты.

Дальше мы ехали достаточно долго и уже без всяких шуток-прибауток. По пути – все та же пустыня и природное величие Севера. Он постепенно пускал нас к себе в самое сердце. Лишь однажды встретили следы былой цивилизации – зимник прошел через почти брошенную деревню Бараниха. Когда-то здесь кипела жизнь и даже был свой большой аэропорт, от которого сейчас осталось лишь заброшенное здание с кучей тематического хлама внутри.

Когда счетчик дневного пробега показал нам, что до «канадской» дороги осталось каких-то 80 км, а на экране навигатора появилось синее пятно Северного Ледовитого океана, о проблемах сообщил автомобиль номер один. Те же симптомы с перебоями в работе мотора, только вот заглох окончательно он не совсем сразу. Оперативное отключение Webasto не помогло. Проблема в другом. Замена воздушного фильтра, который успел набрать снега и льда, помогла ненадолго. Вскоре машина начала глохнуть и заводиться лишь после минуты покоя. Так, с паузами мы проехали еще порядка 20-30 км, после чего вновь уснувший пикап был взят на буксир. Схема уже отработана – по 30 минут за рулем заглохшего автомобиля, чтобы не замерзнуть. Похоже, что на входе в бензонасос замерзла та самая грязь, которую мы подцепили из бочек. Но точка невозврата пройдена давно, поэтому следующий пункт назначения – Певек. И никак иначе.


В таком вот подраненном виде экспедиция «Брест – Певек» и выбралась к побережью залива Северно-Восточного моря, скованного льдами. Добрались и до «канадской», действительно залитой дороги, по которой то и дело мимо нас пролетали грузовики с цистернами на скорости 100 км/ч...

Даже понимая то, что мы теперь уже никуда не денемся и приедем к финишу, выдохнули только у дорожного знака «Певек». Кто-то даже позволил себе скупую слезу, но все без исключения вышли, пожали друг другу руки и обнялись. Цель достигнута. И теперь уже плевать, какими методами и какой ценой. Все живы, все здоровы. И все в Певеке!

Текст и фото Дмитрий Макаров