Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером

Экспедиция «Брест – Певек» вошла в свою финальную стадию. Трем экипажам на Mazda BT-50 осталось преодолеть самый сложный участок маршрута и финишировать в городе Певек, Чукотский край

Экспедиция «Брест – Певек» вошла в свою финальную стадию. Трем экипажам на Mazda BT-50 осталось преодолеть самый сложный участок маршрута и финишировать в городе Певек, Чукотский край.

День 14

Якутск

Именно Якутск можно считать отправной точкой самого сложного отрезка экспедиции «Брест – Певек 2011». Алмазная столица не выглядит богато, то и дело удивляя гостей полуразвалившимися деревянными халупами в центре города. Два раза в год Якутск и вовсе оказывается отрезанным от мира, пока проходит смена сезонов, и перебраться через Лену можно разве что по воздуху. Дальше все – дорог нет, остались только направления. В оптимистичных прогнозах Андрея Леонтьева мы уже через неделю можем добраться до финишной точки в Певеке, а пессимисты говорят, что мы и вовсе не доедем на наших Mazda BT-50. Как оно будет на самом деле – покажут ближайшие дни, которые обещают стать самыми захватывающими.

Чтобы увеличить наши шансы благополучно добраться до Певека, мы посетили музей мамонта, в котором поглазели на останки великих животных. Если уж они тут бродили сотни тысяч лет назад, без всяких внедорожников и дорог, то и мы проедем. Потом – визит к шаману, а то какая же Якутия без шамана?! Бабушка, наделенная способностью общаться с духами и видеть будущее, успокоила нас: должны добраться, и все будет в порядке. Для пущей уверенности разожгла небольшой костер, попросила духов благоволить нам и сожгла пучок конских волос. Теперь высшие силы нас точно не оставят. Ну а если что, то надо жечь костер и волосы, причем не будет конских – пускай в ход человеческие.

Но в любом случае, с духами или без, рано утром в путь. Местный мужчина, руководитель одной транспортной компании, рассказал нам, что не так давно бывал в тех краях на автомобиле и ничего страшного не произошло. Пришлось покопать, пришлось полазить, однако добрался домой цел и невредим. Правда, машина у него оказалась, мягко говоря, чуть подготовленнее: внедорожные колеса, поднятая подвеска, полный комплект блокировок и оборудования. Увидев наши магазинные Mazda BT-50, он скептически пожал плечами.

День 15

Якутск – Хандыга

Дорога из Якутска, начавшись с «неофициальной» зимней переправы через Лену, быстро скуксилась и промерзла. Солярка подорожала до 35 рублей за литр, но к ее качеству, похоже, не придраться. По пути – заброшенные поселения, пасущиеся на снежных лугах лошади и коровы и немногочисленные автомобили. Федеральная трасса «Колыма» – звучит серьезно, выглядит грустно. Местный артефакт – деревня Маралаи и придорожный шалман «Айан» с деревянным мемориалом национальным героям Якутии: участникам Великой Отечественной войны, борцам-олимпийцам и... ликвидаторам последствий аварии на ПО «Маяк» в Челябинске-40, произошедшей в 1958 году. Символично, что на фоне событий, происходящих сейчас в Японии, нам по пути попался один из очень немногих памятников одной из крупных и серьезных атомных аварий.

Как уже говорил, претензий к качеству солярки или к автомобилям – ноль. Зато огромный вопрос к тем, кто в Москве тянул проводку для лебедок на наших Mazda BT-50: одна машина уже лишилась этой допопции. Ее перетерло запасным колесом, висящим под кузовом, и во время остановки перед зимней переправой через реку Алдан перед нами вдруг предстало два оголенных провода. Хорошо еще не коротнуло, как это случилось в первый день экспедиции по пути из Бреста в Москву.

На той же остановке состоялось знакомство с вероятными попутчиками: группа грузовых автомобилей и один внедорожник движутся из Хабаровска в Билибино. Дорога одна, так что с большой долей вероятности еще встретимся и, возможно, вместе будем рубиться через преграды весеннего Севера. Правда, они уже едут дальше, а мы ночуем в Хандыге – месте, которое выглядит не менее мрачно, чем звучит. Здесь здания перекосило от времени и обстоятельств, а снег покрыт непрозрачным слоем копоти. Впрочем, все говорит о том, что это только начало и предстоящие населенные пункты удивят еще больше.

День 16

Хандыга – Усть-Нера

«Будете у нас на Колыме...» – вот уж не думал, что когда-то доберусь до этих мест по собственной воле. Мало того, еще и буду рад, как ребенок. А сейчас – еду по необитаемой, выжженной ветром и морозами местности и расплываюсь в непроизвольной улыбке: начались настоящие горы. Верхоянский хребет, протянувшийся гигантской запятой на северо-востоке континента, наконец-то открылся нам. Как только покинули прокопченную Хандыгу, белый оскал хребта замаячил на горизонте. Следующая цель – Усть-Нера, где нам помимо ночевки предстоит подготовиться к 600-километровому перегону в наиболее тяжелых условиях без единой заправки. Их и сейчас-то не сказать что много, примерно одна на 300 км пути, а дальше будет еще хуже. И это сейчас едем по хорошо укатанному гравию со средней скоростью в районе 70-80 км/ч, но дальше знающие люди обещают, что выше третьей передачи на «пониженной» переключаться не придется. Точный расход в этом случае предсказать невозможно, поэтому будем нагружать машины бочками с соляркой.

Но это будет дальше, а пока горы, солнце и отличное настроение, несмотря на то что в дороге мы уже три недели. Морально-боевой дух поддерживается взаимными подколками и энциклопедическими экскурсами в местные традиции, истории и обычаи от Андрея Леонтьева. Изредка байки по рации прерываются предупреждениями о встречных машинах или ямах на дороге.

Вообще, выходит так: чем красивее и интереснее дорога, тем она опаснее. Трасса «Колыма» хоть и находится в состоянии перманентной реконструкции, все же остается очень красивой. И у подножья гор, в которых выдолблены узкие «прижимы», лежит немало человеческих и автомобильных жизней. Даже вчера, по информации от начальника ГАИ Хандыги, на трассе случилось два серьезных ДТП. Поэтому движемся осторожно и спокойно.

Что должен испытывать человек, увлекающийся сноубордом при виде огромного количества гор, покрытых снегом? Ага. И еще у меня в кузове лежит доска с прикрученными еще утром креплениями, ботинки, шлем и снегоступы. Так что во время очередной остановки я попросил сделать более длительный тайм-аут, нацепил оборудование и прогулялся на ближайший склон. Особого удовольствия от спуска получить не удалось, так как мягкая на вид целина оказалась жестким настом, но зато можно считать, что я оказался одним из немногих, если не первым, кто прокатился по склону Верхоянского хребта на сноуборде. Да и вообще, размяться было очень кстати, не зря же я тащил эту фанерку за 13 000 км сюда!

День 17

Усть-Нера – Зырянка. Часть 1

При подготовке к экспедиции «Брест – Певек 2011» предполагалось, что отрезок от поселка Усть-Нера до поселка Зырянка окажется самым трудным и самым интересным. Поэтому и ждали мы его с особым интересом.

Перегон до Зырянки около 600 км, и на этом отрезке нет ни единой заправки. Так что надо запастись горючим, при чем канистрами тут ну никак не обойтись - предполагаемая скорость движения 20-50 км/ч на пониженной передаче. Расход явно превысит ставшие уже привычными «менее десяти литров на сотню», так что монтируем в наши Mazda BT-50 220-литровые бочки и отправляемся заправляться «до полных баков» по цене 40,4 рубля за литр солярки. Да и вообще, местные обитатели не стесняясь говорят о том, что «здесь не Россия, здесь анархия и свои законы», и жалуются на то, что в сводках погоды по центральным каналам постоянно врут: говорят, что температура -34* по Цельсию, а на самом деле -50*. Думают, что хотят скостить их «северные», причитающиеся к зарплате, а это как-никак половина оклада в плюс.

Но речь, собственно, совсем о другом. С заправленными под горловину баками и полными бочками выдвигаемся дальше. Еще 80 км укатанной и весьма ровной гравийной трассы «Колыма», а потом... Впрочем, и на трассе, которую вроде как сдали и открыли для сквозного проезда круглый год, тоже не все хорошо: дорога действительно ровная, но новых мостов, построенных для переправы через многочисленные ручьи, раз, два и обчелся. Пользуются старыми деревянными, которые построены еще в 40-х годах и теперь сплошь находятся в аварийном состоянии. Некоторые и вовсе обвалились – в объезд по льду зимой или по бродам летом.

А вот и долгожданный (на одометре уже 14 000 км!) поворот без указателей – мужики в бензовозах, пришедших «оттуда», утвердительно кивают на вопросы о правильности выбранного направления и говорят, что проехать можно. Только в одном месте, примерно на полпути вылезла более-менее серьезная наледь.

Одна колея на всех с частыми «зарубами» в целине для того, чтобы разъезжаться встречным автомобилям. Ухабы и укатанное в лед покрытие. Иногда мы едем по суше, иногда по рекам. Метель была, похоже, достаточно давно, и основное направление побито очень неплохо. Иногда даже навигатор оживает, внезапно обнаруживая себя на какой-то дороге. По всей видимости, это летний маршрут, который можно пройти только на совсем серьезной технике. Вообще, нанести «зимник» на карту – дело практически невозможное. Каждый год его нитка прокладывается по-разному, в зависимости от погодных условий, да и вообще, маршрут меняется сам по себе постоянно: где-то заметет, где-то выйдет вода на лед, и зимник самостоятельно сделает новый изгиб.

Пониженный ряд, 3-4-я передача и средняя скорость не выше 50 км/ч. Сразу понятно, что до Зырянки такими темпами мы одним днем не дойдем, даже если по невероятному стечению обстоятельств не столкнемся с трудностями. Но перспектива ночевать в машинах в тайге никого особо не смущает: едем уже долго и успели настолько привыкнуть к Mazda BT-50.

Ближе к вечеру стали попадаться полузаметенные участки с глубокой, но мягкой колеей, пробитой попутными и встречными грузовиками. Главное – не останавливаться, а так – самый настоящий фрирайд. Движение на зимнике в это время весьма напряженное, едва ли больше машин нам попалось навстречу, когда мы вваливали по ровному матовому полотну шоссе Чита – Хабаровск. Встречные останавливаются и охотно докладывают оперативную обстановку: там вылезла вода, там метет. Ситуация меняется буквально каждый час, и похоже, что в не лучшую для нас сторону: на подъезде к Сасыру (точка примерно посреди нашего отрезка) на лед вышла вода, и ее уровень растет. Сверху она промерзает, и потом под весом машин этот свежий лед проваливается. Сильно не утонуть, так как на такой наледи основной, толстый слой льда находится весьма неглубоко, но выбираться в таких условиях не очень. К тому же если верхний слой льда окажется уже достаточно толстым, то его осколки могут поколоть нам бампера.

Бах! – и первая машина внезапно проваливается на полколеса в воду во время очередной ледовой переправы. Пар и брызги, выхваченные фарами из темноты ночи, кажутся совсем зловещими, однако педаль газа от неожиданности бросить не успели, поэтому из этой наледи выбираемся успешно и без потерь. Вопреки желаниям, этой ночью нам не удалось добраться даже до «засадной» наледи: на распутье, которое небольшим указателем разводило направления «на Сасыр» и «на Зырянку» в разные стороны, в воздухе повис вопрос «куда?», наилучшим ответом на который была фраза, произнесенная в рацию: «А может, утро вечера мудренее?..»

День 18

Усть-Нера – Зырянка (продолжение)

Утром выяснилось, что ехать все же надо на Сасыр: направление «на Зырянку», со слов дальнобойщиков, сулило большие сложности. Правда, уже через 20 км выяснилось, что и альтернативным путем проехать будет совсем нелегко. Речка Мома в этих местах пошла наледью, глубина которой породила в нас зерно сомнения. Прокрасться на другой берег, не провалившись в наледь, было почти невозможно – в некоторых местах лед проламывался даже под человеком, а перспектива поколотить бампера наших Mazda BT-50 или, что еще хуже, получить гидроудар в двигателе нас совсем не прельщала. Поэтому пришлось держать «совет стаи» прямо на месте, у берега. Постановили устроить разведку другого перехода реки одной машиной, которая немедленно и отправилась в путь.

Как-то уже достаточно давно стало понятно, что Север не терпит суеты и пренебрежительного к себе отношения. Чуть зазнался – получи легкий пинок под пятую точку. Не обратил внимания на предупреждение – готовься к проблемам побольше. Первая машина вернулась через два часа с дыркой в бампере и не самыми обнадеживающими новостями: другая переправа совсем короткая, но глубже и выезд круче. Бампер пострадал в борьбе с непробитой после метели колеей, да и вообще, ребятам пришлось поработать лопатами в этой разведке. Мы, считавшие самую сложную часть пути от Бреста до Певека уже наполовину пройденной, на это предупреждение должного внимания не обратили и продолжали рассчитывать на то, что ночевать мы будем уже в Зырянке.

Решили ползти на короткую переправу, но уже по пути туда умудрились завязнуть: сперва чуть соскочив с накатанной тропинки в болотистую целину, а потом и вовсе во внезапно вскрывшейся наледи посреди леса. Совместными усилиями выбрались и поехали искать помощников посерьезнее – без грузовиков тут не продраться. Встретили два Урала, которые согласились помочь, но тяжелая техника начала проваливаться в болото еще раньше нас, поэтому водители отказались идти предложенным нами путем и развернулись. Потеряв большую часть светового дня, мы вновь пришли к утреннему раскладу: длинная переправа в районе села Сасыр, но на этот раз у нас уже был помощник в виде трехосного Урала. Да и обстановка на переправе немного улучшилась: большие льдины покололись на радость нашим уже слегка «покоцанным» бамперам. По большему счету переправиться на тот берег нам было по силам и без посторонней помощи, но, решив перестраховаться, мы-таки прицепились «гуськом» за Урал и заглушили моторы.


Большому Уралу эта наледь – что лужа. Нам – главное препятствие по пути. Встречные говорят, что дальше дорога в полном порядке. Поэтому расслабились, еще даже не успев выбраться из воды: специально для видеосъемки отцепились от Урала и самостоятельно выбирались из речки на берег. Спешка и желание выскочить «красиво» привели к тому, что одна из машин на выезде лишается интеркулера турбины и радиатора системы охлаждения. Занавес! Можно пытаться списать происшествие на недостаток конструкции автомобиля (интеркулер расположен низко, и в подобных ситуациях он страдает в первую очередь, а если удар сильный, то следом за ним могут выйти из строя радиаторы охлаждения и кондиционера) или на ошибку водителя, но факт остается фактом: Север недвусмысленно дал понять, что относиться к нему нужно предельно уважительно. Только накануне вечером говорили о том, что может произойти что угодно, и вот, пожалуйста!

Текст и фото Дмитрий Макаров