После прошлогодней гонки MX-5 Open Race, посвящённой 20-летию родстера Mazda MX-5, я предположил, что европейское отделение компании обязательно придумает какое-нибудь мощное мероприятие в честь миллиона выпущенных MX-5. Но я и представить себе не мог, с каким размахом «маздовцы» решат отметить очередную веху в истории модели!
Сначала это казалось шуткой. Мол, в конце февраля в Швеции пройдёт ледовая гонка на MX-5. Причём на тех же, что мы гонялись на треке в Адрии. Ну-ну, так мы в это и поверили – больше двадцати машин на замёрзшем озере превратили бы заезд в настоящее побоище. Либо саму трассу нужно было делать очень широкой, что убило бы весь интерес. И сами заднеприводные родстеры, лишённые крыши, едва ли подходили для подобных выкрутасов в самый разгар зимы. Безумие!
Но время шло, неумолимо отсчитывая дни до гонки. И когда мы поняли, что Mazda действительно решилась на это, то забили тревогу. Российское представительство отреагировало незамедлительно и выделило нам Олега Кесельмана, директора Академии спортивного вождения Mazda, и несколько MX-5 на шипованных шинах. И в ходе тренировочных заездов в Челябинске и на автодроме в Тушино мы не только смогли набрать неплохую форму, но и выбрать шестого члена команды.
Да-да, в этом году нам предстояла уже 4-часовая гонка, поэтому команды должны были включать в себя шесть пилотов. Наша «сборная» наполовину состояла из участников прошлогодней гонки – это я, Сергей Воскресенский («За Рулём») и Борис Шульмейстер (телеканал «Авто плюс»), к которым добавились быстрые и стабильные Александр Евштокин (Car), Никита Гудков («Авторевю») и Пётр Ястребов (Quattroroute). И, конечно, Олег Кесельман в роли тренера.
Такой дружной компанией мы и добрались до шведского озера Каллшён, что уже неподалёку от границы с Норвегией. Было солнечно, но отнюдь не жарко – в первый день столбик термометра не поднимался выше -18 градусов. И никакой крыши нам не приладили – все отличия «боевых» MX-5 от прошлогодней спецификации свелись лишь к максимально «разжатой» подвеске (которая всё равно осталась очень жёсткой) и... узким раллийным шинам Black Rocket. Правда, рабочая часть шипов была чуть меньше гоночных 4,5 мм – их укоротили до 3 мм, чтобы не уничтожить трассу.
Началось всё со 150-минутной тренировки, в ходе которой каждый из нас должен был проехать минимум 3 круга на время. К счастью, для этого было не обязательно ехать 5 кругов (включая «разгонный» и круг возвращения в боксы) – отсечка времени была непосредственно перед въездом на пит-лейн, что позволило сэкономить драгоценные минуты. Кольцо-то протяжённостью почти 5 километров! А его конфигурация с 43 поворотами исключала высокие скорости на трассе.
К слову, наши тренировки не прошли даром – мы сразу поехали быстро (причём все!) и довольно легко заняли первую строчку в протоколе с результатом 4:50.972 (в зачёт шло лучшее время команды). Не смутило нас и второе место... австралийцев, расположившихся в 2 секундах позади. А ведь это был первый звоночек! Уже тогда надо было подумать, как представители Зелёного континента, которые едва ли ездили по льду, смогли опередить всех остальных, включая и скандинавов.
Гром грянул в квалификации, где мы улучшились всего на полторы секунды (4:49.571), а австралийцы отхватили «поул» с невероятными 4:41.412! Восемь секунд с круга! Деморализующий результат. Мало того, нас неожиданно обскакала сборная команда трёх стран (Венгрия, Словения, Турция). Итог – лишь третье место на старте. А ведь мы горели отыграться за прошлогоднюю гонку в Адрии, где заняли лишь пятую позицию. Весь вечер я занимался тем, что изучал протоколы, пытаясь понять, кто из шести членов команд-лидеров способен ехать быстро и кто является нашим основным соперником.
Стало ясно: раз мы не можем соперничать с австралийцами на трассе (сборную «солянку» на первом ряду стартового поля мы всерьёз не принимали), то надо сосредоточиться на сменах пилотов. И очень удачным решением было распределение по комплекции гонщиков – сначала ехали самые крупные, затем более «компактные». Это позволило свести к минимуму манипуляции с ремнями безопасности. А по результатам квалификации выбрали, сколько времени проведёт на трассе каждый член команды – по правилам максимум в каждой гонке был ограничен 30 минутами, минимум – 10.
Гоночное утро нас встретило совсем неприветливо – минус 31 по Цельсию! И всё пошло в тартарары уже на третьем круге – небольшая ошибка, вылет с трассы и четырёхминутная «пауза» в снежном бруствере. С 3-й позиции наш экипаж откатился на 17-ю с кругом отставания, что перечеркнуло все шансы не то что на победу, а даже на подиум. Обидно, досадно, глупо. Но мы не сдались и продолжили бороться, отдав все силы. Спустя час мы поднялись уже на седьмую строчку, а к финишу первого заезда (сама четырёхчасовая гонка была разбита на два равных отрезка) расположились уже на второй, вернувшись в круг с лидерами. Как раз за австралийцами!
Дозаправка в перерыве (на этот раз организаторы решили не устраивать пляски с бочками и огнетушителями на пит-лейн ввиду ограниченного пространства), и вновь наша Mazda под номером «4» выкатывается на старт. Прогревочный круг, отмашка флагом – вперёд! На этот раз всё прошло без ошибок. Перед первой сменой мы отстаём на 15 секунд, но покинули боксы, отыграв девять. И так раз за разом.
Перелом произошёл в середине заезда. Австралийцы одновременно с нами заезжают на смену (они решили скопировать нашу тактику), но если первыми въехали на пит-лейн они, то выехали – уже мы! Теперь – только бы не растерять. Пока получается! Следующим в боксы влетает Ястребов, моя очередь, я – предпоследний в нашей «массово-габаритной» иерархии. Прыгаю в машину, нервы на пределе, ставки максимально высоки, 30 км/ч на пит-лейн, только бы не превысить (у нас уже было предупреждение за такое нарушение), на ходу отключаю систему стабилизации. Поехали!
На трассу выезжаю аккурат между двумя круговыми. Снежная пыль, низкое солнце, ничего не видно! К счастью, удаётся быстро обогнать, не теряя темпа. Трассу «погрызли» так, что на жёсткой подвеске колеи и надолбы буквально вытрясают всю душу, а шлем долбится о трубы каркаса безопасности. Быстро ехать на строптивой MX-5 в таких условиях – сущий ад. Машина специально настроена так, что поворачивает исключительно в заносе, а реакции в колеях фактически непредсказуемы. Приходится так много крутить рулём, что даже в 30-градусный мороз становится очень жарко! Хотя, конечно, это заслуга и весьма эффективной «печки» – мы направляли дефлекторы на руль, иначе сильно мёрзли пальцы (даже в перчатках).
Пролетаю въезд на пит-лейн, вижу табличку «4, IN». Ещё круг, меняюсь с Борисом Шульмейстером. До финиша – 5 кругов, мы впереди. Мы знали, что выигрывает тот, кто проедет максимальное количество кругов. Но было непонятно, сохраняются ли отрывы первой гонки. Тогда нас отделило от австралийцев больше минуты. Поэтому за Борю мы болели с максимальным напряжением, считая нас главными кандидатами на победу.
Четыре круга до финиша, австралиец на заднем бампере! Круг длинный, что там происходит дальше – не видно. Почти пять минут неизвестности. Видим, летит наш «медведь с ракетами». Один! За ним – никого! Как гора с плеч. Тут же знаками показываем ему: «Спокойнее!». Но Борис – опытный пилот, сам всё видит. Бежим к финишной линии, дальше уже всё как в тумане – нас захлестнули эмоции.
Взмах клетчатым флагом, победа! Ещё один круг ожидания, вытаскиваем Шульмейстера из машины и качаем его на руках, мы выиграли! Это было просто невероятно, после нашего вылета в такой исход могли поверить только прожжённые оптимисты. Оказалось, что самый быстрый пилот австралийской команды в ходе жёсткой борьбы (не обошлось и без контактов!) потерял пару секунд времени и в попытке догнать Борю... вылетел с трассы.
Надо же так. Мы – на третьем круге, они – за три до финиша. Мы квиты! И отыгранного времени нам хватило, чтобы отпраздновать итоговую победу. Второе место смогли занять австралийцы, но для них и серебро можно считать фантастическим результатом. А третью ступеньку «застолбили» бельгийцы, выигравшие год назад. Кстати, они по-прежнему не гнушаются приглашать профессиональных пилотов в журналистскую команду. Например, за них ехал всё тот же Джеффри ван Хойдонк – бывший формулист и участник гонок на выносливость.
Британские команды состояли из «зубров» местной прессы – представителей Top Gear, Evo, Car. За них же, кстати, ехал и Икуо Маэда по прозвищу «Speedy» – шеф-дизайнер Mazda, который периодически развлекается в любительских гонках за рулём «каркашенной» MX-5. А за Швейцарию ехал Рене Арну – пилот, который провёл 12 сезонов в «Формуле-1» в 70-80-х годах. Все они остались позади. Да и австралийцы признались, что многие из них ездят в ралли и после гравия им не пришлось долго адаптироваться к другому скользкому покрытию.
Но нам в тот момент было решительно всё равно, кого мы объехали. Главное – как! Спасибо всей команде, сработавшей безукоризненно в такой сложной ситуации. Спасибо Mazda за то, что не побоялись устроить фантастическую гонку во второй раз. Ice Race 2011 была посвящена выпуску 900-тысячного родстера MX-5. А на носу – миллион. Страшно представить, в каких ещё условиях Mazda захочет испытать возможности своей культовой модели. Ведь не на грунте, правда?!
Вадим Гагарин
Фото Сергея Крестова (Mazda)