«Шевроле» за $8 тыс. – это только начало

Сегодня в очень торжественной обстановке началось производство новых русско-американских «Нив». Не понятно пока только одно – в чем состоит их американскость. Тайну предстоит разгадать нашему корреспонденту, отправившемуся в Тольятти.
content image for: 3359
Пятнадцать месяцев подготовительной работы позади: сегодня в Тольятти начинается полноценное производство «Шевроле-Нивы», она же Chevrolet-Niva – как кому нравится. Во все время подготовки американцы не раскрывали секрета, что же они такое делают с «Нивой», чтобы превратить ее в настоящий Chevrolet. Если рассматривать новую машину без учета ее совместного происхождения, все понятно, но как-то неинтересно. Она действительно лучше и удобнее прежней. У нее четыре двери вместо двух. Есть гидроусилитель и регулировка руля по высоте. Мотор с распределенным впрыском, более тяговитый и эластичный, чем прежние карбюраторный и моновпрысковый, разгоняет ее до сотни за 17 секунд (раньше было 20 с небольшим). У «Шевроле-Нивы» более удобные сиденья и салон. Бак не на 42 литра, а на целых 60. Доработанная и менее шумная трансмиссия, понижающий ряд и блокировка дифференциала включаются не двумя отдельно стоящими рычагами, а одним общим. Но ничего чрезвычайного во всем этом на первый взгляд нет. Ведь и цена выросла.

До презентации называлась цифра $8 тыс., но сегодня Владимир Каданников заявил, что «это только начальная, базовая цена, а окончательную определит спрос». Учитывая, что предсерийные образцы легко расходились по $12 тыс., возможности для увеличения «базы» вполне приличные. Но даже базовая цена – это ведь не $4,5 тыс., как у старой «Нивы»-трехдверки, и даже не $6 тыс., как у старой же, но 5-дверной. Получается просто немного улучшенная «Нива» для более состоятельных покупателей.

Но руководство СП очень обижается, когда «Шевроле-Ниву» называют просто «Нивой» и русской машиной. Те, кто так думают, совершают огромную ошибку – утверждают американцы. «Это новый уровень соотношения цена-качество на российском рынке», – заявил сегодня председатель совета директоров корпорации Джек Смит. Американцам осталось только объяснить, что конкретно стоит за этими словами. Разрабатывали машину русские, когда еще не было речи ни о каком СП. Прототип новой «Нивы», которая тогда еще не думала называться Chevrolet, а была просто ВАЗом-2123, запустили в 1996 году. Мелкосерийное производство пошло с 1999–2000 года. Все это время новая «Нива» продавалась в салонах и была страшным дефицитом. Затем состоялось подписание исторического соглашения GM-АвтоВАЗ, и «Нива»-2123 ушла на доработку, чтобы сегодня, 23 сентября 2002 года, появиться снова уже под другим именем. А главное, GM теперь отвечает за качество и открывает по всей России несколько десятков сервисных центров. Брать на себя такую ответственность, когда речь идет о «Жигулях», – конечно, безумие. «Нива» на 95% состоит из «жигулевских» деталей, но из разговоров с представителями СП можно понять, что все эти детали не простые, а прошедшие контроль специалистов General Motors, которые активно работали с поставщиками. Если такой путь возможен, то почему бы не поставить джиэмовских контролеров вдоль всех конвейеров Тольятти. Глядишь, через год-другой из «Жигулей», при полном сохранении их конструкции, получились бы те же «опели». Видимо, специалисты совместного предприятия объяснят сегодня подробнее, в чем состоит их достижение. Пока понятно только с окраской. На конвейере СП установлено новое окрасочное оборудование, которое позволит достичь западного качества. Но ведь машина состоит не из одной только кузовной эмали. Вообще же доработка, которой все это время занималось СП, не имеет мировых аналогов. Например, история со «Шкодой», которую взялся улучшать Volkswagen, развивалась по-другому. В «Фелиции» производили конструктивные изменения. Перерабатывали экстерьер и салон, ставили фольксвагеновские движки, меняли подвеску, ходовую. В заключение и вовсе заменили старую «Филю» новой моделью. Здесь же, насколько пока можно судить, речь идет о сохранении придуманной ВАЗом «Нивы» почти без изменений. Нет, говорят американцы, она у нас совсем другая, а в строительство конвейера СП вложено более $300 млн. Но все-таки как из «Жигулей» сделать Chevrolet, знают пока только они сами. Завтра надеемся узнать и мы. Если и правда все дело в сборке и правильной организации процесса, то у «Шевроле-Нивы» самые радужные перспективы: вполне приличный внедорожник за $8 тыс. заинтересует многих, и усилия американцев будут вознаграждены. Но платить лишние деньги за ограниченный набор усовершенствований и слова о «самом совершенном производстве» мало кто захочет. Весь понедельник специалисты СП были заняты тем, что демонстрировали журналистам свою продукцию и объясняли, в чем состоят их достижения. Завтра, во вторник, корреспондент «Газеты.Ru» подробно расскажет о том, как устроена работа СП и что же все-таки за машину оно производит.