Москву изрежут вдоль и поперек

Правительство Москвы утвердило план строительство магистрали от Пресни до самой МКАД. О ней, а также о трассах, дублирующих Ярославку, Ленинградку и Кутузовский проспект, о хордах, которые пересекут весь город с запада на восток, нам рассказал заведующий отделом дорожного строительства НИИ Генплана Михаил Крестмейн.
content image for: 3329
Правительство Москвы утвердило план строительство магистрали от Пресни до самой МКАД. О ней, а также о трассах, дублирующих Ярославку, Ленинградку и Кутузовский проспект, о хордах, которые пересекут весь город с запада на восток, нам рассказал заведующий отделом дорожного строительства НИИ Генплана Михаил Крестмейн.

– В конце недели на градостроительном совете обсуждался Краснопресненский проспект – бессветофорная магистраль, по которой с Красной Пресни можно будет прямиком выехать на МКАД, на Новорижскую трассу. Что решили? – Строить Краснопресненский проспект обязательно будут. Посудите сами: есть прекрасная широкая Новорижская трасса, а выхода в город у нее нет. Причем строить начнут довольно скоро. Решено, что, как только освободится проходческий щит, с помощью которого сейчас прокладывают тоннель под Лефортовым, его направят в первую очередь именно на Краснопресненский проспект. Он пройдет от Звенигородского шоссе по улице Мневники, проспекту Маршала Жукова, по новому мосту через Москву-реку до Серебряного Бора, а оттуда – тоннель до самой Новорижской трассы. – Какие еще радиальные магистрали сейчас в московских планах? Одно время, например, много говорилось об альтернативном Кутузовском проспекте. От него не отказались? – Прежде всего, термин неправильный – мы говорим «дублер» Кутузовского проспекта. Дело в том, что никто не собирается создавать полноценный проспект наподобие Кутузовского, Ленинского либо какого-то другого проспекта Москвы. Ведь третье кольцо никто проспектом не называет – это улица исключительно транспортного назначения, именно таким и будет дублер Кутузовского проспекта. Три ряда в каждую сторону, без единого светофора – фактически автомагистраль в рамках города. Дублер Кутузовского начнется от «Сити» и пройдет вдоль Белорусской железной дороги до МКАД. В дальнейшем, возможно, его продлят – за кольцом он уже будет дублировать узкое и часто перекрываемое Рублево-Успенское шоссе.


Дублеры появятся не только у Кутузовского проспекта. Мы подготовили проект трассы – дублера Ленинградского шоссе. Она начинается, если ехать от центра, на Дмитровском шоссе, в районе улицы Руставели, проходит вдоль Дмитровского проезда, затем параллельно Рижскому направлению Московской железной дороги огибает Тимирязевскую академию, продолжается вдоль улиц Приорова, Клары Цеткин, Нарвской, Смольной, Лавочкина, Дыбенко, пересекает МКАД, огибает Химки и выходит на Ленинградскую трассу у развязки с Международным шоссе.


Дублер Ярославского шоссе пройдет (если начинать от МКАД) вдоль Ярославской железной дороги по Анадырскому проспекту, улице Летчика Бабушкина, Рижскому проезду до пересечения с Третьим транспортным кольцом.


Дублер Варшавского шоссе начинается от Третьего кольца, идет параллельно Павелецкому направлению железной дороги до Нахимовского проспекта, пересекает Варшавское шоссе, затем отклоняется в сторону улицы Москворечье, вновь поворачивает строго на юг, проходит вдоль улицы Бехтерева, прижимается к Курскому направлению железной дороги, пересекает МКАД и доходит до Южного Бутова. Только о сроках не спрашивайте – их пока никто не знает. – А с Четвертым транспортным кольцом хотя бы понятно? И вообще, как оно соотносится с Третьим кольцом? Это, случаем, не одно и то же?

– Раньше мы считали, что на севере Москвы у нас будет Большое и Малое Третье кольцо, а на юге они сольются в одно. Но в правительстве нам сказали, что это не совсем правильно, и мы согласились. Таким образом, то, что теперь называют Четвертым кольцом (правильнее говоря, полукольцо) фактически является южной частью Большого Третьего транспортного. Раньше строительство Четвертого кольца было просто невозможно – мы не умели строить большие тоннели глубокого залегания. Однако теперь при помощи технологий, примененных в Лефортово, мы сможем прорыть тоннели под Коломенским и Филевским парками и таким образом замкнем Четвертое кольцо на третье. На западе Москвы Четвертое кольцо будет проходить от пересечения улицы Народного Ополчения с Третьим кольцом, дальше в тоннеле под Филевским парком, по Минской улице, Ломоносовскому и Нахимоскому проспектам, Коломенскому проезду. Потом опять тоннель – под заповедником «Коломенское». Он выйдет на поверхность на Коломенскую улицу, затем по мосту из Нагатино в Печатники, и мимо метро «Текстильщики» Четвертое кольцо выйдет обратно к Третьему, но уже в восточной его части, и сомкнется с ним. – Прошлой зимой на выставке, посвященной развитию дорожной системы Москвы, были впервые показаны две будущие хорды, которые проходят по прямой через всю Москву от МКАД до МКАД. Сохранились ли планы их строительства?

– Хорды в перспективной системе магистралей есть, их две – северная и южная. Северная, Химки – Вешняки, начинается от обхода Химок, проходит вдоль Октябрьской ж/д от МКАД до ул. Академика Королева. Далее магистраль идет по маршруту улица Космонавтов – Ростокинский проезд – Краснобогатырская улица – Преображенский вал – проспект Буденного – Перовская улица – Кетчерская улица – Носовихинское шоссе.

Южная хорда, Рублево – Капотня, пойдет по маршруту Рублевское шоссе – Аминьевское шоссе – улица Лобачевского – улица Обручева – Балаклавский проспект – Кантемировская улица – Борисовские пруды – Капотня. Обе хорды должны стать высокоскоростными бессветофорными магистралями. – А что в центре? Собираются ли убрать под землю Новый Арбат, а Садовое кольцо сделать односторонним, как того хочет Юрий Лужков? – Арбат под землю не уберут. На самом деле нам еще предстоит обсуждать принципиальную схему транспортного пространства в этом районе, однако мы, как проектировщики, считаем, что убирать трассу под землю транзитом неправильно. И городские власти нас в этом поддерживают. В принципе не стоит строить транзитные подземные магистрали в центре – здесь должны находиться автостоянки. Все те, кто сейчас паркуется на улице, уйдут под землю, а освободившегося места вполне хватит, чтобы разгрузить движение. Кстати, такие парковки могут появиться сравнительно скоро. Дело в том, что их планируется строить не за счет муниципальных властей, а на деньги частных инвесторов. Когда они будут арендовать землю под строительство или реконструкцию объектов, им по договору придется оплачивать и строительство соответствующих паркингов по разработанным стандартам. Что же касается Садового кольца, то мы не рекомендуем делать его односторонним. Об этом в любом случае невозможно говорить до тех пор, пока не будет достроено Третье кольцо. После этого можно будет проводить дополнительные исследования о целесообразности такой организации движения. Но, повторю еще раз, НИИ Генплана в принципе против этого. – Раз уж мы заговорили о направлениях движения. Сохранились ли планы перевода движения вокруг Кремля против часовой стрелки, на чем, в частности, очень настаивает глава ГАИ России Владимир Федоров? Ведь при этом выезд на Кремлевское кольцо с Тверской, Большой Дмитровки, Петровки и заезд на них можно сделать вообще без светофоров. Правда, не очень понятно, куда при федоровской схеме девать поток, приезжающий в центр по Ленинскому проспекту, Якиманке и Большому Каменному мосту... – Не так давно мы подготовили КСОТ – комплексную схему организации движения внутри Садового кольца. В этом документе мы не рекомендуем закручивать Моховую и Охотный Ряд в обратную сторону: дело в том, что проблем это создаст больше, чем поможет решить. Вместо этого мы предполагаем просто сделать односторонней Кремлевскую набережную. В этом случае движение облегчится в достаточной мере. Кстати, по нашему КСОТу мы также предлагаем сделать односторонними многие улицы внутри Садового кольца. И это должно произойти достаточно скоро.