Глава московской ГАИ не выучил кодекс

Руководство ГАИ Москвы и области встретилось во вторник с водителями на 54-м километре МКАД и продемонстрировало собравшимся незнание современного административного законодательства.
content image for: 3317
Руководство ГАИ Москвы и области встретилось во вторник с водителями на 54-м километре МКАД и продемонстрировало собравшимся незнание современного административного законодательства.

Вторничная встреча руководства ГАИ с водителями заранее почти не анонсировалась – ни в СМИ, ни другими способами. Только светящиеся табло на МКАД за несколько дней до акции сообщили о ее месте и времени. Но желающих поговорить с гаишным начальством, ровно в 11.00 усевшимся за столики на обочине МКАД, оказалось довольно много. Большинство, как обычно и бывает на таких мероприятиях, обращалось со вполне конкретными жалобами, никому кроме самого жалобщика не интересными. У кого-то, на его взгляд, было неправильно вынесено решение по нарушению, кто-то получил отказ в регистрации своего автомобиля... Одна москвичка даже потребовала, чтобы гаишники распорядились сделать возле ее дома пешеходный переход со светофором и построить автобусную остановку. О чем бы их ни просили, замглавы подмосковной ГАИ полковник Кулешов и руководитель московской ГАИ Сергей Казанцев внимательно выслушивали, предлагали «оформить в письменной форме» и обещали «взять дело под личный контроль». На этой оптимистической ноте дело и кончилось бы, если бы на встречу не приехала группа товарищей, являющихся активными посетителями гаишной конференции на auto.ru. Они заранее заготовили с десяток животрепещущих вопросов, касающихся спорных моментов административного законодательства.

И это застало начальство ГАИ врасплох. Вопрос о поголовном контроле трезвости – когда специальный наряд инспекторов останавливает всех водителей подряд и заставляет дуть в трубочку – подразумевал вполне конкретный ответ: законно или незаконно. Спрашивающие аргументировали вполне четко: такие акции незаконны, поскольку для того, чтобы начать проверку, у инспектора должны быть «достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения».

А ведь не может такого быть, чтобы у него для каждого проезжающего нашлись свои «достаточные основания». Генерал-майор Казанцев, однако, ушел от прямого ответа, заявив только, что проверки на алкоголь будут продолжаться. Глава российской ГАИ Владимир Федоров в такой ситуации обычно говорит, что «во всем мире так делают» – московский начальник не сказал даже этого. Еще хуже Казанцеву пришлось, когда речь зашла о периодичности техосмотра. В инструкциях на эту тему есть шероховатости: транспортные средства, со времени выпуска которых прошло не более пяти лет (включая год выпуска), должны проходить ТО раз в 24 месяца. В остальных случаях – раз в 12 месяцев. Сложность с теми машинами, которым ровно пять лет. В Москве им выдают талончик всего на год, руководствуясь странной логикой: «не более пяти лет» – это все равно что «менее пяти лет». Казанцев вполне одобряет такие рассуждения и имел бледный вид, когда за его стол сел гражданин, сумевший выиграть в Мосгорсуде дело о талоне ГТО на 5-летнюю машину. Казанцев впервые услышал об этом судебном решении и, в общем, не нашел что ответить.

Подмосковный коллега Казанцева тоже показал себя. Он заявил, что после 1 октября ничто не мешает водителям, у которых ранее задержали права, ездить по временным разрешениям старого образца. Между тем именно 1 октября названо в постановлении правительства России датой, начиная с которой старые зеленые «времянки» не действуют. Зато начальник отдела ГУ ГАИ России Владимир Кузин оказался на высоте. Он вполне четко объяснил собравшимся, что значит «движение по встречной полосе», за которое административный кодекс предполагает лишение прав, и чем движение по полосе отличается от ее пересечения. Вдаваться в подробности мы сейчас не будем: корреспонденту «Газеты.Ru» Кузин разъяснил этот сложный вопрос гораздо раньше – см. материал «Встречка с гаишником». Кузин рассказал также, что сейчас на стадии утверждения находятся поправки к КоАП, которые в частности убирают двусмысленность в вопросе уплаты штрафа на месте при нарушениях ПДД. Сейчас со штрафом на месте устроено своеобразно: каждый гаишник знает, что он запрещен, но в кодексе не так. Штрафы, утверждает КоАП, можно взимать на месте за исключением нарушений, описанных в «автомобильной» главе 12. В этом случае их взимают по статье 32.3, где прямо сказано – только через банк, но за одним исключением, описанным в статье 32.3, где снова рассказывается, как взимать штрафы на месте. Вот этот замкнутый круг Думе и предстоит как-то ликвидировать. Что же касается специальных постановлений правительства о штрафстоянках и о снятии номеров (из-за их отсутствия гаишники сейчас не могут ни снимать номерные знаки при непройденном техосмотре, ни ставить машину на штрафстоянку), то их по-прежнему нет. По словам Кузина, соответствующие предложения уже направлены в правительство, однако оно все медлит.