Jaguar. Пробегом по 75-летию

Принимаем участие в юбилейном пробеге Ягуар по Англии

Вряд ли Уильям Лайонс предполагал в начале двадцатого века, как будет развиваться его недавно созданный бизнес. Учрежденная в 1922 году в Ковентри совместно с Уильямом Уолмсли компания Swallow Sidecars поначалу занималась тривиальным производством мотоциклетных колясок. Тем не менее благодаря гению и паровозной энергии Лайонса уже в 1935 году в самом центре Лондона, в гостинице May Fair, что за Вестминстерским Аббатством, солидной публике был представлен первый в истории Jaguar!

content image for: 32611
content image for: 32611

Уильям Лайонс, конечно же, не думал о том, что спустя 75 лет журналист из далекой и неведомой России будет приглашен в Англию, чтобы проехать по маршруту движения его легенды, из Ковентри в центр Лондона. Для того, чтобы отпраздновать в старой доброй My Fair семидесятипятилетние теперь уже великолепной и окутанной легендами британской марки.

content image for: 32611
content image for: 32611

Еще в начале года было объявлено, что Ягуар будет отмечать юбилейный для себя год на всем его протяжении. Тема эта пройдет зримой нитью через ряд автомобильных событий. Это фестивали в Гудвуде — Festival of Speed и Revival. А также — Concours D’Elegance в Пеббл Бич, США. А еще — итальянская Mille Miglia Classic. Помимо этого, честь легенды будут отстаивать в современных гоночных соревнованиях. Jaguar RSR XKR GT2 примет участие в Американской серии Ле-Ман.

content image for: 32611
content image for: 32611
content image for: 32611

Мы с коллегами из разных изданий почти со всего мира попали практически в эпицентр этого круглогодичного празднования. Незадолго до официальной даты дня рождения марки (а произошло это 23 сентября) в Англии 16-17 сентября состоялся юбилейный пробег. Семьдесят пять Ягуаров разных лет выпуска проехали по маршруту Ковентри — Лондон — Гудвуд.

content image for: 32611
content image for: 32611

Гудвуд неспроста был выбран в качестве финальной точки маршрута, ведь там с 17 по 19 сентября проходил самый крупный и уважаемый в Англии ретрофестиваль автомобильной, мотоциклетной и авиационной техники Revival (Возрождение). Ну а пока — бодрое утро, Ковентри, 8.30 утра.

content image for: 32611

Погода солнечная, ветер пронизывающий. Скоро станет теплее, а пока автобус везет нас в центр города, где на площадке перед Музеем транспорта собрались участники пробега — как живые, так и железные. Но до того момента, пока их нет в поле зрения, ничто не напоминает о празднике — город живет будничной жизнью.

content image for: 32611

Впрочем, как только мы подъезжаем к точке старта, от будничности не остается и следа: стройными рядами на площадке стоят, блестя хромом и лаком, сверкая боками, покоряя возрастом, раритетностью и великолепным состоянием, свидетели истории. Вернее, даже не свидетели, а сама история великой компании. Бережно сохраненные вехи, представители эпох, отголоски давно минувших дней — 75 великолепных автомобилей.

content image for: 32611

Чтобы только разглядеть их как следует, нужно несколько часов чистого времени. Поэтому перемещение между рядами машин превращается в ускоренное лавирование, затвор щелкает, а глаза бегают. Чего тут только нет! Перечислять всех участников я не буду, но некоторых отметить стоит. Это Jaguar E-Type, D-Type, C-Type, XKSS, XK120, XK8 (машина Остина Пауэрса), SS100, MK V, Mark VIII, 420, XJ12 Series 1, Daimler 66 Series 3. Причем некоторые автомобили были не в единственном экземпляре.

content image for: 32611

Самой компании принадлежат лишь несколько машин из списка участников пробега, подавляющее же большинство — из частых рук. Задолго до мероприятия Ягуар, в тесном сотрудничестве с английским клубом поклонников, составил список машин для пробега, связался с их владельцами и попросил принять участие в юбилейном мероприятии. В автомобиль к каждому владельцу был посажен свидетель-летописец, то бишь журналист. Таким образом, пробег смог порадовать не только случайных зевак на обочинах и соседей по потоку, но и гораздо больше людей в разных странах, которые прикоснулись, таким образом, к легенде.

content image for: 32611

Ягуар — это английские традиции, которые чтят и берегут на протяжении десятилетий. Наверное, поэтому среди владельцев почтенных автомобилей почти нет молодых лиц. Возрастной критерий колеблется рядом с отметкой в 50 лет. Моим спутником стал Ховард Харпер — приветливый седовласый англичанин, довольно общительный, он любит пошутить и весело посмеяться. В Лондон мы поедем на великолепном и достаточно редком кабриолете Jaguar XJS 1984 года выпуска.

content image for: 32611

Среди участников пробега это — один из самых молодых автомобилей (если не считать современных представителей семейства кошачьих, которые тоже присутствовали в списке машин). Наш стартовый номер — 67, поэтому, познакомившись со спутником и оценив его великолепно сохранившийся кабриолет, я тут же отправляюсь к стартовому постаменту. Ровно в 10.30 мэром Ковентри будет объявлено о начало пробега!

content image for: 32611

Духовой оркестр замолкает, и с английской пунктуальностью исключительно в назначенное время на площадь перед музеем выходит статный седовласый мужчина. Это мэр города Брайан Келси. Толпа замолкает, предоставляя ему слово. Естественно, мэр говорит о Ягуаре и Англии. Об истории, уважении, почтении, успехе и, несмотря на всю присущую англичанам традиционность, устремленный в будущее новаторский взгляд компании. Мэр берет в руки английский флаг, на постамент заезжает автомобиль под номером 1 — легендарный E-Type. Взмах, аплодисменты и — пробег начался!

content image for: 32611

Старички-Ягуары разных годов выпуска импозантно вкатываются на пьедестал, затем отправляясь в путешествие. 30-е, 40-е, 50-е, 60-е... Десятилетия, как в калейдоскопе, сменяют друг друга, тембры моторов и рев выпускных систем напоминают свидетелям шоу о том, как делали машины в разное время. Кузова блестят и играют на резком солнце, демонстрируя дизайнерские приемы разных лет. Да и водители как на подбор. Многие машины без верха, и седовласые джентльмены разной степени оригинальности, кто при усах, а кто и при бороде, восседают внутри, на них винтажные кожаные шлемы и ветрозащитные очки с хромированными окантовками. Сейчас машины пройдут порядка 200 километров в сторону Лондона с промежуточной остановкой в графстве Глостершир и на протяжении каждого метра пробега будут напоминать окружающим о том, что сегодня у одного из достояний Англии — юбилей.

content image for: 32611

А вот и автомобиль номер 67 у стартовой прямой. Я уже внутри. Как же приятно чувствовать себя полноправным участником этого перформанса. Куртка застегнута, шарф — вокруг шеи. Погода отличная, и мы с Ховардом решаем, что ехать в кабриолете в солнечную погоду, пусть даже если температура воздуха в районе 17 градусов Цельсия, с поднятым верхом — преступление. К тому же, как выяснилось чуть позже, печка греет у «джага» просто великолепно.

content image for: 32611

Надо заметить, что купе и кабриолет XJS — из долгожителей компании. Эта машина, как мост, соединила аж три эпохи. Старт производства пришелся на 1975 год, и с изменениями двухдверка продержалась на конвейере до 1996-го! Топ-версией считался автомобиль с V12, а у нас вариант попроще — с 3,6-литровым V6 мощностью 228 лошадиных сил. Зато с редким кузовом кабриолет.

content image for: 32611

История этого великолепно сохранившегося образца похожа на истории многих других великолепно сохранившихся образцов. Кабриолет простоял на приколе большую часть своей жизни до того момента, как попал в руки Ховарда. Пробег у белого автомобиля смешной для его 26-летнего возраста — без малого 19 000 миль! Думаю, в ближайшее время он несильно увеличится. Ховард регулярно выезжает покататься по выходным «на районе», в зимний сезон машиной не пользуется — консервирует в гараже.

content image for: 32611

Поэтому неудивительно, что автомобиль в целом сохранил аутентичное состояние. Тут родное лакокрасочное покрытие, нетронутый салон и механическая крыша, которая великолепно работает и не планирует давать течь. Интерьер — как машина времени. Садишься в небольшое кресло и словно оказываешься в другой эпохе, где все иначе. При этом удобство посадки на высоте, эргономика не страдает. Порадовало и удивило то, что у достаточно старого автомобиля есть бортовой компьютер, который исправно работает.

content image for: 32611

Впрочем, по-другому быть не может. После покупки Ховард произвел полную ревизию приобретения. В результате пришлось заменить пружины с амортизаторами, кое-какие сальники и прокладки, а также тормозные диски с колодками — лишь потому, что машина очень много времени провела без движения. Кузов в идеальном состоянии, старый кабриолет почти не играет им на неровностях.

content image for: 32611

Думается, в таком состоянии этот автомобиль пробудет еще очень долго. Скоростной лимит его владелец не превышает, чинно заруливает в повороты на скорости не более 60 км/ч, очень плавно тормозит. В общем, ведет машину предельно осторожно и бережливо. Сразу видно, что он получает гораздо больше удовольствия от обладания, а не от управления. Ну, и от демонстрации своей игрушки окружающим.

content image for: 32611

К слову сказать, не все обладатели почтенных, даже куда более старых, Ягуаров обращались на протяжении пробега со своими автомобилями таким образом. Некоторые, со слов моих коллег, серьезно пришпоривали коней, не стесняясь выжимать из них под сто миль в час, совершенно невзирая ни на свой, ни на автомобильный возраст.

content image for: 32611

Вот и меня немного утомила размеренная езда, и я издалека начал расспрашивать собеседника о том, а раскрывал ли он хоть раз в жизни характер своего «подопечного». Знает ли о его потенциале? Может быть, ездил в Германию на автобан или выезжал на одну из множественных английских гоночных трасс? Не на того напали... «Это скучно!» — с хитрой улыбкой парирует Ховард. На самом деле, он просто не гонщик, и ему жалко машину. Но я его все равно не понимаю.

content image for: 32611

Тем временем дорога приближается к столице, и пару раз встречаются старенькие «кошаки», отдыхающие на обочине. Несмотря на то что погода прохладная, почтенные раритеты перегреваются. Виной тому — пятничные пробки в Лондоне. Когда создавались эти легенды, даже самые оторванные писатели-фантасты не могли предсказать английской столице столь насыщенный трафик. Ну, а то, что некоторые динозавры с недонастроенными карбюраторами жутко дымят переобогащенной смесью, — для всех в порядке вещей. Нормы «евро» на них не распространяются! Даже если происходит это в историческом центре столицы Великобритании на глазах у всех!

content image for: 32611

Зато какой ажиотаж вызывает эта разрозненная колонна на улицах Лондона. Люди, как вкопанные, останавливаются, достают телефоны или же непонятно откуда взявшиеся профессиональные «зеркалки» и фотографируют этих пришельцев из прошлого, которые направляются к Веллингтонским Баракам (если кто не в курсе, это очень приличные старинные казармы). Там на большой площади участники пробега выстраиваются стройными рядами, образуя совершенно уж иллюзорное зрелище. Величие, грация, стиль, история, машинное масло, бензин, дым и великолепная городская архитектура в лучах заходящего солнца сплелись в каком-то невообразимом и эффектном симбиозе.

content image for: 32611

Утренний маршрут куда более короткий (70 км) и пролетает, как чашка двойного эспрессо — быстро и вкусно, но спать некоторое время все-таки еще хочется. Нас тем временем встречает гигантский паркинг одного из самых крупных ретрофестивалей не только Англии, но и Европы — это Goodwood Revival. Кстати, в этом году его посетили 134 000 человек.

content image for: 32611

Десятки, сотни и тысячи старинных машин, сделанных во всем мире, но эксплуатирующихся в Англии, стекаются сюда вместе со своими владельцами и их спутниками со всей страны, чтобы организовать один из наиболее величественных и дорогостоящих паркингов планеты Земля. Можно даже не заходить на территорию фестиваля, а несколько дней бродить по стоянке, разевая рот на тот или иной раритет. Гигантский участок стоянки был занят теми самыми семьюдесятью пятью Ягуарами, которые участвовали в пробеге.

content image for: 32611
content image for: 32611

Но самое интересное — на территории гоночного трека Goodwood Motor Circuit, на котором, кстати, летом сего года проходили испытания Lexus LF-A, о чем мы писали. Фестиваль посвящен эпохе 40-60-х годов прошлого столетия. Ну, а так как в те времена проходила Вторая мировая война, то и военная тематика тут представлена очень широко.

content image for: 32611

В программе фестиваля — гонки на разнообразных спортивных автомобилях тех лет, начиная от спортивных прототипов серийных моделей и заканчивая самыми настоящими Формулами. В заездах участвуют как молодые, так и проверенные пилоты, чем обеспечивается преемственность поколений и передача традиций. Нередко приглашаются звезды. Например, в одной из сессий принимал участие Мартин Брандл. Формат заездов — квалификация (которая проходила в первый день фестиваля) и гонка на время (как правило, 20 или 25 минут).

content image for: 32611

Отличительной особенностью фестиваля является то, что гоночные боксы открытые и каждый, кто купил билет, может стоять и воочию наблюдать, как старинные болиды настраивают перед заездами. Как белоснежные костюмы механиков превращаются к концу дня в черные. А в воздухе тем временем пролетают разнообразные самолеты Британских ВВС из прошлого.

content image for: 32611

Но не только на заезды и технику нужно смотреть, если вы оказались на Goodwood Revival. Фестиваль этот, далеко не в последнюю очередь, — костюмированное представление. Тут предусмотрен свой дресс-код. Если вы собираетесь на Revival, будьте добры поковыряться в сундуке своей бабушки, ведь вы должны быть одеты в стиле 40-60-х! Причем аксессуары (для всех) и макияж (для леди) тоже должны быть из тех времен.

content image for: 32611

Только не подумайте, что на главном входе стоит какой-нибудь жесткий фейс-контрольщик в форме «гестапо» (кстати, некоторые персонажи разгуливали по фестивалю в форме СС!) и заворачивает тех, кто одет «не по моде». В Англии высока сознательность граждан, и никого насильно дресс-код соблюдать не заставляют. Почти все это делают сами, понимая, что иначе не будет праздника. Не будет воссоздана атмосфера того времени.

content image for: 32611

Впрочем, даже если по каким-то уважительным причинам вам не удалось принарядиться, проблему можно решить непосредственно на фестивале. Тут продается много вещей тех времен. Можно не только полностью приодеться, но и притащить домой, например, олдскульный проигрыватель пластинок. Или что-то еще.

content image for: 32611

Жаль, что мы посетили Revival «по касательной». Были там всего день из трех — к таким мероприятиям надо тщательно готовиться, изучать программу, копить деньги на сувениры.

content image for: 32611

Но ведь и не Revival был основной целью нашей поездки, а тот самый исторический пробег. Думаю, сэр Уильям Лайонс как минимум прослезился бы, если бы узнал, как Англия отмечает день рождения его детища в начале 21-го века. Мне же остается лишь поблагодарить компанию Ягуар за представленную возможность прикоснуться к великой истории. Это событие из разряда тех, о которых будешь помнить всю жизнь и рассказывать внукам.

Леонтий Тютелев
Фото автора, Jaguar и Goodwood Revival