Нет — беспечности, да — безопасности!

Skoda Yeti на огромной скорости несется навстречу Superb… Вздыбливается сталь капотов, Yeti отрывает свою переднюю часть от земли, словно пытаясь переехать Superb, но тут же машины отскакивают друг от друга, неуклюже разворачиваясь в своем ужасном танце

Skoda Yeti на огромной скорости несется навстречу Superb... Бум-бам-тарарам! Вздыбливается сталь капотов, Yeti отрывает свою переднюю часть от земли, словно пытаясь переехать Superb, но тут же машины отскакивают друг от друга, неуклюже разворачиваясь в своем ужасном танце, и замирают на месте под шум все еще летящих в разные стороны обломков. Искореженный металл, оторванные колеса, дым пиротехники подушек безопасности. Настоящая авария...

content image for: 32536

Мы все уже настолько привыкли к краш-тестам Euro NCAP, что и последствия этих испытаний воспринимаем только в виде «звезд» и «процентов». Камерность европейских показательных «аварий» несколько отдаляет нас от действительности настоящих дорожных происшествий. На полигоне Skoda в МладаБолеславе все было по-другому. И воспринималось почти как настоящий дорожный инцидент. К тому же Yeti двигался со скоростью 90 км/ч, а не 64 км/ч, как в стандартных краш-тестах.

content image for: 32536

Что ни говори, а современные машины очевидно становятся безопасней год от года. Трудно представить, что произошло, если бы чехи столкнули «лбами» автомобили родом из 80-х годов. А тут, несмотря на то что передние части обеих Skoda разбиты в хлам, клетка салона сохранена почти в первозданном виде, лобовое стекло на месте, передняя стойка не согнулась, двери открываются без проблем. А в «глазах» манекенов — как взрослых, так и детей — нет ни ужаса, ни удивления. Они как будто подтрунивают: «Давай, сними показания с датчиков, убедись, что все круто!» За этим занятием мы и оставим специалистов Skoda из Отдела по исследованию безопасности, которые вместе со своими коллегами — пожарными и спасателями — моментально прибыли на «место ДТП». А пока немного поговорим о том, что же это за отдел такой и зачем он был создан.

content image for: 32536
content image for: 32536

Отдел по исследованию безопасности Skoda был основан в 2008 году и является частью департамента технического развития чешской компании. Одна из его задач — выезд на место ДТП с участием автомобилей марки Skoda и анализ происшествия по трем основным направлениям: техническому (поведение автомобиля в момент аварии и оценка его повреждений), медицинскому (травмы людей) и психологическому (причины столкновения). С момента основания специалистами отдела описано около 300 серьезных аварий. Главная цель — естественно, повышение безопасности. Конечно, работники «службы безопасности» проводят и стандартные краш-тесты, и моделируют различные ситуации на компьютерах, но именно живые примеры позволяют понять причину аварии, восстановить сцену ДТП и при этом получить исчерпывающую информацию (в том числе и о человеческих травмах). Реальные происшествия позволяют изучать ситуации, которые, возможно, до сих пор еще не были искусственно смоделированы, вносить предложения по конструктивной доработке тех или иных узлов автомобиля и, самое главное, предотвращать подобные инциденты в будущем.

content image for: 32536
content image for: 32536

Вообще, отдел по исследованию безопасности Skoda под названием Safety Research подразделяется на три команды. Первая из них занимается профилактикой, предотвращением ДТП. Задача этих ребят вроде бы проста: они учат правильно сидеть за рулем, правильно пристегивать всех членов экипажа, включая беременных женщин и детей в специальных креслах, правильно крепить груз в багажнике и за его пределами — все для того, чтобы минимизировать риск травмы при возможной аварии. Вроде бы прописные истины, но переоценить их значение сложно: сколько людей пострадали из-за элементарной небрежности!

content image for: 32536

Еще одно направление деятельности этой группы — обучение детей основам ПДД. Для этого на чешском сайте компании Skoda (www.skoda-auto.cz) есть специальный раздел Playful Skoda (www.skodahrou.cz), который позволяет малышам в игровой и совсем не скучной манере познать азы правил: научиться правильно переходить дорогу, ездить на велосипеде, определять, что значат основные дорожные знаки и линии разметки. Безусловно, такой игровой способ обучения — единственно возможный для маленьких детей и очень интересный. Обещают, что скоро появится и русскоязычная версия этой мультяшной «обучалки», что не может не радовать.

content image for: 32536

Вторая команда — быстрого реагирования. У отдела по исследованию безопасности есть договоренность с полицией Чешской республики, которая позволяет специалистам выезжать на место ДТП с участием автомобилей Skoda. Сюда входят пожарные, спасатели, а также люди, собирающие на месте аварии разного рода данные и расшифровывающие информацию с датчиков и электронного блока управления, если те не были повреждены в момент столкновения. Впоследствии, все это используется как для анализа воздействия того или иного повреждения на характер управляемости автомобиля и на безопасность в целом, так и для компьютерного моделирования абсолютно любых столкновений.

content image for: 32536

Третья команда совершенствует пассивную и активную безопасность автомобилей Skoda. Пассивная — это в первую очередь кузов. Его жесткость и способность к правильной, так называемой программируемой деформации. Кузова современных моделей Skoda делают с широким применением высокопрочных сталей, а возможность их деформации и лояльность при столкновении с пешеходом неоднократно просчитывают на компьютере. Специалисты Skoda Safety Research говорят, что проведенный ими анализ 300 дорожных происшествий показал, что кузова у Skoda, равно как и другие узлы, — то что надо. Дескать, все было спроектировано верно, и никаких изменений в конструкцию после их анализа внедрено не было. Мне кажется, немного лукавят. Иначе в чем тогда смысл их работы? Наверняка все же какие-то советы и предложения они вносят, и, уверен, компания не оставляет их без внимания.

content image for: 32536

Ну а как там себя чувствуют манекены после столкновения на скорости 90 км/ч? После анализа всей информации выяснилось, что никто не пострадал. Более того, никто не получил даже серьезных травм!

content image for: 32536

А вот в том, что с активной безопасностью у современных Skoda все в порядке, сомневаться не приходится. Мало того что салон просто-таки напичкан подушками безопасности, а ремни имеют пиротехнический преднатяг, все современные модели оснащаются огромным количеством электронных систем. От аббревиатур рябит в глазах: ABS, ASR, EDS, HBA, DSR, XDS, CBC, FBS, TSA... Все эти электронные помощники преследуют одну-единственную цель — безопасное вождение вне зависимости от дорожной ситуации, погодных условий и навыков водителя.

content image for: 32536

Для усовершенствования систем активной безопасности в распоряжении специалистов из Safety Research есть специальная Skoda Octavia, напичканная компьютерами и датчиками. Испытания проводят на самых различных дорогах и покрытиях, даже на Нордшляйфе. Мы же в свою очередь провели испытания автомобилей Skoda «не отходя от кассы», тут же, на полигоне. Даже скромный и непродолжительный тест-драйв позволил убедиться в одной бесспорной вещи: для обычного водителя, не обладающего специальными навыками, системы активной безопасности работают исключительно во благо, позволяя ему контролировать автомобиль в действительно сложных дорожных ситуациях.

content image for: 32536

Несмотря на то что удар был произведен не по методике Euro NCAP, исследования последствий для пассажиров производились по схожей схеме. Думаю, вам будет интересно ознакомиться с некоторыми результатами. Итак, уровень защиты для «взрослых пассажиров» в Superb Combi составил 98,25%, а для «детей», сидящих на заднем сиденье, — 100%! Соответствующие показатели для Yeti — 99,94% и 93,19%. Все это настолько близко к 100процентной отметке, а значит к полному отсутствию каких-либо повреждений, что заставляет снять шляпу перед инженерами Skoda и, конечно же, Отделом по исследованию безопасности, который в меру своих сил помогает сохранять жизни людей и в настоящем, и в будущем.

content image for: 32536

Так ли важна роль подразделения Skoda Safety Research в безопасности чешских автомобилей? Возможно, в современном мире, где еще на стадии проектирования модели на компьютере моделируются тысячи различных краш-тестов, вклад этого отдела нивелируется. Но все же их старания в совершенствовании безопасности автомобилей, внедрении интересных обучающих программ для детей и попросту стремлении приучить людей не быть такими беспечными внушают огромное уважение! Кстати, по-чешски слово «беспечность» (bezpecnost) переводится как «безопасность». Вот такая игра слов...

Дмитрий Кротов
Фото автора и фирмы Skoda