Mazda Shinari. Семейное дело

Mazda познакомила нас с новейшим концепт-каром Shinari и своей дизайнерской идеологией KODO, которая будет воплощена в будущих моделях компании

Порой искренне удивляет то, какой предмет может стать источником вдохновения. Взять, к примеру, нож. Нож для вскрывания конвертов, что в нём особенного? Но именно благодаря причудливо изогнутой полоске «нержавейки» работы итальянского мастера Энцо Мари японец Икуо Маэда начал творить. Кто он такой? Ныне это шеф-дизайнер Mazda. И под его руководством был создан концепт-кар Mazda Shinari, который стал очередной вехой в истории компании – предвестником иного дизайнерского направления, нового лица марки.

К слову, нож (такие же лезвия Danese нынче представлены в экспозициях нескольких музеев современного искусства) Икуо подарил отец, Матасабуро Маэда. Ныне почтенный дедушка ещё тогда, в 70-х, знал толк в стоящих штучках. Он же и стал первым руководителем собственного дизайнерского подразделения Mazda, а главным его успехом оказалось роторное купе RX-7, увидевшее свет в 1978 году.

Так что сын пошёл в отца – в 1982-м, закончив университет в Киото, Икуо Маэда получил работу в Mazda Motor Corporation, а в 1985 году перешёл в департамент дизайна. И вот на дворе год 2010-й, мы в шикарном поместье Вилла Сан Карло Борромео близ Милана и уже немолодой, но полный энергии 51-летний Маэда-сан собственной персоной готовится рассказать нам о, пожалуй, самой важной его работе – концепте Shinari. Короткая речь, небольшой видеоролик и под вспышки фотокамер покрывало обнажает... большое четырёхдверное купе Mazda!

Shinari производит сильное впечатление. После нескольких концептов в стиле «потока» Nagare эта машина привлекает именно своей непохожестью на всё созданное в бытность Лоренса ван ден Акера главным дизайнером Mazda. Дух Nagare, по сути, почти не был реализован в серийных моделях. Но глядя на Shinari, об этом не жалеешь. Новая стилистика Mazda называется KODO, что в вольном переводе означает «душа движения». И Shinari воплощает её в реальность. Формами, поверхностями, линиями, выражающими энергичное и мощное движение.

Взаимодействие между всеми дизайн-студиями Mazda очень тесное – все глобальные программы стартуют одновременно во всех центрах, поэтому часто выбирается компиляция лучших решений той или иной команды. Mazda Shinari – не исключение
Взаимодействие между всеми дизайн-студиями Mazda очень тесное – все глобальные программы стартуют одновременно во всех центрах, поэтому часто выбирается компиляция лучших решений той или иной команды. Mazda Shinari – не исключение

Четырёхдверное купе было выбрано отнюдь не случайно. Перед Икуо Маэда стояла задача не только сделать бренд Mazda более узнаваемым с помощью Shinari, но и придать ему лёгкую окраску премиума. К тому же, тематика знакома японскому маэстро – Икуо Маэда создал Mazda RX-8. Да и Милан ему отнюдь не чужд – на тесных улочках центра Ломбардии он искал вдохновение, работая над хэтчбеком Mazda2.

Впрочем, о поверхностях нам весьма эмоционально и наглядно рассказывал уже кореец Йонг Вук Чо, чей скетч Shinari победил в соревновании между дизайн-студиями Mazda из Северной Америки, Европы и Японии. Своей работой он гордится, так что не случайно Маэда-сан сделал выбор в пользу улыбчивого Чо, который, кстати, был автором рестайлинга RX-8.

А вот интерьер взяли американский – это настоящий успех для Жюльена Монтусса, ведь он был принят на работу в Mazda лишь в октябре 2009 года! И, признаться, салон производит очень благоприятное впечатление – материалы подобраны отменные, дизайн отнюдь не вредит функциональности, а проработка деталей заставляет удивиться. Не случайно студию в Ирвайне возглавлает с апреля 2009 года Дерек Дженкинс, прежде 16 лет отработавший в Audi.

Но остаётся главный вопрос. Неужели Shinari, при всей своей завершённости и внимании к мелочам, – лишь носитель идей, а не прототип будущей модели? Маэда-сан на этот вопрос отвечает утвердительно. Мол, с Shinari серийные машины унаследуют только общую стилистику и, вероятно, улучшенные интерьеры. Что до конкретных деталей, то японец назвал лишь решётку радиатора. Но всё же дал понять – если подобная Shinari машина когда-то дойдёт до серийного производства, то она будет заднеприводной.

Конечно, всё это – долгосрочная перспектива. И Икуо Маэда хотел бы продолжить дело отца и снова создать новое спортивное купе для Mazda (конечно же, с роторным двигателем!), однако он отнюдь не считает, что это только семейная традиция. Пусть он и родился в Хиросиме, где находится штаб-квартира Mazda, но он прежде всего профессионал и хочет выполнять свою работу независимо от корней.

Первые результаты деятельности Икуо Маеды мы увидим не очень скоро – Mazda не может приостановить разработку почти готовых моделей только ради того, чтобы причесать их под новую фирменную концепцию. По мере возможностей, Маэда-сан попробует привить им черты своего стиля, но первые плоды на грядке KODO появятся только через пару лет. И что-то подсказывает, что он блестяще справится с задачей. Чувствуется в нём не только любовь к собственному делу, но и бурлящая энергия, активность, которую он называет нетипичной чертой японцев. Похоже, будущее дизайна Mazda находится в хороших руках.

Вадим Гагарин
Фото автора и компании Mazda